Возникновение русской философии:
Русская философия возникла в IX – X векахнашей эры, благодаря христианизации Руси Византийской империей при князе Владимире. Именно, в этот период происходит влияние на мировоззрение русского человека «греческой патристики» (каппадокийцев – Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова) и постепенное формирование «кирилломефодиевской традиции» (Иоанн Дамаскин, Кирилл Философ).
Особенности русской философии
Религиозный |
характер |
«Органицизм»: |
соборность, |
положительное всеединство, |
солидарность, общинность, |
антииндивидуализм |
Мессианский |
характер |
– |
Россия |
– |
«третий Рим» |
Художественная |
( |
поэтическая) форма |
выражения |
( |
философская |
публицистика |
) |
Панморализм |
( |
любая проблема |
– |
моральная |
проблема) |
Историософичность |
( |
внимание к проблема |
м развития |
истории России) |
|
|
Особенности русской философии
антропоцентричность |
Слабый интерес к |
проблемам гносеологии |
Антибуржуазность |
Идея несовместимости |
внутренней свободы |
внешней необходимости |
Правовой нигилизм |
( |
приоритет |
«совести» перед |
«законом» |
) |
Основные этапы развития русской философии
I. Зарождение русской философии («русское
Средневековье» или период раннехристианской философии) –
IX-X – XIII вв.
Представители –
- Илларион (анализировал роль христианства в будущем Руси),
Владимир Мономах (изучает проблемы добра и зла и другие моральные вопросы),
- Климент Смолятич (разбирает проблемы разума и вопросы познания),
- Филипп Пустынник (объясняет взаимодействие «души» и «тела»).
Основные произведения – Илларион («Слово о Законе и Благодати»), Владимир Мономах («Поучение»), Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), Филипп Пустынник («Плач»).
II. Период татаро-монгольского ига и формирования централизованного русского государства (Московская Русь) –
XII – XVII вв.
Представители –
- Сергий Радонежский (рассматривал русский народ как великую силу, способную «побороть» татаро-монгольское иго),
- Юрий Крижанич (изучал вопросы познания, выступал с резкой критикой схоластических идей западноевропейской философии),
- Филофей (выдвигал идею «предначертанного пути Руси», то есть «мессианскую» идею),
- Нил Сорский и Вассиан Патрикеев (яркие представители церковного движения «нестяжателей», то есть противники церковной праздности, ратовали за приближение Церкви к простому народу),
|
|
- протопоп Аввакум и патриарх Никон (выступали за реформу русской Церкви: Аввакум стремился сохранить старые обычаи и обряды, а Никон, наоборот, - видел в Церкви будущую «властную структуру», причем наряду государственной),
- Максим Грек (руководствовался моральными и нравственными ценностями, отстаивал идеал скромного
человека и абсолютной монархии),
Андрей Курбский (пытался найти механизмы, ограничивающие власть абсолютной монархии и деспотизм царской власти).
III. Русская философия XVIII века (этап «русского просвещения») – сер. XVII века – первая треть XIX века.
- Эпоха Петровских перемен:
Представители –
- Феофан Прокопович и В. Н. Татищев (отстаивали интересы абсолютной монархии, придерживались деистической трактовки существования Бога),
- А. Д. Кантемир, А. М. Курбский, Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, братья Лихуды – Иоанникий и Софроний (выражали потребность русского общества в реформации (то есть, обновлении), - Я. П. Козельский (изучал проблемы онтологии и гносеологии).
- Материалистическая философия середины и второй половины XVIII века:
Представители – М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
IV. Русская философия XIX века Представители –
- декабристы (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, М. Лунин, И. Киреевский, В. Кюхельбеккер) – идеи преобразования России (социально-политические идеи),
- П. Я. Чаадаев (рассматривал вопросы философии истории и антропологии),
- славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы), считали, что Россия движется своим «самобытным» путем и западники (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский), связывали «путь Росси» с общим мировым развитием (развитием Запада),
Н. Ф. Федоров и К. Н. Леонтьев – представители религиозной ортодоксально-монархической философии (отстоять существующий государственный порядок),
- Ф. М. Достоевский (вопросы внутреннего мира
человека),
- Л. Н. Толстой (сформировал удивительную религиознофилософскую школу – толстовство),
- Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев (народники), П. Кропоткин (анархист), Г. В. Плеханов (марксист) – отвергали существующий государственный порядок (представители революционно-демократической философии),
- В. С. Соловьев – представитель либеральной философии.
V. Русская и советская философия XX века
Представители –
- С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский – представители религиозного направления;
- А. Л. Чижевский (учение о космической биологии), Н. В. Бугаев (учение о космических монадах), учение К. Э. Циолковского (материя – вечна, неуничтожима и несотворима, то есть существовала всегда), В. И. Вернадский (учение о ноосфере – сфере разума) – представители «русского космизма»;
- Сеченов, Менделеев, Тимирязев (материалистическое направление) и Мечников, Ковалевский (социальнополитическое направление) – представители
естественнонаучной философии;
- Н. И. Бухарин (анализировал проблемы сознания и психики), А. Богданов (сформулировал теорию систем – «тектологию»), А. Ф. Лосев (изучал вопросы человека и природы), Л. С. Гумилев (выдвинул новую историческую теорию – этногенеза), М. К. Мамардашвили (объяснял проблемы человека, морали и нравственности), Ю. М. Лотман
(изучал вопросы общества, развития философии и особенности истории) являлись представителями советской философии.
- П. С. Мережковский (проблема взаимоотношений человека и Бога), Л. С. Шестов (человеческая жизнь уникальна), П. Сорокин (угроза современному обществу – рост бездуховности и ошеломляющее развитие науки и техники), Н. А. Бердяев (высшая ценность – это свобода) представляли философию «русского зарубежья».
|
|