IV. «Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания

           

 Формирующемуся буржуазному обществу требовался «новый человек» - свободный, смелый, решительный, отрицающий всяческую религию и веру в Бога, но убежденный в своих человеческих силах и возможностях изменить окружающий мир.

       Антропологические проблемы интересовали Ж.-Ж.

Руссо, К.-А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро и т.д.

 

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) 

Основная работа: «Эмиль, или О воспитании».

Особенности философии

 
Причина социального зла
 
частная
собственность
 
Идеальное общество:
 
-
 
все люди обладают
равными правами
;
 
-
 
собственность распределена
 
между всеми людьми
равными долями;
 
-
 
дем
ократическое устройство
 
Право простого угнетенного народа
на восстание
 
 
свержение
«паразитирующего меньшинства»
 
Новая система воспитания детей:
 
-
 
практичные
знания;
 
-
 
развивать в детях
естественность
, развивать
чувство независимости
и
свободы
;
 
-
 
«новая
педагогика» должна соответствовать
принципам «естественного воспитания»
 

 

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771) 

Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Особенности философии

Мир – материален, бесконечен во времени и

пространстве, в постоянном движении

Сознание – свойство материи

Личный интерес не должен противоречить общественному

Движущее начало общественной жизни

универсальный принцип эгоизма (себялюбие)

Воспитать человека – значит изменить среду

(создать благоприятные условия)

 

       Вопросы для повторения:

 

1. Назовите предпосылки возникновения философии Нового времени и эпохи Просвещения?

2. Перечислите особенности философии Нового времени и эпохи Просвещения?

3. Автором какого метода познания является Р. Декарт?

4. Автором какого метода познания является Ф. Бэкон?

5. Какие врожденные заблуждения людей выделял в своей философии Ф.Бэкон?

6. Какие свойства человеческого ума выявляет английский философ Ф. Бэкон?

7. В чем заключается цель философии, согласно воззрениям

Т. Гоббса?

8. Каким образом разрешаются естественные права каждого человека в обществе?

9. Какие идеальные формы государственного устройства выделяли Т. Гоббс и Дж. Локк?

10. Перечислите классы «монад» в философской системе Г. Лейбница?

11. В чем разница между «истинами разума» и «истинами факта» в философии Г. Лейбница?

12. Назовите основных представителей   философии французского Просвещения?

13. Назовите особенности философии Ж.-Ж. Руссо?

14. Какая идея находится в основе демократического государства, согласно философии Ш. Монтескье?

15. Перечислите представителей социально-утопического направления философии эпохи Просвещения?

16. Назовите автора       «Энциклопедии наук,    искусств   и ремесел»?

17. В чем заключается «утилитаризм», по мнению Ж. Ламетри?

 

 

Литература 

 

1. Бэкон Ф. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1977

2. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1978

3. Вико Дж. Сочинения. М., 1985

4. Вольтер Ф. Философские повести. М., 1995

5. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964

6. Декарт Р. Рассуждение о методе… М., 1953

7. Декарт Р. Сочинения. М., 1989

8. Кузнецов Б. Г. Ньютон. М., 1982

9. Лабрюйер Жан де. Суждения и афоризмы. М., 1990

10. Лазарев В. В. Становление философского знания

Нового времени. М., 1989

11. Локк Дж. Сочинения. М., 1983

12. Ляткер А. Я. Декарт. М., 1975

13. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955

14. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1972

15. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973

16. Паскаль Б. Мысли. М., 1982

17. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1981

18. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969

19. Соловьев Э. Феномен Локка // Соловьев Э. Прошлое толкует нас. М., 1991

20. Спиноза Б. Этика. М., 1993

21. Субботин А. Л. Бэкон. М., 1974

 

 



Лекция VII. Немецкая классическая философия

 

План

I. Предпосылки возникновения, особенности и основные направления немецкой классики

II. Философская концепция И. Канта

III. Философия объективного идеализма Г. Гегеля

IV. Антропологический материализм Л. Фейербаха

 

I. Предпосылки возникновения, особенности и основные направления немецкой классики

Немецкая классическая философия явилась своеобразным итогом классического этапа развития западноевропейской философии.

Хронологические рамки: конец XVIII – середина XIX в.в.

 

 

Ос
новные направления
 
немецкой классической философии
 
 
 
Объективный
идеализм
 
)
Г. Гегель
(
 
Материализм
 
Субъективный
идеализм
 
И. Фихте
)
(
 
Романтизм
 
(
Э. Гартман
)
 
Антропологический
мат
ериализм
 
(
Л. Фейербах
)
 
Марксизм
 
(
диалектический
материализм)
 
К. Маркс
)
(
 

                                                                          83



Особенности 

Немецкой классической философии

 

1. формулировка и     применение основных законов, принципов и категорий диалектики;

2. деятельностный подход (личность должна быть       активной и преобразовывать окружающий мир);

3. аксиологический подход (духовный мир

наполняется нравственными, эстетическими и религиозными ценностями);

4. антропологический подход       (человек

является активным субъектом познания и преобразования окружающего мира);

5. сциентический (мир и человек познаваемы);

6. исторический оптимизм (идея прогресса,

формационная теория       исторического процесса);

 

Предпосылки 

Немецкой классической философии

 

1. достижения      естествознания    (физика, химия, изучение органической природы – работы Г. Гальвани, А. Вольта, Х. К. Эрстеда, Г. Дэви, М. В. Ломоносова, Дж. Пристли, А. Л. Лавуазье, Ж. Б. Ламарка, А. Галлера, Р. Броуна);

2. прогресс общественных наук – работа А. Смита «Исследование    о    природе    и

причинах богатства народов»;

3. открытия в области математики;

4. деятельность лидеров национального

просвещения (создание общегерманской организации «Буря и натиск»);

5. немецкий язык   (словарный запас, неограниченная способность к созданию все новых и новых понятий, удивительная конструкция предложений, - все это способствовало формированию философской   мысли       и 

«философствованию»);

 

Основные представители: Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах, Христиан Вольф, Иоганн Готлиб Гердер, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг.

 

II. Философская концепция И. Канта

 

Иммануил КАНТ (1724-1804) – 

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). 

 

Образ жизни

n В 5 часов утра его поднимал слуга

n Завтрак – пара чашек чая и курение трубки nПодготовка к лекциям

n Чтение лекций в Кенигсбергском университете 

n Время обеда (несколько часов)

n Прогулки по городу

 

Вопросы И. Канта:

n Что такое человек?

n Что я могу знать?

n Что я должен знать?

n На что я могу надеяться?

 

 

Творчество И. Канта
 
 
Докритический
этап
 
(
70
до
-
х годов
XVIII
 
века)
 
Критический
этап
 
(
после
70
-
х годов
XVIII
 
века)
 

 

Основные идеи «докритического этапа»:

1. проблема развития;

2. проблемы бытия, природы и естествознания;

3. возникновение Солнечной системы (облако разреженных в Космосе частиц материи – движение данного облака, благодаря взаимодействию (притяжению, отталкиванию и столкновению) частиц материи);

4. природа не вечна и изменчива (постоянно развивается); 5.движение и покой материи относительны;

6. естественная биологическая эволюция. Основные идеи «критического этапа»

1. агностицизм           (ограниченность или невозможность познания      человеческим разумом окружающей действительности; причина любых трудностей в познании

мирасам человек (субъект), его разум);

2. границы человеческого    познания: антиномии   человеческого      разума (неразрешимые трудности, возникающие при      познании      человеком окружающей

действительности) и «вещи-в-себе»;

3. виды знания (априорное – врожденное

знание; апостериорное – приобретенное знание);

4. сформулировал   структуру

познавательного процесса; Основные идеи «критического этапа»

5. определил структуру «чистого разума»: формы чувственности, формы рассудка и формы разума;

6. выдвинул понятие «морального закона»

(категорический императив) – «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть    принципом всеобщего

законодательства»;

7. идея всеобщей целесообразности;

8. предложил идею демократии как в отдельном обществе, так и      в международных отношениях.

 

 

«Всеобщая естественная история и теория неба»

n Вселенная самопроизвольно развивающаяся из хаоса к порядку;

n Объяснение формирования планетных систем (силы притяжения и отталкивания).

 

«Физическая монадология»

n Пространство – непрерывная динамическая среда;

n Пространство      создается   взаимодействием простых субстанций;

n Наличие общей для всех простых субстанций причины – Бога;

n Возможная многомерность пространств.

 

«Единственно     возможное основание для доказательства бытия Бога» - признание необходимости какого-то существования и отождествлении его с Богом

Именно, в «критический период творчества» И. Кантом написаны его основные и впечатляющие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».  

«Критика чистого разума»

В данной работе И. Кант сформулировал довольно важную проблему – проблему познаваемости окружающего мира. Большинство мыслителей и философов, трудившихся до И. Канта, утверждали, что причиной всех проблем познания является «объект познавательной деятельности» (природа, явления и т.д.), но философ выдвинул предположение о том, что проблемы в познании возникают не только из-занепознаваемости «объекта», а, скорее всего, из-заограниченности познавательных возможностей человеческогоразума.  

Философ определил «границы человеческого познания»

1. «вещь-в-себе» (внутренняя сущность любой вещи, которую невозможно познать); 2. антиномии человеческого разума

- ограниченность пространства;

- простое и сложное; - свобода и причинность;

- наличие Бога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: