философское направление, объясняющее роль бессознательного
или иных психических процессов в жизни человека и общества
Зигмунд Фрейд – (1856 – 1939) – основатель психоанализа,
австрийский врач-психиатр
Особенности философии
n Сформулировал понятие «бессознательного» - особая психическая реальность, присущая каждому человеку и в значительной мере контролирующая сознание;
n Обосновал феномен «реакции вытеснения» - способ психологической защиты от отрицательного воздействия на психику человека;
n Выдвинул две схемы психики человека – топографическая и динамическая схемы психики;
n Психика состоит из трех слоев – Оно, Я, Сверх-Я.
n Определил факторы психики человека: удовольствие, вытеснение и сублимация;
n Выявил первую и вторую психологические системы.
Первая психологическая система – в основе бессознательного находится «либидо» (сексуальное влечение, инстинкт).
Вторая психологическая система: в основе бессознательного находятся – Эрос (инстинкт жизни), Танатос (инстинкт смерти).
|
|
Основные труды
1. «Толкование сновидений» (1900)
2. «Тотем и табу» (1913)
3. «Лекции по введению в психоанализ» (1915-1917)
4. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920)
5. «Я и Оно» (1923)
6. «Очерк психоанализа» (1938)
III. Религиозная философия Запада конца XIX – первой половины XX веков
Гильденбранд Э., Трельч Э., Тейяр де Шарден П., Маритен Ж., Тиллих П., Бонхеффер Д., Генон Р.
Основные направления современной религиозной (теологической) философии
|
|
| |||
| |||||
| |||||
|
неопротестантизм
Основная проблема современной религиозной философии – проблема человека.
Основные философские вопросы современной религиозной философии:
- Какова миссия человека в истории?
- В чем смысл жизни человека?
- В чем смысл зла, бед, несчастий и скорби?
- Как человек относится к Богу?
- Как Бог относится к человеку?
- Зачем нужны победы, купленные дорогой ценой?
- Оправдывает ли цель применение различных и порой совершенно недопустимых средств и способов ее достижения? Современная религиозная философия должна показать человеку факт существования «вечных истин», ценностей бытия (жизни) и попытаться объяснить человеку смысл «вечных истин» и ценностей.
Персонализм
Представители – П. Шиллинг, М. Бубер, Э. Мунье, Д. Райт, М. Шелер, Б. Боун, Р. Флюэллант, А. Кнутсон и др.
|
|
Предмет исследования – творческая субъективность человека (Человек – это личность или персона).
Личность – это:
1. духовный первоэлемент бытия;
2. высшая духовная ценность; 3.верховная личность – это Бог.
Задача персонализма: изменить окружающий мир с целью «духовного самосовершенствования личности человека».
Проблемы персонализма – вопросы свободы и нравственного воспитания человека.
Протестантская теологическая философия
(Неопротестантизм)
Задача неопротестантизма: создать теологию культуры, которая объяснит человечеству все вопросы с точки зрения религии.
Проблемы неопротестантизма:
1. вопрос о познаваемости Бога-Творца;
2. вопрос христианской веры.
Основные направления неопротестантизма
|
| |||||
|
Теология кризиса
Либеральная теология: Шлейермахер, Гарнап, Трельч;
Теология кризиса: Барт, Нибур;
Экзистенциальная теология: Тиллих;
Кроме вышеперечисленных направлений, в неопротестантизме выделяются следующие:
«Демифологизированное христианство»: Бультман; Безрелигиозное христианство: Д. Бонхеффер.
Христианский эволюционизм
(тейярдизм)
Основатель – Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский философ, палеонтолог, теолог.
Его основная работа – «Феномен человека».
Философская система, созданная П. Т. Шарденом, получила название – «тейярдизм», «христианский эволюционизм» или «идеалистический пантеизм».
Основные принципы философии П. Шардена:
1. развитие мира и человека – это процесс эволюции Духа;
2. развитие коллективного Духа (невозможно развитие отдельного, конкретного Духа);
3. отношение к науке: важный фактор развития Духа, но необходимо преодолеть
противоречие между «верой» и «знанием»;
4. основная идея философской системы – идея эволюции Духа;
5. изменение (модернизирование) христианства
– Бог среди людей.
Неотомизм
Представители – Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, Д. фон Гильдебранд, Ю. Бохельский, Е. Корет, К. Ранер, Ф. ванСтенберген, К. Войтыла (Папа Римский Иоанн Павел II) и др.
Неотомизм – это официальная доктрина католической церкви, основанная на учении средневекового философа Фомы (Томаса) Аквинского, и доказывающая бытие Бога и понимания места Бога в окружающем мире, но, в то же время, дополненная проблемой и местом человека.
Основные идеи не |
отомизма |
Человек |
– |
единство |
материи |
и |
духа |
Человек |
подобен |
Богу |
Конец мира |
эсхатология |
) |
( |
Разделение |
сущности и существования |
IV. Западная философия второй половины XX века
Франкфуртская школа. Структурализм. Аналитическая философия. Философская герменевтика.
Герменевтика
(Гермес Трисмегист у греков – вестник богов, истолкователь их воли для людей)
(Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер,)
Герменевтика – это философское направление, исследующее теорию и практику истолкования, интерпретации и понимания.
Основные вопросы: – Как возможно понимание? – Как устроено бытие, сущность которого в понимании? |
Главная идея: Существовать – значит быть понятым |
Предмет исследования:Текст – это знак |
Основные понятия: – Герменевтический круг –циклический характер процесса познания –Герменевтический треугольник – соотношение между автором текста, текстом и читателем |
Задача: Правильное истолкование и понимание текста |
«Опыт мира»передается от поколения к поколению через тексты. Толкование, понимание языка текстов – главная задача философии |
Учет «духа языка» и «духа автора».«Вчувствование», «вживание» и «сравнение» – методы герменевтики. Метод понимания человеческой субъективности |
|
|
Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834) – протестантский теолог и классический филолог (специалист по древним языка).
Именно, благодаря деятельности Ф. Шлейермахера, «герменевтика» сформировалась в самостоятельную дисциплину. Философ поставил перед собой важную задачу – сконструировать универсальную методологию понимания. Особенности философии:
1. понимание текста осуществляется с помощью «дивинации» (искусственного вчувствования), «вживания» в «душу автора» и сравнения;
2. понимание текста возможно только при родственности «души автора» и «души читателя»
Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) –
основатель фундаментальной онтологии, экзистенциалист и представитель герменевтики.
Особенности философии:
1. человеческое бытие герменевтично, то есть основано на понимании;
2. формулирует экзистенциалы как условия человеческого существования (положенность – человек вначале «есть», то есть он представляет из себя «данность», а уже затем он «мыслит»; понимание – человек ощущает себя «понимающим существом»).
Ханс-Георг Гадамер (1900 - 2002) – основоположник герменевтики.
Основные работы: « Истина и метод»; «Актуальность прекрасного». Особенности философии:
1. философия должна стать «понимающей философией»;
2. человек в течение жизни накапливает «жизненный опыт», который преобразуется в «опыт мира»;
3. «опыт мира» возможно, передать только при помощи
«языка текстов».
Структурализм
Структурализм – это философское направление, пытающееся выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях (бессознательный уровень, уровень артефактов – искусство, философия, культура и т.д.).
Задача философии: искать скрытые связи между социальными институтами, идеями, обычаями, отношениями, традициями, властью и раскрывать «коды общества» (дешифровать).
|
|
Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913) – основатель структурализма, швейцарский лингвист.
Основная работа: «Труды по языкознанию». Особенности философии:
1. разработана «теория знака»;
2. язык – это универсальная знаковая система;
3. знак – это некое целое, являющееся результатом ассоциации «означающего» (акустического образа слова) и «означаемого»
(понятия);
4. язык носит коллективный и коммуникативный характер;
5. «код» - это совокупность определенных правил, обеспечивающих функционирование речевой деятельности.
Клод Леви-Стросс (1908) – французский этнограф и социолог, член Французской академии, основатель структурной антропологии.
Основные работы: « Тотемизм сегодня», «Структура мифов», «Печальные тропики», «Структурная антропология»,
«Первобытное мышление».
Особенности философии:
1. запрет «инцеста» - это переходот примитивноинстинктивного к примитивно-культурному человеку;
2. в результате запрета «инцеста» между людьми образуется определенная социокультурная организация, которая регулирует их практику;
3. «либидинальное тело культуры» выражает определенную структуру родства между людьми и характеризуется сдерживаемым «либидо»;
4. развивает идею сверхрационализма;
5. выделил основные этапы развития рационального мышления (анализ мифов);
6. мифологическое мышление – это мышление, в котором «присутствует определенная объективная логика отношений между предметами, схваченная суждениями и закрепленная в терминах;
7. идея единого «коллективного бессознательного» для всех культур.
Франкфуртская школа
Данная школа сформировалась в 30-е годы XX века в Германии во Франкфуртском институте социальных исследований (директор института Макс Хоркхаймер (1895 –
1973).