Структура абсолютного духа

Искусство
 
 
дух
созерцает себя в
чувственных
образах
 

 

 

 

Р елигия– дух
пер еживает себя в
сам оуглубленных
пр едставлениях

 

 
Философия – дух мыслит себя в научны понятиях   х

 

 

Структура субъективного духа
 
 
 
 
 
Антроп
ология
 
 
наука о душе
 
Феноменология
 
 
наука о
развитии
сознания
 
Психология
 
 
наука о
личности
 

 

«Феноменология духа» обосновывает принцип тождества субъекта и объекта, в последующем представляя движение «Абсолютного Духа» к этому тождеству, преодолевая «самоотчуждение». 

Особенностью     «отчуждения»      Абсолютного       Духа является его преодоление «вселенским самопознанием»и одновременно, совпадением для каждого человека с его «опредмечиванием». Жизнь любого человека невозможна без «предметности», без «опредмечивания своего бытия». Диалектическая логика («Наука логики») состоит из трех разделов:

1. Учение о бытии (анализируются категории качества, количества и     меры; философ развивает учение о переходе количества в качество,       об определенном      процессе становления);

2. Учение о сущности (сущность – это единство явления и действительности);

3. Учение о понятии (философ утверждает, что существуют       категории «субъективного» выражения    мира –     понятие,    суждение, умозаключение и «объективного» выражения мира - механизм, химизм, телеология, и «абсолютного» выражения мира – искусство, религия, философия). 

 

Философия природы представляет из себя учение о субъективном и объективном духе. Окружающая нас природа, считает Г. Гегель, - объективна, субъект (человек) отчужденот самой природы, но, в то же время, субъектпознает природу, таким образом, преодолевая отчуждение.

Философское учение о природе подразделено философом на три разделамеханика, физика и биология (в понимании Гегеля, «органическая физика»). Физика логично переходит в химию, наоборот, именно, геология является начальным этапом «органической физики».  

В Философии природы Гегель показывает, что развитие науки подчинено принципам восхождения от абстрактного к     конкретному       или перехода   от всеобщего через особенное к единичному.  

Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.  

Учение о субъективном духе повествует о становлении психики человека или его индивидуального и общественного познания. Учение о субъективном духе состоит из антропологии (наука о душе, которая зависит от материи), феноменологии (наука о развитии сознания) и психологии (наука, объединяющая усилия науки о душе и науки о сознании; в данном разделе утверждается активность познающего субъекта и опосредованность любого знания, но, в то же время, фигурирует понимание «личности» человека как определенной целостности, достигнутой в развитии).

Гегель приходит к удивительному выводу о том, что любая «личность свободна только тогда, когдасознает    свою свободу     и     умеет        пользоваться        еевозможностями».

Объективный дух выступает в виде «морали», «права», «объективной нравственности», «семьи», «гражданского общества», «государства».

Абсолютный дух завершает учение Гегеля о развитии Духа.Именно, в тот момент, когда история достигает единства субъективного и объективного начал Духа, формируется абсолютный дух (или Дух возвращается к самому себе). 

Абсолютный дух, согласно Гегелю, подразумевает «искусство» (дух созерцает        себя в     чувственных образах), «религию» (дух переживает себя в самоуглубленных представлениях) и «философию»

(дух мыслит себя в научных понятиях).

 

IV. «Антропологический материализм» 

Л. А. Фейербаха

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) – немецкий философ-материалист и атеист, критик религии и идеализма.

Основные работы: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».

Особенности философии

Антропологический материализм: - единственно существующая реальность – природа и человек; - человек – главный предмет изучения

философии;

- Бог – «плод человеческого

воображения»;

- материя – это природа и человек; - человек – соединение духа и материи;

- не существует идеи самой по себе (явление сознания человека).

Критика философии Гегеля

Атеизм

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) 

Особенности философии

Познаваемость
человека и
окружающего
 
(
гностицизм
)
 
«То, что не познаем мы,
познают наши потомки»
 
Основа познания
 
 
чувства и
ощущения
 
(
материалистический сенсуализм
)
 
 
Человек становит
ся человеком в
обществе
 
(
в общении с другими людьми
)
 
«
Е
стественная религия»
 
-
 
 
основа единения людей
 
(
религия, основанная на любви
людей друг к другу
)
 
Смысл жизни человека
 
 
стремление к счастью
 

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите основные направления немецкой классической философии?

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте законы диалектики, сформулированные Г. Гегелем?

3. В      чем заключается «антропологический материализм» Л. Фейербаха?

4. Назовите основные философские труды И.

Канта?

5. Объясните суть «антиномий» человеческого разума в философии Канта?

6. В чем заключается «моральный закон» в философии Канта?

7. Назовите важнейшие философские работы Г.

Гегеля?

8. Какова суть онтологии Г. Гегеля?

9. Объясните, каким образом     происходит

«движение» Абсолютного Духа?

10. Какие формы чувственности выделяет И.

Кант?

 

Литература

 

1. Асмус В. Ф. Кант. М., 1973

2. Булгаков С. Н. Религия человекобожия Л. Фейербаха // Булгаков С. Н. Избранные сочинения. В 2-х т. М., 1993

3. Гегель Г. В. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970

4. Гегель Г. В. Философия истории. СПб., 1993

5. Гегель Г. В. Философия права. М., 1990

6. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М., 1993

7. Гулыга А. В. Кант. М., 1981

8. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1978

9. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994

10. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 веков. М., 1989

11. Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология.

Свердловск, 1988

12. Маркс К. Капитал. Л., 1949

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1972

14. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 г. М., 1949

15. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991

16. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976

17. Ойзерман Т. И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии, 1997, №

3

18. Скринник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978

19. Фейербах        Л.   А.   Избранные философские произведения. В 2-х т. М., 1955

20. Шеллинг В. Й. Сочинения: В 2-х т. М., 1989

21. Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск, 1999 Лекция VIII. Русская философия

 

План

I. Возникновение, основные этапы и особенности русской философии

II. Ранняя русская философия

III. Русская философия периода

татаро-монгольского ига

IV. Русская философия XVIII века

V. Русская философия XIX – XX веков

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: