I. Период татаро-монгольского ига и становления централизованного русского государства – XII – XVII века
II. |
Русская философия XVIII века |
«иосифляне» |
- |
борются за |
сох |
ранение старых |
церковных устоев |
«нестяжатели» |
- |
ратуют за |
приближение Церкви |
к простому народу |
Материализм |
Социально |
- |
политическая |
философия |
Основные направления русской философии
III. |
Русская философия |
XIX |
века |
Декабристская |
философия |
Философия |
западников |
и |
славянофилов |
Ортодоксально |
- |
монархическая |
философия |
Революцион |
но |
- |
демократическая |
философия |
Либеральная |
философия |
Основные направления русской философии
IV. Русская и советская философия XX века
|
|
Русская |
религиозная |
философия |
Русский |
космизм |
Естественно |
научная |
философия |
Советская |
философия |
Философия |
«русского |
зарубежья» |
II. Ранняя русская философия
Русская философия зарождается благодаря принятию христианства в 862 г. н.э. князем Владимиром. Данный период развития русской философии соответствует периоду возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь) и до времени феодальной раздробленности, связанного с татаромонгольским игом.
Этап ранней русской философии формировался под влиянием византийско-православного богословия – греческая патристика.
Древнерусское государство (Киевская Русь) – это арена столкновения как «раннехристианской», так и «византийской» литературы, различных библейских книг, житийных историй, апокрифов, то есть, по сути дела, интерпретация западноевропейской литературы в российских условиях.
Примерно с XI века формируется самостоятельная философская традиция: Илларион Киевский, Климент Смолятич, Никифор Грек, Кирилл Туровский («иосифляне»).
Основные идеи ранней русской философии
Моральные и |
нравственные |
ценности |
Объяснение |
христианства |
Идея |
центра |
лизованного |
государства |
Право |
( |
«совесть» |
или |
«закон» |
) |
III. Период татаро-монгольского ига и формирования централизованного государства
Данное время является периодом борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига, становления и формирования централизованного Русского государства (Московская Русь).
|
|
Основные идеи
Русской философии XII – XVII веков
Обоснование |
христианства |
Изучение |
русской |
духовности |
Борьба за |
освобождение |
Проблемы |
формирования |
централизованного |
государства |
Изучение |
проблем |
познания |
IV. Русская философия XVIII века
В истории развития русской философии XVIII век представлен материалистической философией и социальнополитической философией.
Материалистическая и социально-политическая философия
(середина и вторая половина XVIII века) Представители: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев.
Основные идеи |
Материализм |
( |
атомическая |
«корпускулярная» теория |
строения |
вещества |
– |
М. В. Ломоносов) |
Деизм |
Анализировались |
этика |
, |
мораль |
и |
нравственность |
Борьба против |
самодержавия |
V. Русская философия XIX-XX веков
Славянофилы
Н. Я. Данилевский (1822-1885)
Основные сочинения
• Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира
к романо-германскому (1869)
• Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885) Теория культурно-исторических типов
§ Степени (уровни) развития и типы развития
§ Многообразие культур
§ Десять культурно-исторических типов
§ Положительные и отрицательные деятели
§ Пять законов культурно-исторического движения
§ «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Противостояние России и Европы
§ Закат европейской цивилизации
§ Иррациональная ненависть Запада к России
§ Преимущества славяно-русской цивилизации
Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира
не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей
ни одной мысли,
мы ни в чём не содействовали движению вперёд
человеческого разума...
П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Теория культурно-исторических типов (степени развития и типы развития)
В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
§ Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
§ В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность»,
«средневековье» и «новое время».
§ Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
§ Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания. Многообразие культур
Культура не универсальна (западная – в том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо,
чтобы, дойдя в одном направлении
до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и
шло по другому пути, т. е. надо чтобы
вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли,
которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.
Прогресс <…> состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился),
а в том, чтобы исходить все поле,
составляющее поприще исторической
деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна
|
|
цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую
точку развития, в сравнении с её
предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.
Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»
Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Ø Мексиканский
Ø Перуанский
qСлавяно-русский
Положительные и отрицательные деятели
Положительные деятели истории (самобытные цивилизации)
Отрицательные
деятели истории
(народы-разрушители)
Народы, не достигшие исторической индивидуальности