Лекция VI. Философия Нового времени и эпохи Просвещения

 

План

I. Предпосылки возникновения, особенности и основные направления философии Нового времени и эпохи Просвещения

II. Дилемма эмпиризма и     рационализма       в

новоевропейской философии

III. Теория естественного права и общественного договора

IV. «Природа человека и его свобода, вопросы воспитания

 

I. Предпосылки возникновения, особенности и основные направления философии Нового времени и эпохи Просвещения

Предпосылки      возникновения   философии Нового времени и эпохи Просвещения:

1. революционные события во многих странах Западной Европы, связанные со свержением абсолютной монархии (Нидерланды, Англия,

Франция);

2. окончательная победа протестантизма над католицизмом и достижение автономии (Англия, англиканская церковь);

3. разделение власти на три ветви – законодательную, судебную и исполнительную и формирование новых органов власти и управления (парламент);

4. возникновение, развития   совершенно новых буржуазных        общественно-экономических отношений;

5. развитие науки и техники (научные открытия, изобретения, развитие мореплавания, средств коммуникации);

6. великие географические открытия.

 

Особенности философии Нового времени:

 

1. механицизм (представление о том, что в окружающем мире действуют объективные законы, которые практически независимы ни от какого Бога или Божества, или человека);

2. сциентизм (убеждение, что весь окружающий мир и человек познаваемы);

3. натурализм        (человек    должен      познавать объективные законы природы);

4. взаимодействие и взаимопроникновение двух способов познания окружающего мира – рационализма и эмпиризма;

5. механистический материализм (представление о «материи» как о «субстанции», которая существует независимо от наших чувств, желаний, хотений и нашего человеческого сознания);

6. субъективный идеализм ( чувства, ощущения – это основа теоретического познания). 

Особенности философии эпохи Просвещения:

1. идеологическая подготовка Французской буржуазной революции 1789-1793 годов

2. просветительство («Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться своим

собственным умом!»)

3. материалистическая трактовка окружающего мира

4. формирование юридического мировоззрения в противоположность теологическому (или

богословскому)

5. новые педагогические идеи (влияние среды на воспитание)

 

Основные направления философии эпохи Просвещения:

Утопическо
-
социалистическое
направление
 
разработка идеального
гос
ударства
 
           
Деизм
 
 
Бог сотворил мир,
но больше в делах мира не
участвует
 
Атеистическо
-
материалистическое
направление
 
Бога нет
 
Дуализм
 
в
основе мира два
начала (материя и
дух)
 
                                            

 

В философии Нового времени выделяются два основных направления:

 

Эмпиризм
 
 
в основе познания
находится
опыт
чувства,
(
ощущения)
 
Рационализм
 
в
основе познания
находится
разу
м
 
онтологический
 
гносеологический
 
этический
 

 

           II. Дилемма эмпиризма и рационализма    в

Новоевропейской философии 

Основатель эмпиризма – Фрэнсис Бэкон – философ, лорд Веруламский, лорд-канцлер Англии, родоначальник материалистической концепции философии науки и классического естествознания.

Основные произведения: «О началах и истоках», «Описания интеллектуального мира», «Теория неба», «Новый Органон Наук, или верные указания к использованию природы», «Новая Атлантида».

 

Особенности философии Ф. Бэкона 

(онтологические проблемы)

 

 

Матер   иалистическаят мира   рактовка

 

  Принцип неуничтожи мости

  материи      
Бесконе чная делимость   материи

Идея об универсаль ном движении в природе

     

 

Универсальная взаимосвязь всего живого в природе

 

 

 

Особенности философии Ф. Бэкона

(гносеологические проблемы)

 
 
 
 
 
 
Классифицировал
человеческие
знания
 
и различные
науки
 
«Первая» и «вторая»
философия
 
 
«мудрость» и
«теория» (или наука)
 
Познание
 
 
это взаимодействие вещей и
человека.
 
Задача познания
 
опр
еделить какова
вещь объективно?
 
Учение об «идолах»
 
(
мешают познанию
)
 
Принцип
относительности знания
 
 
Индуктивная
конц
епция научного
познания
 
в основе
находится
опыт
и
 
эксперимент
 

 

 

Основатель рационализма – Рене Декарт – философ, основоположник картезианства и     механистического рационализма.

Основные произведения: «О мире», «Рассуждение о методе с приложениями: Диоптрика. Метеоры. Геометрия»,

«О божестве».

 

Особенности философии Р. Декарта

 
 
 
 
 
Дуализм
 
Дедуктивный метод познания
 
Учение о
врожденных идеях
 
Учение о
субстанции
 

 

 

III. Теория естественного права и общественного договора

Философия Нового времени и эпохи Просвещения пытается осмыслить и понять суть только формирующего

«буржуазного государства».

 

 

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Основная работа: «Левиафан». 

Особенности философии

 
 
«Естественное состояние»
 
людей
 
«война
всех против всех»
 
(
догосударственн
ое состояние)
 
В «естественном состоянии»
человек не
защищен
 
)
«человеческого счастья» нет
(
 
«Страх смерти
 
склоняет» людей к миру
 
«Услов
ие мира»
-
 
соглашение между
людьми о своих правах и обязанностях
 
 
«Гражданский закон»
 
вместо
«естественного права
 
«Государство»
-
 
это закон и порядок
 
Идеа
льная форма государственного
устройства
 
«абсолютная монархия»
 

 

 

Джон Локк (1632 – 1704) Основная работа: «Два трактата о государстве».

 

Особенности философии

«Естественное состояние» людей – не всегда война всех против всех.

«Естественное состояние» - жизнь по «законам природы»

Закон «естественного состояния»

- «никто не должен наносить вреда жизни, здоровью, свободе,

имуществу другого человека»

Необходимость государства – в реализации «естественного

закона», который довольно часто нарушается большинством людей

 

Главный принцип государственного устройства – разделение ветвей власти и

Поддержание равновесия между ними

Идеальная форма государственного устройства - демократия

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: