Тема 5. Эпистемология (6 часов)

1. Что есть научная истина?

2. Проблема истины и принцип дополнительности Н. Бора.

3. Возможна ли наука без истины? Прагматистское и операционалистское толкование науки.

4. Идеальный мир научных теорий и наивный реализм.

5. Проблема объективности научного знания: уроки Канта и квантовой механики

6. Научный эксперимент как тождество субъекта и объекта

7. Что такое научный факт? Научный факт и формы его эмпирического обобщения.

8. Сущность теоретического мышления. Теоретическое понятие.

9. Понятие научной идеи. Роль научных идей в развитии науки.

10. Научный закон и научная теория. Д. И. Менделеев о законах науки.

11.  Теоретические системы в современной науке, их возникновение и развитие.

Методические рекомендации к самостоятельной работе:

Вопрос 1. Понимание истины в истории философии и науки. Есть ли разница между научной истиной и истиной обыденного мышления? Как следует понимать утверждение Гегеля: «Истина – не отчеканенная монета, которую можно положить в карман»?

Вопрос 2. Верно ли классическое понимание науки: один мир – одна наука – одна истина? Как повлияло на понимание истины развитие квантовой механики и формулировка принципа дополнительности? Диалектика абсолютной и относительной истины.

Вопрос 3. В чем суть прагматизма и операционализма в науке? Возможно ли знание без понимания? Что важнее в науке – понимание или практическое применение научных знаний? Являются ли теоретические понятия лишь субъективными инструментами описания реальности или они имеют объективное содержание?

Вопрос 4. Что такое идеализация и идеальный объект? Не искажают ли научные идеализации подлинный образ реальности? О чем нам рассказывают научные теории – о мире или идеализациях? Можно ли без них обойтись?

Вопрос 5. Является ли объективность научного знания синонимом независимости его от субъекта науки? Что означает независимость содержания знания от ученого? Существует ли попперовский третий мир знаний? Насколько правильно понимание научного знания как субъективного по форме и объективного по содержанию?

   Вопрос 6. Логическое значение эксперимента в системе науки является уникальным, т.к. эксперимент – единственная форма непосредственного тождества субъекта и объекта в процессе познания. Этим он принципиально отличается от наблюдения. Почему это различие является фундаментально важным? Как соотносятся эксперимент и наблюдение как методы познания7

Вопрос 7.  Явление природы и научный факт – не синонимы. Что между ними общего и в чем различия? Структура научного факта. Научный факт и его интерпретация. Теоретическая нагруженность эмпирических терминов. Можно ли говорить об абсолютной достоверности твердо установленных фактов науки?

Вопрос 8. Что такое теоретическое мышление? Верно ли. что оно возникло в ходе научной революции XVII в.? Предмет теоретического мышления. Диалектический характер теоретического мышления. Природа теоретического понятия и его роль в структуре и развитии науки. Структура и характер теоретического мышления претерпели серьезные изменения после квантовой революции. В чем состоят эти изменения?

Вопрос 9.  Природа научной идеи. Психологические и логические аспекты возникновения новых научных идей.    Великие идеи в истории науки, их роль в научном прогрессе. Диалектика случайности и необходимости в возникновении научной идеи.  Логические функции идеи в структуре научной теории.

Вопрос 10. Законы природы и законы науки. Роль научных законов в формировании научных теорий. Эмпирические закономерности и теоретические законы: общее и отличия. Понятие, структура и функции научной теории. Развитие научных теорий. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней науки.

Вопрос 11. Теоретическая система как высшая форма организации научного знания. Условия и механизм становления теоретических систем. Структура и функции научно-теоретической системы. Эволюция теоретических систем. Теоретические системы и научно-исследовательские программы.

 

Вопросы для размышления:

1. Зависит ли истина от научного сообщества?

2. Могут ли научные теории быть ложными? Если да, то как отличить научное заблуждение от антинаучной лжи?

3. Имеет ли ученый право игнорировать те или иные научные факты?

4. Можно ли научиться творить новые научные идеи?

Основная литература:

Вопрос 1: – Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки - https://vk.com/doc3582405_438968115, ч.1, гл. 5

Вопрос 2: - Розов М.А. Н.И. Кузнецова. Философия науки в новом видении. 2012 - https://uchebniki-besplatno.com/nauki-filosofiya/filosofiya-nauki-novom.html, Проблема истины. Истина и дополнительность

Вопрос 3: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ - https://royallib.com/read/lakatos_i/falsifikatsiya_i_metodologiya_nauchno_issledovatelskih_programm.html#0, гл. 2

Вопрос 4: Степин В. С. Теоретическое знание. - http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/steeeppin.pdf  с. 64 - 73

Вопрос 5: И.В. Черникова О диалектике субъективного и объективного в научном познании - http://fsf.tsu.ru/wp_test/wp-content/uploads/publications/chernikova_iv/dialektika_poznaniya.pdf

Вопрос 6: Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963 - http://bookre.org/reader?file=579752&pg=135 с. 135 - 171

Вопрос 7: Мерзон Л. С. Проблемы научного факта: курс лекций. Л., 1972 - https://vk.com/doc35927296_437473296, с. 65 - 83

Вопрос 8: Кумпф Ф., Оруджев З. М. Диалектическая логика. М., 1978 http://bookre.org/reader?file=584692&pg=1 с. 163 - 167

Вопрос 9: там же, с. 194 - 199

Вопрос 10: там же,  с.200 - 214

Вопрос 11: Степин В. С. Теоретическое знание. - http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/steeeppin.pdf  с. 228 - 247

Дополнительная литература:

1. Бор Н. Избр. Научные труды. – М., 1971.

2. Борн М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977.

3. Вайскопф В. Наука и удивительное (как человек понимает природу).  – М., 1965.

4. Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна, 1997.

5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М., 1989.

6. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1974.

7. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. – М., 1973.

8. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

9.   Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. – № 4.

10.    Печенкин А.А. Закономерности развития науки // Вестник МГУ. Сер. «Философия». – 1995. – № 3.

11.    Шредингер Э. Новые пути в физике. – М., 1971.

12.   Эйнштейн А. Сочинения в 4 т., т.4. – М., 1967.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: