Модуль 3. Теория профессионального образования

Система образования в России. Общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации; дополнительное образование: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение.

Типы и виды образовательных организаций профессионального образования.

Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса. Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса.

Педагог и учащийся (студент) как субъекты педагогического процесса. Субъектность в учебной деятельности. Педагогическое взаимодействие как форма субъективации педагога и учащегося (студента). Логика педагогического взаимодействия и его стадии.

Этапы, законы и закономерности педагогического процесса.

Противоречия педагогического процесса как источники и движущие силы его развития.

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

Методы осуществления целостного педагогического процесса, их классификация в современной педагогике.

Обучение как способ организации педагогического процесса. Цикличность процесса обучения. Роль познавательной деятельности, общения и ценностно-ориентационной деятельности в обучении.

Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

Виды обучения в истории становления теории обучения и их характеристика (метод сократической беседы, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, самостоятельное добывание знаний, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения). Информатизация обучения,

Современные концепции и теории обучения (ассоциативная теория, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.).

Деятельность педагога и студентов в процессе обучения. Функции и структура деятельности педагога. Деятельность педагога как управление процессом обучения. Учение как специфический вид деятельности студентов. Цель и структура учения (мотивы; учебные действия; действия контроля, оценки и анализа результатов), взаимосвязь структурных элементов

Целеполагание в процессе обучения.

Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: чувственное познание (ощущение, восприятие); абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение); применение знаний (практика).

Мотивация учения. Виды, уровни, качества мотивов учения. Методы выявления мотивов учения. Психолого-педагогические условия и пути формирования мотивации учения студентов.

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Понятие самообразования. Основные структурные элементы процесса самообразования. Потребность в самообразовании как системообразующий фактор непрерывного образования.

Понятие метода обучения. Методы обучения как отражение методов познания объективной реальности. Функции методов обучения.

Структура метода обучения. Метод и приём обучения, их взаимосвязь. Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Требования к выбору методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

Средства обучения, их дидактические функции. Виды средств обучения (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные и др.), условия их эффективного применения. Специфика использования технических средств обучения.

Наглядные средства обучения в вузе, психолого-педагогические требования к их применению.

Учебник как средство обучения в вузе. Типы учебников. Требования к учебнику.

Взаимосвязь методов, методических приемов и средств обучения, условия их оптимального выбора.

Развитие организационных форм обучения в истории педагогики: индивидуальной, индивидуально-групповой, классно-урочной, бель-ланкастерской, мангеймской, дальтон-плана, бригадно-лабораторной, плана Трампа.

Современные организационные формы обучения, их сущность и виды. Общие и конкретные формы. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Педагогические условия их использования.

Проблемы и психолого-педагогические основания активизации процесса обучения. Теоретические основы активизации процесса обучения. Методы активизации процесса обучения, их характеристики и вида.

Контроль и оценка результатов образования.

Сущность педагогического контроля, его функции: диагностическая, обучающая, воспитывающая и развивающая. Место контроля в целостном процессе обучения. Недостатки традиционной системы контроля.

Виды контроля (предварительный, текущий, рубежный, итоговый, отсроченный).

Принципы планирования, организации и проведения контроля. Соответствие методов контроля его целям и функциям. Методы устного, письменного, графического контроля. Использование ТСО для контроля.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе как условие повышения его качества.

Учебная дисциплина как система знаний, система видов учебно-познавательной деятельности и как элемент структуры учебного плана. Структура учебной дисциплины. Проблема отбора учебного материала при формировании учебной дисциплины. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа разработки учебных планов и программ вуза. Учебная программа как информационно-деятельностная модель педагогической системы. Основные принципы построения и совершенствования учебных программ.

Роль методических материалов в повышении эффективности процесса обучения в вузе, оценка качества их разработок.

Система работы по повышению уровня научно-методической деятельности преподавателя высшей школы.

Проблема внедрения результатов психолого-педагогических исследований в вузовскую практику.

Содержание профессионального образования, его исторический характер. Знаниево-ориентированный подход к определению содержания образования: сущность, жизнеобеспечивающая функция, противоречия, недостатки.

Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, его направленность на удовлетворение всего спектра потребностей личности, на развитие целостного человека.

Факторы, детерминирующие формирование содержания образования.

Принципы и критерии отбора содержания образования.

Современное содержание профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Их единство и вариативность. Учебный план. Учебный предмет. Учебная программа. Учебная литература. Информационная, мотивационная и тренировочная функции учебников и учебных пособий.

Понятие коллектива как педагогической категории. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

Формирование личности в коллективе и через коллектив как ведущая идея в гуманистической педагогике.

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Сущностные признаки коллектива и его функции (организационная, воспитательная, стимулирующая). Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов.

Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива, их общая характеристика. Особенности студенческого коллектива.

Психолого-педагогические условия развития коллектива.

Педагогическое руководство коллективом.

Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагогической деятельности.

Особенности педагогической профессии. Творческая природа труда педагога.

Сущность педагогической деятельности. Цель как системообразующая характеристика педагогической деятельности. Педагогическое действие как единство цели и содержания.

Основные виды педагогической деятельности. Диалектическое единство воспитательной работы и преподавания.

Структура педагогической деятельности: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, коммуникативная деятельность.

Педагог как субъект педагогической деятельности. Характеристика социальной и профессиональной позиций педагога.

Профессиональный стандарт как отражение профессионально обусловленных требований к личности педагога. Направленность личности педагога как ведущая интегративная характеристика.

Понятие о профессиональной компетентности педагога как выражении единства его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности.

Система педагогических знаний и умений, определяющих общую профессиональную компетентность педагога. Их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

Понятие педагогической технологии. Проблема технологизации педагогической деятельности. Существенные признаки педагогических технологий (технологии обучения и технологии воспитания), их характеристика. Взаимосвязь педагогической технологии и педагогического мастерства.

Понятие педагогического мастерства как отражение синтеза личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющего эффективность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педагогическом мастерстве.

Педагогическая задача в структуре педагогической технологии. Типы педагогических задач. Педагогические задачи по временному признаку (стратегические, тактические, оперативные). Педагогические задачи по их месту в решении специфических вопросов в целостном педагогическом процессе (дидактические, воспитательные). Этапы и способы решения педагогической задачи. Профессионализм, мастерство и творчество педагога в решении педагогических задач.

Сущность и типы педагогического взаимодействия. Основные характеристики педагогического взаимодействия (предметная направленность, рефлексивная многозначность). Диалектика педагогического воздействия и педагогического взаимодействия. Прямое и косвенное педагогическое воздействие. Влияние, убеждение, внушение, подражание как механизмы и феномены воздействия и взаимодействия.

Логика педагогического взаимодействия и его стадии. Совместная деятельность как способ реализации педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия: личностно-развивающие, личностно-тормозящие. Условия продуктивности взаимодействия в учебной деятельности.

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися.

Стили педагогического общения. Понятие стиля, его взаимосвязь со стратегией взаимодействия. Основные классификации стилей педагогического общения. Технологическая характеристика стилей.

Условия гуманизации педагогического взаимодействия (личностная ориентированность, приоритет субъект-субъектных отношений, повышение коммуникативной культуры педагога и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: