Законодательство об образовании. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации. Региональный уровень управления образованием в Российской Федерации. Муниципальный уровень управления образованием в Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Контроль внутри профессиональной образовательной организации.
Общие принципы управления педагогическими системами. Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательной организации, ее основные компоненты.
Педагогический коллектив в управлении образовательной организацией. Особенности педагогических коллективов организаций профессионального образования. Руководитель и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в образовательной организации.
Аттестация работников системы профессионального образования.
|
|
Перечень вопросов к вступительному испытанию.
Методология и общая теория педагогики.
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Объект, предмет и функции педагогики, понятийно-терминологический аппарат педагогической науки.
3. Онтогенез развития личности, его источники и факторы.
4. Социальная и психологическая характеристика студенческого возраста.
5. Воспитание как процесс целенаправленной и контролируемой социализации.
6. Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, и др.) и их анализ.
7. Методологические подходы педагогических исследований: системный; личностно-ориентированный; деятельностный; антропологический; культурологический; диалогический и др..
8. Методология педагогики и её уровни.
9. Процесс и структура научно-педагогического исследования, его основные элементы.
10. Методы педагогического исследования.
История педагогики и профессионального образования.
1. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи В.Де-Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтеня, Т.Мора, Э.Роттердамского, Т.Кампанеллы и их влияние на развитие образования.
2. Педагогические концепции Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо и их роль в становлении педагогической науки.
3. Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А.Гельвеция, Д.Дидро, А.Лавуазье и др..
4. Экспериментальная педагогика Э.Меймана, В.А.Лая. Прагматическая педагогика Д.Дьюи и его последователей.
|
|
5. Зарождение и развитие профессионального образования и России. Роль Московского университета в развитии народного просвещения, педагогической науки и высшей школы.
6. К.Д.Ушинский как основатель отечественной педагогической науки.
7. Особенности развития высшего профессионального образования в России в начале XX в.
8. Педагогическая деятельность и идеи П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского.
9. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского и его использование в современной педагогической практике.
10. Современные тенденции развития профессионального образования в мире и в России.
Теория профессионального образования.
1. Система образования в России. Типы и виды образовательных организаций профессионального образования.
2. Педагогический процесс. Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса. Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
3. Современные концепции и теории обучения (теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.).
4. Понятие метода обучения. Функции методов обучения. Классификация методов обучения.
5. Средства обучения, их дидактические функции. Виды средств обучения.
6. Современные организационные формы обучения, их сущность и виды. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Педагогические условия их использования.
7. Контроль обучения. Виды контроля.
8. Содержание профессионального образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Сущность стандартизации современного профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт в области профессионального образования.
9. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
10. Педагогическое мастерство. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педагогическом мастерстве.