II. Раннегреческая натурфилософия

 

Милетская школа возникла в VI в. до н.э. в крупном греческом полисе Малой Азии (Милет).

Философы милетской школы являлись довольно разносторонними людьми своего времени (Фалес Милетский – географ и путешественник, Пифагор – математик и т.д.); пытались объяснить законы природы; искали «первоначало» мира (в основе мира находятся четыре природные стихии – огонь, вода, воздух, земля).

Философская система данной школы в истории философии получила название «натурфилософии» или «натурфилософского подхода». В дальнейшем натурфилософское мировоззрение выразилось в материалистическом восприятии окружающего мира.  

Фалес Милетский – основатель милетской школы. По его мнению, Земля – центр Вселенной, который представляет из себя «плоский диск»; открыл «теорему Фалеса»; определил продолжительность дней в году; основой всего сущего считал воду.

Анаксимен сравнивал божество с силами природы и небесными светилами; «первоначало» жизни – это воздух; душа каждого человека сродни воздуху, то есть «душе космоса».

Анаксимандр сформулировал понятие «вечного движения» (воздух постоянно находится в движении и именно благодаря ему «одни вещи рождаются, другие уничтожаются»); выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных; «первоматерией» всего существующего считал «апейрон» - вечную, бесконечную, неизмеримую субстанцию.

Одним из известных древнегреческих философов является Гераклит Эфесский, родившийся в ионийском городе Эфесе. Мыслитель не принадлежит ни к какой философской школе Древней Греции, но в то же время в его сочинениях отражены различные идеи, мотивы, связывающие его философию с разными древнегреческими школами, течениями, направлениями. 

Особенности философии: огонь – «первоначало» жизни (космос не создали ни бог, ни человек, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем); считал, что окружающий мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); противоположности составляют суть жизни и одновременно не только исключают и разрушают друг друга, но также предполагают одна другую, в результате чего создается некоторое противоречивое целое («Логосу внимая, мудро признать, что все – едино»); существование мира и человека в нем определяется универсальным (вселенским) законом, который получил название «Логос»; мышление – это единственное качество, отличающее истинного философа (или человека) от ложного философа (или человека-лжеца).

Элейская школа возникает в VI-V в.в. до н.э. в древнегреческом полисе Элея, который находится на территории современной Италии.

Мыслители элейской школы изучали проблемы познания; объясняли возникновение сущего воздействием идеального начала (их считают «предвестниками идеализма»); выступали сторонниками монизма.

Парменид – основатель элейской школы считается уроженцем Элеи. Именно, Парменид подразделяет в своих сочинениях познавательные возможности чувств и разума, ощущений и мышления или проводит разделение чувственного и рационального компонентов в человеческом познании; утверждает тождество мышления и бытия (то, что существует, мыслимо, и то, что можно помыслить, существует); философ убежден, что ощущения и чувства никогда не дают истинного знания о предметах и вещах; бытие – едино и неделимо, и абсолютно неподвижно, и неизменно, а, наоборот, небытие не существует как действительность, но существует как какая-то «кажимость» или иллюзорность наших человеческих ощущений.

Зенон Элейский – ученик Парменида склонялся к мысли о том, что любые человеческие чувства и ощущения не дают истинного знания, поэтому необходимо в процессе познания основываться только на «доводах разума»; движения не существует, оно является просто иллюзией нашего разума.

Положения Зенона нашли отражение в знаменитых «апориях» (загадках): «О месте места», «Ахиллес и черепаха», «Стадий», «Летящая стрела»,«Дихотомия», «Куча»

Пифагорейская школа        основана   древне-греческим философом Пифагором во 2-й половине VI – начале V в.в. до н.э.). 

Пифагор и его последователи первопричиной всего существующего считали «число» (каждый предмет, вещь можно измерить с помощью «числа»); единица – мельчайшая частица всего существующего и основа мироздания; сформулировали так называемые «протокатегории», которые, по их мнению, доказывают диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, мужское – женское). 

Атомистическая школа возникает в Древней Греции и основывается на утверждении, что основой мира и человека являются мельчайшие (микроскопические) частицы – атомы.

Демокрит убежден, что мир и все бытие состоит из «атомов», кроме всего прочего «атом» неделим; атомы находятся в определенном пространстве, заполненном «пустотой»; атомы постоянно и беспрерывно движутся; жизнь – это различное соединение «атомов», а смерть – это разъединение «атомов»; автор завершенной «космогонической модели», в соответствии с которой в мире присутствует «необходимость-принуждение» или «естественная необходимость» (Ананке), вызвавшая возникновение совершенно различных предметов и вещей; человек, по выражению философа, появился на свет «голым, босым и диким»; человек становится личностью или индивидуальностью только в результате собственного развития, но под влиянием «ананке», которая естественно привела к следующему феномену «техне» («искусство»), и в дальнейшем формирует «номос» («культуру»); самое лучшая форма правления – это древнегреческий город-государство (полис), где развита публичная власть, торговля и обязательно проводятся реформы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: