Модуль 4. Методика профессионального образования

Методика профессионального образования как раздел дидактики средней и высшей профессиональной школы. Общая и частные методики.

Психолого-педагогические основы лекционного обучения. Роль и место лекции как звена дидактического цикла обучения. Психолого-педагогические требования к лекции. Структура лекции. Разновидности традиционной (информационной) вузовской лекции (вводная, обзорно-повторительная, обзорная).

Развитие лекционной формы обучения в современной системе вузовского обучения. Новые виды лекций (проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация, лекция-пресс-конференция и др.), их специфические возможности, методические особенности.

Подготовка лекции. Отбор содержания учебного материала к лекции. Письменный текст лекции как средство организации и передачи информации, его структурные свойства. Вербальное и графическое подкрепление текста лекции.

Методика изложения лекционного текста. Психологические особенности и закономерности восприятия устной речи. Психологические и дидактические особенности чтения различных типов лекции.

Методические приемы формирования аттракции в системе преподаватель-слушатель. Убеждающее воздействие как методический прием лектора. Техники аргументации и контраргументации в подаче материала.

Организация работы учащихся (студентов) на лекции. Конспект лекции, его функции. Методика конспектирования. Обучение учащихся (студентов) конспектированию. Методические приемы и средства, помогающие конспектированию.

Оценка качества лекции. Проблема критериев оценки качества лекции. Роль, цель и функции практических занятий как звена дидактического цикла обучения. Формы практических занятий (семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы и др.).

Семинарское занятие, его цель и особенности построения. Формы семинарских занятий, методические требования к их подготовке, организации и проведению.

Учебная дискуссия в структуре семинарского занятия, её функции, дидактические цели, этапы организации и проведения. Формы дискуссии. Оценка качества семинарского занятия.

Лабораторное занятие, его цель и особенности построения. Подготовка и методика проведения лабораторного занятия. Оценка качества лабораторного занятия,

Самостоятельная работа учащихся (студентов) в системе профессионального образования. Роль и функции самостоятельной работы, психолого-педагогические требования к её организации. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы. Принципы и методика индивидуализации самостоятельной работы. Методические приемы активизации самостоятельной работы студентов.

Организационные формы и виды самостоятельной работы. Методика контроля самостоятельной работы.

Пути совершенствования содержания и методов самостоятельной работы. Курсовые и дипломные работы (проекты) в системе профессиональной подготовки, их функции (учебная, опытно-исследовательская). Требования к содержанию и оформлению курсовой и дипломной работы (проекта). Руководство курсовой и дипломной работой (проектом). Рецензирование курсовой и дипломной работы (проекта).

Проблема интенсификации обучения как методологическая проблема. Проблемное обучение: методика использования проблемных методов в процессе преподавания дисциплины. Процесс решения проблемы (проблемная ситуация, формулировка гипотез, проверка гипотез). Проблемная ситуация и методика её создания. Репродуктивный и проблемный вопросы.

Цели и условия успешности проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения.

Курсы по выбору в структуре учебного плана и в системе профессиональной подготовки. Методические особенности проведения элективных курсов и оценка их качества.

Учебная и производственная практика учащихся (студентов) в системе профессиональной подготовки: задачи, функции, принципы и формы организации. Руководство практикой. Оценка качества прохождения практики.

Методика организации педагогического контроля. Виды контрольных заданий и педагогических тестов, требования к их разработке.

Экзамен и зачет как элементы в системе обучения. Цель, функции, формы проведения экзамена и зачета. Критерии оценки знаний, умений, навыков студентов. Требования к оценке.

Дидактические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психолого-педагогические требования к организации работы с электронно-вычислительной техникой.

Планирование учебного процесса: сущность и принципы. Основные этапы подготовки к учебному занятию. Цели и содержание деятельности преподавания на каждом этапе. Тематическое и рабочее планирование учебных занятий. Требования к планам. Методика разработки и утверждения планов.

Методика работы с учебной и методической литературой. Место работы с учебником в структуре изучения дисциплины. Задачи и особенности работы с первоисточниками.

Научно-исследовательская работа учащихся (студентов), принципы и формы ее организации. Студенческие научные кружки и общества, содержание их работы, методика руководства деятельностью.

Повышение квалификации преподавателя средней и высшей профессиональной школы. Задачи и формы повышения квалификации. Научная, методическая работа. Стажировка. Методика самообразования. Методические и методологические семинары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: