Порфирий (III в. н.э.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роды и виды
 
 
это черты сходства
единичных предметов
 
Роды и виды
 
 
это сходные
чувственно
-
воспринимаемые
признаки множества единичных
вещей
 
Роды и виды
 
существуют о
дним
способом, а мыслятся другим
 
Роды и виды
 
представляют
бестелесный компонент
чувственных вещей
 

 

 

Росцелин из Компьеня (умер в 1110 г.)

 

Универсалии
 
 
это
словесные звуки
 
Реально существуют
единичные
чувственно воспринимаемые
вещи с их особенными
признаками
 
Универсалии
 
 
это единичные вещи
 

 

 

IV. Арабо-мусульманская средневековая философия

 

После возникновения ислама (начало VII в. н.э.) можно говорить о формировании собственно «арабо-мусульманской средневековой философии».

Основой   арабо-мусульманской средневековой философии, с одной стороны, являлся Коран, а, с другой стороны античная (греческая) философия.

 

Основные направления арабо-мусульманской средневековой философии

1. исламская теология (калама)

2. арабоязычный перипатетизм

3. ишракизм (философия озарения)

4. суфизм (исламский мистицизм)

 

Основные философские школы исламской философии

 

1. мутазилиты  (основатель –     Васил ибн Ата; рационалистическое теологическое учение);

2. ашариты (основатель – теолог аль-Ашари; учение, совмещавшее в себе как богословские, так и рационалистические моменты);

3. мутакаллимы (иррационалистическое теологическое учение).

 

Вопросы для повторения:

 

1. Перечислите основных представителей философии средних веков?

2. В чем заключается суть теодицеи?

3. Назовите особенности средневековой философии?

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития средневековой философии?

5. Объясните      суть философии Августина Аврелия (Блаженного)?

6. Назовите основные философские школы западноевропейского средневековья?

7. В чем заключается историческое значение Никейского собора церкви в средневековой философии?

8. Объясните,     каким образом     решалась   проблема «универсалий» в философии Средних веков?

9. На какие два вида подразделяли знание средневековые «схоласты»?

10. Назовите основные философские        школы       арабомусульманской средневековой философии?

 

Литература

 

1. Августин А. Исповедь М., 1972

2. Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975

4. Вальтер Скотт. Письма о демонологии и колдовстве. М., 2002

5. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966

6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

7. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1985

8. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. М., 2004

9. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980

10. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979

11. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. М., 1994

13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). СПб., 1994

14. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903

15. Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973

16. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М., 1993

17. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVIII веков. М., 1996

18. Тримингэм Дж. С. Суфийские братства и ордены. М., 1989

19. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989

Лекция V. Философия эпохи Возрождения

 

План

I. Предпосылки,      особенности и     основные направления философии эпохи Возрождения

II. Натурфилософское направление философии эпохи Возрождения

III. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения

IV. Неоплатоническое направление философии эпохи Возрождения

V. Социально-политическое направление философии эпохи Возрождения

 

I. Предпосылки, особенности и основные направления философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения возникла в XIV – XVII веках в Западной Европе, с характерной для нее антицерковной и антисхоластической направленностью и стремлением, верой в человека и его силы.  

 

Предпосылки философии эпохи Возрождения

1. Усиление влияния городов, укрепление светской власти (становление капитализма);

2. Великие географические открытия (открытие Америки – 1492г.; открытие морского пути в Индию – 1498г.;

первое кругосветное путешествие Магеллана – 1519-

1522г.г.);

3. Знаменательные научные открытия (установление новой астрономической системы);

4. Повышение образованности;

5. Секуляризация (антицерковная и антисхоластическая направленность);

6. Обращение к античной культуре (искусству – поэзии, музыке, живописи, архитектуре). 

Особенности философии эпохи Возрождения

 

1. антропоцентризм (внимание к конкретному человеку, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и

счастье);

2. гуманизм       (примирение        или прощение слабостей конкретного человека);

3. антицерковная    направленность

(отрицание самой Церкви как ненужной организации);

4. индивидуализм        (человек    является

независимой личностью);

5. идеи социального равенства.

 

Основные направления философии эпохи

Возрождения

Направление Характеристика
1. натурфилософское (Н. Коперник, Дж. Бруно,  Г. Галилей)  гелиоцентрическая   система    мира (Солнце в центре Вселенной); причина  движения находится   в природе, а не в Боге

2. социально-политическое

  2.1. политическое (Н. Макиавелли)     2.2. реформационное(М. Лютер, Т. Мюнцер,  Ж. Кальвин, Э. Роттердамский)     2.3. утопическисоциалистическое (Т. Мор, Т. Кампанелла)   занималисьизучением проблем управления государством и людьми («Цель – оправдывает средства»); поискиновых методов и принципов исследования основ управления государством духовная власть не может вмешиваться в дела светской власти; духовная    власть      осуществляется словом, а не мечом; равенство всех людей перед Богом конструировали будущее идеальное (самое лучшее) устройство государства: отсутствие частной собственности (Т. Мор), этический идеал всеобщности (Т. Мор), отсутствие эгоистического себялюбия (Т. Мор), цель любого государства – свободное развитие его граждан  
3. гуманистическое (Ф. Петрарка, Д. Алигьери,  Л. Валла) изучаливнутренний мир человека; утверждали ценность человеческой культуры и знания, способного изменить мир к лучшему; главное в человеке - добродетель
4. неоплатоническое (Н. Кузанский, Дж. Пико деллаМирандола) главное в жизни каждого человека – его деятельность; человек свободен (Бог создал человека свободным, человек имеет свободную волю).

 

 

II. Натурфилософское направление философии эпохи Возрождения  (период позднего Возрождения – 

XVI-XVII века)

 

Материализм
 
Научное
мировоззрение
 
Гелиоцентрическая
картина мира
 
Эмпирия
 
 
основа
познания
 

 

 

Николай Коперник (1473 – 1543)

Основные труды: «Нравственные, сельские и любовные письма схоласта ФеофилафитаСимокатта в латинском переводе Николая Коперника, в Кракове в типографии Ивана Галлера, в год спасения нашего 1509», «Письмо против Вернера» (1522), «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям» (1520 – 1530), «Об обращении небесных сфер.

Шесть книг» (1543).  

Особенности философии:

1. гелиоцентрическая картина мира (Солнце – центр Вселенной);

2. космические (небесные) тела движутся по собственной траектории;

3. все происходящее можно объяснить действием законов природы (отвергает «Священное Писание»); 4.принцип относительности механических движений (вечное движение относительно).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: