I. Период татаро-монгольского ига и становления централизованного русского государства – XII – XVII века
| II. |
| Русская философия XVIII века |
| «иосифляне» |
| - |
| борются за |
| сох |
| ранение старых |
| церковных устоев |
| «нестяжатели» |
| - |
| ратуют за |
| приближение Церкви |
| к простому народу |
| Материализм |
| Социально |
| - |
| политическая |
| философия |
Основные направления русской философии
| III. |
| Русская философия |
| XIX |
| века |
| Декабристская |
| философия |
| Философия |
| западников |
| и |
| славянофилов |
| Ортодоксально |
| - |
| монархическая |
| философия |
| Революцион |
| но |
| - |
| демократическая |
| философия |
| Либеральная |
| философия |
Основные направления русской философии
IV. Русская и советская философия XX века
| Русская |
| религиозная |
| философия |
| Русский |
| космизм |
| Естественно |
| научная |
| философия |
| Советская |
| философия |
| Философия |
| «русского |
| зарубежья» |
II. Ранняя русская философия
Русская философия зарождается благодаря принятию христианства в 862 г. н.э. князем Владимиром. Данный период развития русской философии соответствует периоду возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь) и до времени феодальной раздробленности, связанного с татаромонгольским игом.
Этап ранней русской философии формировался под влиянием византийско-православного богословия – греческая патристика.
Древнерусское государство (Киевская Русь) – это арена столкновения как «раннехристианской», так и «византийской» литературы, различных библейских книг, житийных историй, апокрифов, то есть, по сути дела, интерпретация западноевропейской литературы в российских условиях.
Примерно с XI века формируется самостоятельная философская традиция: Илларион Киевский, Климент Смолятич, Никифор Грек, Кирилл Туровский («иосифляне»).
Основные идеи ранней русской философии
| Моральные и |
| нравственные |
| ценности |
| Объяснение |
| христианства |
| Идея |
| центра |
| лизованного |
| государства |
| Право |
| ( |
| «совесть» |
| или |
| «закон» |
| ) |
III. Период татаро-монгольского ига и формирования централизованного государства
Данное время является периодом борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига, становления и формирования централизованного Русского государства (Московская Русь).
Основные идеи
Русской философии XII – XVII веков
| Обоснование |
| христианства |
| Изучение |
| русской |
| духовности |
| Борьба за |
| освобождение |
| Проблемы |
| формирования |
| централизованного |
| государства |
| Изучение |
| проблем |
| познания |
IV. Русская философия XVIII века
В истории развития русской философии XVIII век представлен материалистической философией и социальнополитической философией.
Материалистическая и социально-политическая философия
(середина и вторая половина XVIII века) Представители: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев.
| Основные идеи |
| Материализм |
| ( |
| атомическая |
| «корпускулярная» теория |
| строения |
| вещества |
| – |
| М. В. Ломоносов) |
| Деизм |
| Анализировались |
| этика |
| , |
| мораль |
| и |
| нравственность |
| Борьба против |
| самодержавия |
V. Русская философия XIX-XX веков
Славянофилы
Н. Я. Данилевский (1822-1885)
Основные сочинения
• Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира
к романо-германскому (1869)
• Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885) Теория культурно-исторических типов
§ Степени (уровни) развития и типы развития
§ Многообразие культур
§ Десять культурно-исторических типов
§ Положительные и отрицательные деятели
§ Пять законов культурно-исторического движения
§ «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Противостояние России и Европы
§ Закат европейской цивилизации
§ Иррациональная ненависть Запада к России
§ Преимущества славяно-русской цивилизации
Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира
не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей
ни одной мысли,
мы ни в чём не содействовали движению вперёд
человеческого разума...
П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Теория культурно-исторических типов (степени развития и типы развития)
В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
§ Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
§ В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность»,
«средневековье» и «новое время».
§ Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
§ Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания. Многообразие культур
Культура не универсальна (западная – в том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо,
чтобы, дойдя в одном направлении
до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и
шло по другому пути, т. е. надо чтобы
вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли,
которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.
Прогресс <…> состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился),
а в том, чтобы исходить все поле,
составляющее поприще исторической
деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна
цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую
точку развития, в сравнении с её
предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.
Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»
Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Ø Мексиканский
Ø Перуанский
qСлавяно-русский
Положительные и отрицательные деятели
Положительные деятели истории (самобытные цивилизации)
Отрицательные
деятели истории
(народы-разрушители)
Народы, не достигшие исторической индивидуальности






