III. Классическая древнегреческая философия

 

Софисты – философская школа Древней Греции, возникшая в V – первой половине IV в.в. до н.э. Философысофисты были знаменитыми педагогами своего времени, так как учили ораторскому искусству и другим наукам.

Софисты не принимают основы традиционной цивилизации и отрицают сложившиеся обычаи, правила; доказывают условность любого государства и права, их естественное несовершенство; стремятся буквально все проверить на практике или логически доказать правильность, или неправильность какой-либо мысли; любая мораль воспринимается как предмет критики; софисты отрицают истинность действительности (бытия).

Одной из самых важных задач древнегреческих софистов являлась задача научить большинство людей «мудрости» и «добродетели», то есть помочь им сориентироваться в таком сложном и противоречивом мире. Любой человек должен овладеть практическими приемами решения сложных жизненных ситуаций или научиться «правильно во всем поступать» и «обо всем правильно говорить». 

Деятельность софистов в истории философии известна так называемыми «софизмами» (в пер. с греч. sophisma – измышление, хитрость) или логическими приемами, уловками, базирующимися на разнообразных нарушениях логического закона тождества.

Протагор являлся одним из самых видных и знаменитых софистов. В свое время философ попытался выразить свою философскую систему следующим девизом: «Человек есть мера всех вещей» или только человек, скорее всего его субъективное мнение, является мерилом оценивания окружающего мира. По убеждению большинства современных философов именно в классическом этапе развития древнегреческой философии, благодаря девизу Протагора, зарождается «гуманизм».

Протагора его современники древние греки считали настоящим безбожником, так как он в своем философском произведении: «О богах» выразил следующие мысли: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать: и неясность, и краткость человеческой жизни». Впоследствии за эти мысли практически все произведения Протагора были сожжены.

Протагор утверждал, что окружающий мир относителен, поэтому всяческое объективное знание (или познание) невозможно или недостижимо; если человек – это мера всех вещей, то реально существует только «мир мнения» (он же иллюзорный мир); бытие (наш мир) зависит от человеческого чувственного восприятия.

Горгия можно назвать «основателем красноречия»: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». Вместе с тем философ знаменит тем, что ввел в риторику понятие так называемых «общих мест». «Общие места» - это определенные правдоподобные, внушающие доверие «максимы», которыми мог бы воспользоваться любой оратор, произнося свою речь. 

Сократ один из самых знаменитых философов классического этапа развития древнегреческой философии. Не принадлежал ни к одной философской школе Древней Греции, но в то же время его идеи и мысли нашли претворение в философских концепциях многих древнегреческих философских школ. 

Сократ разработал свой «уникальный» метод познания истины – «майевтика» (вначале ирония над собеседником, а затем – майевтика, то есть нахождение истины); практически не оставил ни одного философского сочинения (принципиально считал, что истина достигается только в диалоге между людьми); являлся сторонником «этического рационализма» (любое знание – это добро); был своеобразным просветителем Древней Греции (рассказывал и объяснял основные жизненные вопросы в людных местах – рынках, площадях – простому народу); благодаря его деятельности сформировались множество «сократических школ»; философ воспитал много учеников (среди них, Платона).

Он выдвигал положение о том, что в человеческой жизни все должно строиться на «полезности» или «целесообразности» (польза проявляется в целесообразном устройстве предмета или при достижении цели). 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: