Система образования в России. Общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации; дополнительное образование: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение.
Типы и виды образовательных организаций профессионального образования.
Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса. Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса.
Педагог и учащийся (студент) как субъекты педагогического процесса. Субъектность в учебной деятельности. Педагогическое взаимодействие как форма субъективации педагога и учащегося (студента). Логика педагогического взаимодействия и его стадии.
Этапы, законы и закономерности педагогического процесса.
Противоречия педагогического процесса как источники и движущие силы его развития.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
Методы осуществления целостного педагогического процесса, их классификация в современной педагогике.
Обучение как способ организации педагогического процесса. Цикличность процесса обучения. Роль познавательной деятельности, общения и ценностно-ориентационной деятельности в обучении.
Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
Виды обучения в истории становления теории обучения и их характеристика (метод сократической беседы, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, самостоятельное добывание знаний, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения). Информатизация обучения,
Современные концепции и теории обучения (ассоциативная теория, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.).
Деятельность педагога и студентов в процессе обучения. Функции и структура деятельности педагога. Деятельность педагога как управление процессом обучения. Учение как специфический вид деятельности студентов. Цель и структура учения (мотивы; учебные действия; действия контроля, оценки и анализа результатов), взаимосвязь структурных элементов
Целеполагание в процессе обучения.
Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: чувственное познание (ощущение, восприятие); абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение); применение знаний (практика).
Мотивация учения. Виды, уровни, качества мотивов учения. Методы выявления мотивов учения. Психолого-педагогические условия и пути формирования мотивации учения студентов.
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Понятие самообразования. Основные структурные элементы процесса самообразования. Потребность в самообразовании как системообразующий фактор непрерывного образования.
Понятие метода обучения. Методы обучения как отражение методов познания объективной реальности. Функции методов обучения.
Структура метода обучения. Метод и приём обучения, их взаимосвязь. Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Требования к выбору методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
Средства обучения, их дидактические функции. Виды средств обучения (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные и др.), условия их эффективного применения. Специфика использования технических средств обучения.
Наглядные средства обучения в вузе, психолого-педагогические требования к их применению.
Учебник как средство обучения в вузе. Типы учебников. Требования к учебнику.
Взаимосвязь методов, методических приемов и средств обучения, условия их оптимального выбора.
Развитие организационных форм обучения в истории педагогики: индивидуальной, индивидуально-групповой, классно-урочной, бель-ланкастерской, мангеймской, дальтон-плана, бригадно-лабораторной, плана Трампа.
Современные организационные формы обучения, их сущность и виды. Общие и конкретные формы. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Педагогические условия их использования.
Проблемы и психолого-педагогические основания активизации процесса обучения. Теоретические основы активизации процесса обучения. Методы активизации процесса обучения, их характеристики и вида.
Контроль и оценка результатов образования.
Сущность педагогического контроля, его функции: диагностическая, обучающая, воспитывающая и развивающая. Место контроля в целостном процессе обучения. Недостатки традиционной системы контроля.
Виды контроля (предварительный, текущий, рубежный, итоговый, отсроченный).
Принципы планирования, организации и проведения контроля. Соответствие методов контроля его целям и функциям. Методы устного, письменного, графического контроля. Использование ТСО для контроля.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе как условие повышения его качества.
Учебная дисциплина как система знаний, система видов учебно-познавательной деятельности и как элемент структуры учебного плана. Структура учебной дисциплины. Проблема отбора учебного материала при формировании учебной дисциплины. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа разработки учебных планов и программ вуза. Учебная программа как информационно-деятельностная модель педагогической системы. Основные принципы построения и совершенствования учебных программ.
Роль методических материалов в повышении эффективности процесса обучения в вузе, оценка качества их разработок.
Система работы по повышению уровня научно-методической деятельности преподавателя высшей школы.
Проблема внедрения результатов психолого-педагогических исследований в вузовскую практику.
Содержание профессионального образования, его исторический характер. Знаниево-ориентированный подход к определению содержания образования: сущность, жизнеобеспечивающая функция, противоречия, недостатки.
Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, его направленность на удовлетворение всего спектра потребностей личности, на развитие целостного человека.
Факторы, детерминирующие формирование содержания образования.
Принципы и критерии отбора содержания образования.
Современное содержание профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Их единство и вариативность. Учебный план. Учебный предмет. Учебная программа. Учебная литература. Информационная, мотивационная и тренировочная функции учебников и учебных пособий.
Понятие коллектива как педагогической категории. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
Формирование личности в коллективе и через коллектив как ведущая идея в гуманистической педагогике.
Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Сущностные признаки коллектива и его функции (организационная, воспитательная, стимулирующая). Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов.
Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива, их общая характеристика. Особенности студенческого коллектива.
Психолого-педагогические условия развития коллектива.
Педагогическое руководство коллективом.
Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагогической деятельности.
Особенности педагогической профессии. Творческая природа труда педагога.
Сущность педагогической деятельности. Цель как системообразующая характеристика педагогической деятельности. Педагогическое действие как единство цели и содержания.
Основные виды педагогической деятельности. Диалектическое единство воспитательной работы и преподавания.
Структура педагогической деятельности: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, коммуникативная деятельность.
Педагог как субъект педагогической деятельности. Характеристика социальной и профессиональной позиций педагога.
Профессиональный стандарт как отражение профессионально обусловленных требований к личности педагога. Направленность личности педагога как ведущая интегративная характеристика.
Понятие о профессиональной компетентности педагога как выражении единства его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности.
Система педагогических знаний и умений, определяющих общую профессиональную компетентность педагога. Их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
Понятие педагогической технологии. Проблема технологизации педагогической деятельности. Существенные признаки педагогических технологий (технологии обучения и технологии воспитания), их характеристика. Взаимосвязь педагогической технологии и педагогического мастерства.
Понятие педагогического мастерства как отражение синтеза личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющего эффективность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педагогическом мастерстве.
Педагогическая задача в структуре педагогической технологии. Типы педагогических задач. Педагогические задачи по временному признаку (стратегические, тактические, оперативные). Педагогические задачи по их месту в решении специфических вопросов в целостном педагогическом процессе (дидактические, воспитательные). Этапы и способы решения педагогической задачи. Профессионализм, мастерство и творчество педагога в решении педагогических задач.
Сущность и типы педагогического взаимодействия. Основные характеристики педагогического взаимодействия (предметная направленность, рефлексивная многозначность). Диалектика педагогического воздействия и педагогического взаимодействия. Прямое и косвенное педагогическое воздействие. Влияние, убеждение, внушение, подражание как механизмы и феномены воздействия и взаимодействия.
Логика педагогического взаимодействия и его стадии. Совместная деятельность как способ реализации педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия: личностно-развивающие, личностно-тормозящие. Условия продуктивности взаимодействия в учебной деятельности.
Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися.
Стили педагогического общения. Понятие стиля, его взаимосвязь со стратегией взаимодействия. Основные классификации стилей педагогического общения. Технологическая характеристика стилей.
Условия гуманизации педагогического взаимодействия (личностная ориентированность, приоритет субъект-субъектных отношений, повышение коммуникативной культуры педагога и др.).