I. Возникновение, основные этапы и особенности русской философии

                  Возникновение русской философии:

Русская философия возникла в IX – X векахнашей эры, благодаря христианизации Руси Византийской империей при князе Владимире. Именно, в этот период происходит влияние на мировоззрение русского человека «греческой патристики» (каппадокийцев – Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова) и постепенное формирование «кирилломефодиевской традиции» (Иоанн Дамаскин, Кирилл Философ). 

 

 

Особенности русской философии

Религиозный
характер
 
«Органицизм»:
соборность,
положительное всеединство,
солидарность, общинность,
антииндивидуализм
 
Мессианский
 
характер
 
Россия
 
«третий Рим»
 
Художественная
 
(
поэтическая) форма
выражения
 
(
философская
публицистика
)
 
Панморализм
 
(
любая проблема
 
моральная
 
проблема)
 
Историософичность
 
(
внимание к проблема
м развития
 
истории России)
 

 

 

Особенности русской философии

антропоцентричность
 
Слабый интерес к
проблемам гносеологии
 
Антибуржуазность
 
Идея несовместимости
внутренней свободы
внешней необходимости
 
Правовой нигилизм
 
(
приоритет
«совести» перед
«законом»
)
 

 

Основные этапы развития русской философии

           I. Зарождение   русской философии («русское

Средневековье» или период раннехристианской философии) –

IX-X – XIII вв.

Представители – 

- Илларион (анализировал роль христианства в будущем Руси), 


Владимир Мономах (изучает проблемы добра и зла и другие моральные вопросы), 

- Климент Смолятич (разбирает проблемы разума и вопросы познания), 

- Филипп Пустынник (объясняет взаимодействие «души» и «тела»).

Основные произведения – Илларион («Слово о Законе и Благодати»), Владимир Мономах («Поучение»), Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), Филипп Пустынник («Плач»).

 

II.    Период татаро-монгольского ига и формирования централизованного русского государства (Московская Русь) –

XII – XVII вв.


Представители – 

- Сергий Радонежский (рассматривал русский народ как великую силу, способную «побороть» татаро-монгольское иго), 

- Юрий Крижанич (изучал вопросы познания, выступал с резкой критикой схоластических идей западноевропейской философии), 

- Филофей (выдвигал идею «предначертанного пути Руси», то есть «мессианскую» идею), 

- Нил Сорский и Вассиан Патрикеев (яркие представители церковного движения «нестяжателей», то есть противники церковной праздности, ратовали за приближение Церкви к простому народу), 

- протопоп Аввакум и патриарх Никон (выступали за реформу русской Церкви: Аввакум стремился сохранить старые обычаи и обряды, а Никон, наоборот, - видел в Церкви будущую «властную структуру», причем наряду государственной), 

- Максим Грек (руководствовался моральными и нравственными ценностями, отстаивал идеал скромного

человека и абсолютной монархии), 

Андрей Курбский      (пытался   найти механизмы, ограничивающие власть абсолютной монархии и деспотизм царской власти).

 

III. Русская философия XVIII века (этап «русского просвещения») – сер. XVII века – первая треть XIX века.

- Эпоха Петровских перемен:

       Представители – 

- Феофан Прокопович и В. Н. Татищев (отстаивали интересы абсолютной монархии, придерживались деистической трактовки существования Бога),

- А. Д. Кантемир, А. М. Курбский, Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, братья Лихуды – Иоанникий и Софроний (выражали потребность русского общества в реформации (то есть, обновлении), - Я. П. Козельский (изучал проблемы онтологии и гносеологии).

- Материалистическая философия середины и второй половины XVIII века: 

       Представители – М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

 

IV. Русская философия XIX века Представители – 

- декабристы (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, М. Лунин, И. Киреевский, В. Кюхельбеккер) – идеи преобразования России (социально-политические идеи), 

- П. Я. Чаадаев (рассматривал вопросы философии истории и антропологии), 

- славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы), считали, что Россия движется своим «самобытным» путем и западники (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский), связывали «путь Росси» с общим мировым развитием (развитием Запада), 

Н. Ф. Федоров и К. Н. Леонтьев – представители религиозной ортодоксально-монархической   философии (отстоять существующий государственный порядок), 

- Ф. М. Достоевский (вопросы внутреннего мира

человека), 

- Л. Н. Толстой (сформировал удивительную религиознофилософскую школу – толстовство), 

- Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев (народники), П. Кропоткин (анархист), Г. В. Плеханов (марксист) – отвергали существующий государственный порядок (представители революционно-демократической философии)

- В. С. Соловьев – представитель либеральной философии.  

 

V. Русская и советская философия XX века

Представители –

- С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский – представители религиозного направления;

- А. Л. Чижевский (учение о космической биологии), Н. В. Бугаев (учение о космических монадах), учение К. Э. Циолковского (материя – вечна, неуничтожима и несотворима, то есть существовала всегда), В. И. Вернадский (учение о ноосфере – сфере разума) – представители «русского космизма»;

- Сеченов, Менделеев, Тимирязев (материалистическое направление)   и        Мечников, Ковалевский           (социальнополитическое направление) –        представители

естественнонаучной философии;

- Н. И. Бухарин (анализировал проблемы сознания и психики), А. Богданов (сформулировал теорию систем – «тектологию»), А. Ф. Лосев (изучал вопросы человека и природы), Л. С. Гумилев (выдвинул новую историческую теорию – этногенеза), М. К. Мамардашвили (объяснял проблемы человека, морали и нравственности), Ю. М. Лотман


(изучал вопросы общества, развития философии и особенности истории) являлись представителями советской философии.  

- П. С. Мережковский (проблема взаимоотношений человека и Бога), Л. С. Шестов (человеческая жизнь уникальна), П. Сорокин (угроза современному обществу – рост бездуховности и ошеломляющее развитие науки и техники), Н. А. Бердяев (высшая ценность – это свобода) представляли философию «русского зарубежья».

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: