Этапы развития Франкфуртской школы

1. европейский (1930 – 1933) характеризуется анализом «капиталистического общества» и созданием «критической теории»;

2. американский (1934 – 1948) период является временем переоценки ценностей как современного капиталистического общества, так и современного социалистического общества. Франкфуртцы приходят к выводу, что практически любое общество (капиталистическое или социалистическое) построено на принципе «подчинения и господства», причем «тотального господства абстрактной всеобщности над единичным»; 3. западногерманский (1948 – 1970) период – это время популяризации идей «франкфуртской школы» и разработки новой методологии социальных наук.


Герберт Маркузе – 

немецко-американский философ и социолог Основные работы: 

«Разум и революция. Гегель и становление социальной теории»,

«Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «Критика чистой терпимости», «Конец утопии», «Эссе о свободе».

 

Особенности философии:

1. анализирует тип личности позднекапиталистического общества;

2. позднекаптиалистическое общество – это «одномерное общество», принуждающее человека к определенным «одномерным действия» и формируя «одномерное восприятие» и «одномерное сознание»;

3. вырваться из этого общества смогут только «изгои» или

«аутсайдеры». 

 

Юрген Хабермас – немецкий философ и социолог Основные работы: 

«Студент и политика», «Структурные изменения общественного мнения», «Теория и практика», «Движение протеста и реформа высшей школы», «Познание и интерес».

 

Особенности философии:

1. создана теория коммуникативного поведения;

2. смоделировано «двухступенчатое строение современного общества» («система» + «жизненный мир»);

3. выделяются два типа поведения – коммуникативный и стратегический.

 


V. Философия постмодерна 

 

Лакан Ж., Делез Ж., Деррида Ж., Лиотар Ж.-Ф., Бодрийяр Ж.

 «Постмодерн» (post – после) – это термин, используемый для обозначения специфики культуры второй половины XX века.

Постмодернизм – это явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивнойкритике принципов классического рационализма итрадиционных ориентиров метафизического мышления.  

 

Особенности постмодернизма:

1. Объективная реальность – это иллюзия или мираж;

2. Плюрализм истины;

3. Знание – это постоянный поиск и пересмотр прошлых понятий и категорий;

4. Конструирование «реальности» и «социальной реальности» («реальность» не данность);

5. Интерпретация интерпретации «реальности»

(бесконечное множество конструкций);

6. Познание – это интерпретация мира;

7. Гносеологический и эпистемологический релятивизм. 

 

 

Жак Лакан (1901 – 1981) – французский психоаналитик, основатель структурного психоанализа

 

Особенности философии:

1. бессознательное – это язык;

2. бессознательное – это система взамосвязанных и взаимоопределяющих элементов;

3. исследует «метафорические» и «метонимические» структуры языка;

 

Жиль Делез (1925 – 1995) – французский философ Основные работы: 

«Эмпиризм и субъективность», «Пруст и знаки», «Логика смысла», «Капитализм и шизофрения».

 

Особенности философии:

1. смысл философствования – это совершенно свободное конструирование жизни;

2. «номадическая модель восприятия мира» - образ

кочевника;

3. образ «ризомы» - ветвящаяся структура, напоминающая луковицу или клубень

 

Вопросы для повторения: 

 

1. Назовите предпосылки возникновения философии XX века?

2. Перечислите основные философские направления и школы в философии ХХ века?

3. Какие виды «существования» выявил датский философ Къеркегор С.?

4. Назовите основные понятия и положения философии М. Хайдеггера?

5. В чем заключается будущее экзистенциализма?

6. Приведите доказательства     абсурдности, безосновательности жизни человека, согласно философии А. Камю?

7. Назовите причины, способствовавшие в 20-е – 70-е годы ХХ века актуализации и расцвету экзистенциализма?

8. В чем заключается цель философии, согласно П. Рикеру?

9. Назовите и определите основные понятия герменевтики?

10. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития позитивизма?

 

Литература

 

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993

2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1994

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995

4. Бодрийяр Н. В тени молчаливого большиства, или конфликт социальности. Екатеринбург, 2000

5. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988

6. Бурдье П. Начала. М., 1994

7. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994

8. Додельцов Р. Д. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1969 9. Ильин Н. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998

10. Камю А. Миф о Сизифе или Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989

11. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975

12. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997

13. Левинас Э. Философское определение идеи культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990

14. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1991

15. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990

16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998

17. Любутин К. Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994

18. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984

19. Маньковская Н. Б. «Париж со змеями»: Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995

20. Мерло-Понти М. Временность // Историко-философский ежегодник – 1990, М., 1991

21. Михайлов А. В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990

22. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989

23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М., 1990

24. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992

25. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983

26. Проблема человека в западной философии. М., 1988

27. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991

28. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. М., 1996

29. Сартр Ж.-П. Стена. М., 1995

30. Тавтизян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977

31. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990 32.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

33. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии наукию

М., 1988

34. Филиппов Л. И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М., 1977

35. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990

36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998

37. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

38. Фромм Э. Душа человека. М., 1994

39. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990

40. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996

41. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995

42. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977

43. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

44. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1994

45. Хейзинга Й. Homoludens. Человек играющий. М., 2001

46. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992

47. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1992

48. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного //

Вопросы философии, 1988, № 8

49. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: