III.Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения

(Западная Европа – 

XIV
-
середина
XV
I
 
века)
 
 
Ценность
человека
 
Антропоцентризм
 
Оптимизм
 
Антицерковная
направленность
 

 

Франческо Петрарка (1304 – 1374)

Основные труды: «Моя тайна» (1342 – 1343), трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347), «Инвектива против врача» (1352 – 1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о делах повседневных» (1366). Особенности философии:

1. человеческая жизнь – уникальна, поэтому ее нужно ценить;

2. свобода выбора человека (сам выбирает свое «счастье»);

3. человек прекрасен (внешне и внутренне).

 

 

Лоренцо Валла (1507 – 1557) 

 

Основной труд: «О наслаждении как об истинном благе»

(1543). 

Особенности философии:

1. антропоцентричность (человек – центр мира, а не Бог);

2. церковные авторитеты – простые люди;

3. человек должен быть активным и смелым для того, чтобы измениться и изменить окружающий мир;

4. выступал за равенство мужчин и женщин;

5. высшее благо – наслаждение (удовлетворение материальных и моральных запросов человека).

 

 

IV.  Неоплатоническое направление философии эпохи Возрождения

(
Западная Европа
 
XV
 
век)
 
Картина мира:
Бог +
первоначала
 
Человек
-
 
микрокосм
 
Ун
иверсальная
философская система
 

 

 

Николай Кузанский  (1401 – 1464) 

Основные труды: «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1440), «Книга Простеца» (1450), «Апология ученого незнания» (1449), «О вершине созерцания» (1464).

Особенности философии:

1. пантеизм (Бог и мир едины);

2. сформулирован закон совпадения противоположностей (если противоположности совпадают, то материя и форма то же совпадают, и, следовательно, сущность и существование вещи или предмета неразрывно, едино);

3. Вселенная     бесконечна и     является    чувственно изменчивым Богом; Земля – не центр Вселенной;

4. Бог (Вселенная) – это актуальная бесконечность, то есть объединяющая противоположности (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом);

5. познание мира и человека – бесконечно, поэтому само по себе увеличение знаний ведет только к так называемому состоянию «ученого незнания». 

 

Джованни Пико деллаМирандола

(1463 – 1494)

Основные труды: трактаты «Гептапл» (толкование семи дней      творения) (1489),        «О сущем        и     едином»    (1492),

«Рассуждение против астрологии» (1494). Особенности философии:

1. человек – отдельная («четвертая») реальность;

2. полная свобода выбора человека (человек волен сам

выбирать и отвечать за свои поступки);

3. систематизировать все предыдущие философские учения и создать единое «универсальное» философское учение.

 

 

V. Социально-политическое направление философии эпохи Возрождения

 
Философия
Реформации
 
Политическая
философия
 
Философия
социалистов
-
утопистов
 

 

Политическая философия:

предмет ее изучения – проблемы управления

государством, методы влияния на людей и приемы (методы, подходы) политической борьбы.

 

Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский политический деятель, писатель и философ.

Основные труды: «Государь» («Князь») (1503 – 1515),

«История Флоренции» (1520 – 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513 – 1519). 

Особенности философии

политический принцип - «Цель оправдывает средства» (общественное превыше личного и индивидуального);

человек обладает изначально злой природой (все – эгоисты);

государство – возможность «обуздания» эгоистических стремлений разных людей;

правитель – щедрый, благородный, но, в то же время – жесткий и авторитарный.

                 

 

Философия социалистов-утопистов:

разрабатывали проекты «идеального государства.

 

Томас Мор (1478 – 1535) – основатель «утопического социализма»,член английского парламента, председатель палаты общин, лорд-канцлер Англии (1529).

Основные труды: «Золотая книга столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» (1516), «История Ричарда III» (1512). 

Особенности философии:

1. отвергает частную собственность;

2. граждане обязаны участвовать в «производительном труде», причем на основе «всеобщей трудовой повинности»;

3. ратует за    «общую    собственность»   (в    будущем

«государственная собственность»);

4. первичная ячейка общества – «трудовая семья»;

5. мужчины и женщины равноправны;

 

Философия Реформации (XVI век) помогла идеологически обосновать политическую и вооруженную борьбу за реформу католической Церкви.

 

Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник

Реформации,       представитель      бюргерско-евангелического направления Реформации, католический священник.  

Основные труды: «95 тезисов против индульгенций» (1523), «О рабстве воли. Из переписки Мартина Лютера и Эразма Роттердамского» (1525). 

Особенности философии:

1. Церковь должна стать демократичной (простой и близкой людям);

2. запретить «индульгенции»;

3. Церковь не является посредником между Богом и человеком;

4. ограничить власть Папы Римского и духовной власти.

 

Томас Мюнцер (1490 – 1525) – католический священник, представитель народного направления Реформации.

       Особенности философии:

1. реформирование общества (в том числе Церкви);

2. причина социальных бедствий и зол – неравенство людей;

3. причина неравенства – частная собственность;

4. власть     должна     принадлежать    рабочему народу

(ремесленники, крестьяне). 

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения?

2. Перечислите особенности философии эпохи Возрождения?

3. Назовите представителей гуманистического направления в философии эпохи Возрождения?

4. На какую научную картину мира меняется «геоцентрическая картина мира» в философии эпохи Возрождения?

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные философские направления эпохи Возрождения?

6. Назовите самых известных философов-неоплатоников эпохи Возрождения?

7. В какой стране       возникла   философия эпохи Возрождения?

8. Объясните суть феномена «Реформации» в философии эпохи Возрождения?

9. Какой политический принцип находится в основе политической философии Н. Макиавелли?

10. Каким должен быть человек, согласно философии Ф. Петрарки? 

 

 

Литература

 

1. Антология мировой философии в 4х т. Т. 2. М., 1970

2. Бакунин М. А. Коррупция. О Макиавелли // Вопросы философии, 1990, № 12

3. Бакунин М. А. Коррупция. О Макиавелли // Вопросы философии, 1990, № 12

4. Большаков В. П. Монтень – великий гуманист эпохи Возрождения. М., 1983

5. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

6. Бурлацкий Ф. М. Загадка и урок Н. Макиавелли. М., 1977

7. Валла Л. Об истинном и ложном благе и свободе воли. М., 1989

8. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

9. История диалектики XIV – XVII веков. М., 1974

10. Комарова В. П. Шекспир и Монтень. Л., 1983

11. Кузанский Н. Диалог об игре шара // Философские науки, 1979, № 3

12. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. М., 1979-1980

13. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

14. Макиавелли Н. Государь. М., 2000

15. Монтень М. Избранное. М., 1988

16. Монтень М. Опыты. М., 1991

17. Никитин В. П., Никитина А. Г. Загадка «Государя» // Вопросы философии, 1987, № 1

18. Перевезенцев С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. М., 1997

19. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000

20. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1984

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: