Тема 6. Методология науки (4 часа)

1. Метод науки. Основные типы научных методов в истории науки.

2. Формирование и эволюция экспериментально-теоретического метода.

3. Проблема научного открытия. Великие открытия в истории науки. Открытие в науке и изобретение в технике.

4. Обоснование и доказательство. Понятие решающего эксперимента. Эксперимент и техника.

5. Развитие науки, его внутренние и внешние факторы.

6. Понятие научной революции. Глобальные революции в истории науки.

Методические рекомендации к самостоятельной работе:

Вопрос 1. Научный метод – это способ единения познающего и познаваемого. Поэтому Гегель называет его «душой содержания». Становление фундаментальных научных методов происходило одновременно с формированием научного знания в античности. Два основных метода античности: умозрительно-теоретический Платона и умозрительно-наблюдательный у Аристотеля. Новая классическая наука возникает благодаря теоретико-экспериментальному методу, созданному в эпоху Возрождения и Нового времени.

Вопрос 2. Сущность теоретико-экспериментального метода как активного мысленно-практического воздействия на природу. Роль Леонардо, Галилея, Декарта, Ньютона и Канта в его формировании. Изменился ли принципиально этот метод за прошедшие 400 лет?

Вопрос 3. В чем именно состоит проблема научного открытия? Можно ли научиться делать открытия? Процесс открытия – кульминация научного творчества, манифестация свободного мышления ученого.  Уместно ли в этом случае говорить об объективных законах научных открытий? Чем объяснить многочисленные случаи одновременных, преждевременных и запоздалых открытий в науке? Существуют ли логические и методологические аспекты возникновения новых научных идей? А социальные, исторические, экономические? Может ли моделирование и компьютерная обработка данных заменить необходимость в новых идеях, рождающихся в головах ученых? Какие самые великие идеи в науке Вы можете назвать?

   Что общего и в чем различия между открытием и изобретением? Как связаны научное познание и техническое изобретение? Познавательный, технологический и гуманитарный аспекты изобретений – как они связаны? Изобретения в науке и их роль в великих экспериментальных открытиях.

Вопрос 4. Роль обоснования в научном познании. Что такое научное доказательство? Существуют ли строгие доказательства в науке или только строгие опровержения, как считают фальсификационисты? Как Вы понимаете мысль Ф. Энгельса: «Сто тысяч паровозов доказывают термодинамику не лучше, чем один паровоз?» Что такое решающий эксперимент? Решающие эксперименты в истории науки. Роль технического прогресса в обеспечении эксперимента. Можно ли экспериментирование трактовать как особую форму производственной деятельности?

Вопрос 5. Каковы факторы развития науки? Внутренняя логика науки и внешние факторы – что важнее? Если внешние факторы значимы для развития науки, то каким образом они влияют на структуру и динамику развития научных проблем и решений? Понятие способа научного мышления. Как он формируется и как в нем трансформируются социально-экономические, политические, религиозные, культурные и прочие факторы?

Вопрос 6. Научная революция как важнейший этап развития науки, ее причины, смысл, структура и последствия. Великие научные революции и их значение: XVII в. и первая треть ХХ в. В чем общность и чем различаются эти периоды становления науки? Что такое научная микрореволюция? Примеры микрореволюций в истории химии. Революции в науке и революции в технике, их взаимосвязь.

 

Вопросы для размышления:

1. Что такое логика открытия и может ли она существовать?

2. Роль личности в развитии научного знания.

3. Может ли в перспективе компьютер заменить ученого?

4. Существуют ли серьезные различия между научным и художественным творчеством?

 

Основная литература

Вопрос 1: Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. https://vk.com/doc3582405_438968115, ч.2, гл. 6, пар. 3, 4

Вопрос 2: Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента http://www.vixri.com/d/Axutin%20A.V._Istorija%20principov%20fizicheskogo%20eksperimenta.pdf с. 196 - 238

Вопрос 3: Майданов А. С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. — М.: Репро, 1993 http://techlibrary.ru/b/2u1a1k1e1a1o1p1c_2h.2z._2q1s1l1u1s1s1t1c1p_1p1t1l1r2c1t1j2g._2u1f1t1p1e1p1m1p1d1j2g_1j_1m1p1d1j1l1a_1o1a1u1y1o1p1d1p_1t1c1p1r1y1f1s1t1c1a._1993.pdf  разд. 3, гл. 4, пар. 1, 2

Вопрос 4: Кумпф Ф., Оруджев З. М. Диалектическая логика. М., 1978 http://bookre.org/reader?file=584692&pg=1, гл. 7

Вопрос 5: В. Ван ден Деле, П. Вайнгарт. Сопротивление и восприимчивость науки к внешнему руководству – в: Научная деятельность: структура и институты. М., 1980 https://yadi.sk/i/v-__XJPO3CQhsT, с. 161 - 198

Вопрос 6: Степин В. С. Теоретическое знание http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/steeeppin.pdf, с. 331 - 375

Вопрос 7: Хабермас Ю. Техника и наука как идеология. - https://vk.com/doc280125750_421928092, с. 117 - 135

Дополнительная литература

1. Бор Н. Философия естествознания и культуры народов. Дискуссии с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике // Н. Бор. Избр. научные труды. – М., 1971.

2. Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна, 1997.

3. Всеобщая история химии. Становление химии как науки. – М., 1983.

4. Капица П.Л. Эксперимент, теория. практика. – М., 1977.

5.   Луи де Бройль. Революция в физике. – М., 1965.

6.   Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. – М., 1982.

7.   Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

8.   Семенов Н.Н. Наука и общество. – М., 1986.

9.   Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

10.   Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1965.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: