Модуль 5. Управление системами профессионального образования

Законодательство об образовании. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации. Региональный уровень управления образованием в Российской Федерации. Муниципальный уровень управления образованием в Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Контроль внутри профессиональной образовательной организации.

Общие принципы управления педагогическими системами. Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательной организации, ее основные компоненты.

Педагогический коллектив в управлении образовательной организацией. Особенности педагогических коллективов организаций профессионального образования. Руководитель и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в образовательной организации.

Аттестация работников системы профессионального образования. 

 

 

Перечень вопросов к вступительному испытанию.

Методология и общая теория педагогики.

1. Педагогика в системе наук о человеке.

2. Объект, предмет и функции педагогики, понятийно-терминологический аппарат педагогической науки.

3. Онтогенез развития личности, его источники и факторы. 

4. Социальная и психологическая характеристика студенческого возраста.

5. Воспитание как процесс целенаправленной и контролируемой социализации.

6. Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, и др.) и их анализ.

7. Методологические подходы педагогических исследований: системный; личностно-ориентированный; деятельностный; антропологический; культурологический; диалогический и др..

8. Методология педагогики и её уровни.

9. Процесс и структура научно-педагогического исследования, его основные элементы.

10. Методы педагогического исследования.

История педагогики и профессионального образования.

1. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи В.Де-Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтеня, Т.Мора, Э.Роттердамского, Т.Кампанеллы и их влияние на развитие образования.

2. Педагогические концепции Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо и их роль в становлении педагогической науки.

3. Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А.Гельвеция, Д.Дидро, А.Лавуазье и др..

4. Экспериментальная педагогика Э.Меймана, В.А.Лая. Прагматическая педагогика Д.Дьюи и его последователей.

5. Зарождение и развитие профессионального образования и России. Роль Московского университета в развитии народного просвещения, педагогической науки и высшей школы.

6. К.Д.Ушинский как основатель отечественной педагогической науки.

7. Особенности развития высшего профессионального образования в России в начале XX в.

8. Педагогическая деятельность и идеи П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского.

9. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского и его использование в современной педагогической практике.

10. Современные тенденции развития профессионального образования в мире и в России.

 

Теория профессионального образования.

1. Система образования в России. Типы и виды образовательных организаций профессионального образования.

2.  Педагогический процесс. Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса. Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

3. Современные концепции и теории обучения (теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.).

4. Понятие метода обучения. Функции методов обучения. Классификация методов обучения.

5. Средства обучения, их дидактические функции. Виды средств обучения.

6. Современные организационные формы обучения, их сущность и виды. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Педагогические условия их использования.

7. Контроль обучения. Виды контроля. 

8. Содержание профессионального образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Сущность стандартизации современного профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт в области профессионального образования.

9. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.

10. Педагогическое мастерство. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педагогическом мастерстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: