Законы культурно-исторического движения

 

— Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа.

— Политическая      независимость     как условие     развития самобытного культурно-исторического типа. 

— Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.

— Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств. 

— Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

Одноосновные и многоосновные цивилизации

 

— Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.

— Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:

§ еврейская цивилизация        –     преимущественно религиозная,

§ греческая – преимущественно эстетическая,

§ римская – преимущественно политико-правовая.

§ Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научнопромышленную.

§ Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

 

Закат Европы и ненависть Запада к России

 

— Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению.

— Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация.

— Элементы провиденциализма (в концепции, которая в целом вполне научна): история славянских народов свидетельствует об особой заботе Провидения.

— Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

 

Вопросы для повторения

 

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития русской философии?

2. Назовите особенности русской философии?

3. Какие темы можно выделить в ранней русской философии?

4. В каком периоде развития русской философии выделяется       тема сохранения   русской духовности?

5. Назовите философов «русского зарубежья»?

6. В чем заключается суть философии декабристов?

7. Какую   философскую       систему     создал        Л.Н.

Толстой?

8. Объясните       суть «идеи всеединства»       в философии В.С. Соловьева?

9. Какой, по вашему мнению, может быть итог спора славянофилов и западников?

10. Когда возникла материалистическая философия в России?

 

Литература

 

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

2. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990

3. Бердяев Н. А. Сочинения. М., 1994

4. Бердяев Н. К. Истоки и смысл русского коммунизма.

М., 1990

5. Бердяев Н. К. Смысл истории. М., 1990

6. Введенский А. И., Лосев А. Ф. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991

7. Вернадский В. И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993

8. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991

9. Данилевский Н. Я Россия и Европа. М., 1991

10. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. М., 1972-1990

11. Коган Ю. Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII века. М., 1962

12. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950

13. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения.

М., 1956

14. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. М., 1988

15. Соловьев В. С. Сочинения. М., 1989

16. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 23. М., 1940

17. Толстой Л. Н. Путь к жизни. М., 1993

18. Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982

19. Флоренский   П.   А.   Время        и     пространство       //

Социологические исследования, 1998, № 1

20. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992

21. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2-х т. М., 1991

22. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Сочинения в 2-х т. М., 1987. Т. 2

23. Чернышевский Н. Г. Сочинения. В 5 т. М., 1974

24. Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994

 

Лекция IX. Философия XX века.

 

План 

                           I.          Предпосылки и особенности философии

XX века

II. Западноевропейская философия второй половины XIX – середины XX веков.

III. Религиозная философия Запада конца XIX – первой половины XX веков.

IV. Западная философия второй половины XX

века.

V. Философия постмодерна

 

I. Предпосылки и особенности философии XX века

 

Предпосылки возникновения философии XX века

1. Войны, революционные события (человек ощущает себя ненужным, «за-брошенным существом»);

2. Появление техники (рационализация жизни);

3. Социально-экономические потрясения (экономические кризисы);

4. Появление массового общества;

5. Идеологизированность процессов в государстве;

6. Внедрение компьютерного производства;7.Развитие средствмассовой информации;

8.Появление «нового» среднего класса.

 

 

Особенности философии XX века

1. Примат изучения жизни индивида над изучением жизни больших человеческих общностей

2. Движение от идеи человека активного к человеку, жестко детерминированному условиями (экономикой, политикой, религией и т.д.)

3. Человек определяется не только «разумом» и «сознанием», но и «бессознательным» началом, интуицией или другими внерациональными способами

4. Сознание (индивидуальное и общественное) – это объект манипуляции со стороны различных структур

(государства, партий, сект и т.д.)

5. Антигуманистическая сущность науки и техники

6. Расширение географического пространства мировых философскихцентров

 

Основные направления философии XX века

1. Позитивизм, махизм,    неопозитивизм, постпозитивизм, герменевтика (проблемы знания и языка)

2. Экзистенциализм, философская антропология, персонализм, прагматизм (проблемы сущности и существования человека в мире) 

3. Психоанализ –     фрейдизм и     неофрейдизм

(проблемы «бессознательного»)

4. Концепции локальных культур, «осевой эпохи», технопрактизм, эсхатология (проблемы социокультурной    детерминации      исторического процесса в философии истории) 

5. Современная        религиозная        философия

(неотомизм, тейярдизм) – современная философия «католической церкви»

6. Философская       футурология        (сциентизм, антисциентизм,     технофилия, технофобия; интерпретация научно-технического процесса)

7. Постмодернизм (деконструкция культуры, жизни и человека)

 

II. Западноевропейская философия второй половины

XIX – середины XX веков

 

Позитивизм

Позитивизм – это философское направление в западной философии конца XIX – XX веков, связанное с культом науки и исходящее из «позитивного» (данного, фактического, устойчивого) и ограничивающего им исследование, в то же время отклоняющее любые «метафизические» (философские) объяснения, считая их теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. 

 

Основные этапы развития позитивизма

IV. Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин)
III. Неопозитивизм – Венский кружок (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах) – Львовско-Варшавская школа (А. Тарский, Я. Лукасевич) – Б. Рассел; Л. Витгенштейн
II. Махизм (эмпириокритицизм) (Э. Мах, Р. Авенариус, русские махисты) – к. XIX – нач. XX в.
I. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) – XIX век

 

Классический позитивизм Огюст Конт (1798 – 1857) – 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: