Тема 5. Заключительный этап аудита

 

5.1 Сообщение информации по результатам аудита.

 

Взаимодействие аудитора и его клиента не подразумевает намеренный поиск искажений учетной информации и непременное их публичное освещение. Аудитор должен помочь клиенту повысить достоверность бухгалтерской отчетности в той мере, в которой это не противоречит действующему законодательству. Это естественная основа взаимоотношений двух добросовестных экономических субъектов. Аудитор предварительно обсуждает с руководством предприятия-клиента вопросы аудита, представляющие интерес для аудируемого лица, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или деловую репутацию самого руководства. Такие обсуждения помогают прояснить сложные факты в исследуемой документации и получить дополнительные ответы на вопросы аудитора.

Прежде, чем подготовить аудиторское заключение, аудитор обязан сообщить о результатах аудита руководству аудируемого лица и его собственникам. Это дает возможность до закрытия бухгалтерской отчетности провести в ней некоторые корректировки, обеспечить соответствие законодательству каких-то документальных аспектов деятельности клиента и помочь повысить достоверность финансовой информации, подготавливаемой его учетными службами.

Порядок сообщения информации руководству аудируемого лица и его собственникам регламентируется Международными стандартами аудита МСА 260 и федеральным правилом-стандартом аудиторской деятельности №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственников».

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом, и она может быть передана только следующим лицам:

- лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг;

- лицу, указанному в договоре на оказание аудиторских услуг в качестве получателя;

- любому другому лицу в случае письменного указания на то лицом, подписавшим договор на оказание аудиторских услуг.

Поскольку организационная структура на разных предприятиях различна, иногда может быть сложно определить круг лиц, которым аудитор обязан сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения получателей информации, принимая во внимание управленческую структуру клиента, права и обязанности должностных лиц, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства. Так, на предприятиях, где есть совет директоров и комитет по аудиту, надлежащими получателями информации могут быть как оба эти органа, так и один из них. Если руководство организации-клиента сообщает информацию по результатам аудита собственникам самостоятельно, то аудитор может не дублировать это сообщение, если считает что оно выполнено надлежащим образом.

Аудитор должен своевременно сообщать информацию таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры.

Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и представителям его собственника, как правило, отражает:

1) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности дополнительных требований руководства аудируемого лица;

2) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица;

3) возможное влияние на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в этой отчетности (например, судебных разбирательств);

4) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

5) события или условия, которые могут поставить под сомнение непрерывность деятельности аудируемого лица;

6) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые могут являться значимыми для финансовой отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Данная информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

7) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

8) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

9) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. Если информация сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Обычно это копии протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Каждая аудиторская организация и каждый индивидуальный аудитор разрабатывает внутренние стандарты по подготовке письменной информации аудитора. Они должны обеспечивать единообразное оформление данного документа для различных экономических субъектов с утверждением руководителем аудиторской организации. Текст письменной информации аудитора должен содержать четкие и краткие формулировки, понятные руководителям проверяемой организации.

Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Данные взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

 

5.2 Порядок подготовки и виды аудиторских заключений.

 

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Порядок подготовки аудиторского заключения регламентируется Международными стандартами аудита МСА 700 и MCA 700A, а также Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральным стандартом аудиторской деятельности №1 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности».

Согласно ФЗ-307, аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание адресата (акционеры АО, участники ООО, иные лица). Аудиторское заключение представляется аудитором только аудируемому лицу, либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, ЕГРН, место нахождения, наименование СРОА, членами которой он являются, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена и ее состава;

6) распределение ответственности. Это, во-первых, заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой отчетности возложена на аудируемое лицо. Во-вторых, это заявление о том, что:

а) ответственность аудитора заключается в выражении мнения на основе проведенного аудита;

б) аудит был проведен в соответствии с ФСАД, а также что эти стандарты требуют соблюдения этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях;

в) аудитор полагает, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения мнения;

7) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита), с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными стандартами аудиторской деятельности, внутренними стандартами СРОА, членом которой является аудитор, либо иными документами;

8) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

9) подпись аудитора;

10) дату заключения.

Аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на немодифицированное и модифицированные.

Немодифицированное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.

Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если:

а) на основании аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;

б) он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Выражение модифицированного мнения регулируется ФСАД №2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении». В зависимости от формы модифицированного мнения часть аудиторского заключения, содержащая мнение аудитора, именуется «Мнение с оговоркой», «Отрицательное мнение», «Отказ от выражения мнения».

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно-положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию в пояснениях к финансовой отчетности.

 

Табл. 4. Зависимость формы мнения от суждения аудитора

 

Характер обстоятельств,
ставших причиной выражения модифицированного мнения

Суждение аудитора о степени распространения
влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность

существенное влияние, но не всеобъемлющее существенное и всеобъемлющее влияние
Бухгалтерская (финансовая) отчетность существенно искажена Мнение с оговоркой Отрицательное мнение
Отсутствие возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств Мнение с оговоркой Отказ от выражения мнения

 

Мнение с оговоркой выражается в том случае, если:

а) аудитор, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу, что влияние искажений является существенным, но не затронет большинство значимых элементов бухгалтерской отчетности;

б) у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение, однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным для бухгалтерской отчетности, но не всеобъемлющим.

При этом перед мнением аудитора включается часть под названием «Основание для выражения мнения с оговоркой». Оно может быть, например, таким: «По статье "Основные средства" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 года не отражена стоимость производственного оборудования в размере XXX тыс. рублей, а по статье "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" этого же бухгалтерского баланса - сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на стоимость указанного оборудования, в размере YYY тыс. рублей. Соответственно, по статье "Поставщики и подрядчики" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 года не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком в размере ZZZ тыс. рублей».

Отказ от выражения мнения выражается тогда, когда у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение, и он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности. Пример основания для отказа в выражении мнения: «Вклад организации "AAA" в совместную деятельность отражен по статье "Долгосрочные финансовые вложения" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 20X1 года в сумме XXX, что составляет 90% от стоимости чистых активов по состоянию на 31 декабря 2014 года. Нам было отказано в общении с руководством аудируемого лица. Как следствие, мы не имели возможности определить, необходимы ли какие-либо корректировки стоимости указанных финансовых вложений, а также связанных с ними потоков денежных средств, отраженных в отчете о движении денежных средств».

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, в том случае, когда, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, аудитор приходит к выводу, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности. Пример основания для выражения отрицательного мнения: «Как указано в пункте X пояснительной записки, в консолидированную финансовую отчетность не были включены показатели дочернего общества "ZZZ", приобретенного в 2014 году. …Если бы показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества "ZZZ" были включены в консолидированную финансовую отчетность, то это привело бы к существенным изменениям многих показателей консолидированной финансовой отчетности. Количественная оценка влияния искажения, допущенного при составлении консолидированной финансовой отчетности, не осуществлялась».

Кроме того, закон 307-ФЗ вводит еще одно понятие аудиторского заключения. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.


ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»

Цели и задачи курса

 

Дисциплина «Основы аудита» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика» и другим финансово-экономическим специальностям. Цель обучения – получение студентами необходимых и достаточных теоретических знаний, в соответствии с требованиями и стандартом дисциплины, практических навыков по вопросам особенностей проведения аудита и документального оформления его результатов.

Для выполнения цели курса необходимо решить следующие задачи:

 - определить место аудита в системе финансово-экономического контроля;

- рассмотреть нормативную базу аудита и основные принципы его организации как предпринимательской деятельности;

- показать основные методики аудиторских проверок;

- осветить основные вопросы взаимоотношения различных субъектов в процессе аудита;

- изучить особенности документального оформления аудиторских проверок и его результатов;

- установить принципы формирования аудиторского заключения и направления его использования при принятии финансово-экономических решений.

 

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «Основы аудита» относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла (Б2.В5). Наименования дисциплин, необходимых для освоения данного курса: основы гражданского права, экономическая теория, бухгалтерский учет, финансовый анализ. Освоение дисциплины «Основы аудита» позволит студентам получить базовые знания для дальнейшего активного восприятия материала по дисциплинам: эконометрика, анализ экономической деятельности предприятия, национальная экономика, бизнес-планирование.

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- систему нормативного регулирования аудиторской деятельности;

- методику и организацию аудита;

- применимость результатов аудита.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- применять имеющиеся знания для решения ситуационных задач и тестовых заданий;

- увязывать методику аудита с финансовым анализом и бухгалтерским (финансовым) учетом;

- обобщать результаты проверок и формировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

В результате изучения дисциплины студенты должны владеть:

- методологическими подходами к выбору инструментов анализа и проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия;

- понятийным аппаратом и терминологией по проблемам аудита;

- пониманием требований аудиторских стандартов;

- навыками расчета базовых показателей, использующихся в аудиторской деятельности.

 

Учебно-тематический план курса по специальностям «Экономика» 080100.62 и «Менеджмент» 080500.62 бакалавриат на базе среднего образования

(форма очная)

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

лекции практические занятия Всего
1. Введение в аудит 4 2 6
2. Организация аудиторской деятельности 10 4 4
3. Аудиторская проверка 6 4 10
4. Методологические основы аудита 6 2 8
5. Заключительный этап аудита 2 2 4

Всего часов:

28 14 42

 

 

Содержание курса

 

Тема 1. Введение в аудит

 

История понятия «аудит». Этапы развития аудита. Аудит в России. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Сопутствующие и прочие услуги. Цели и задачи аудита. Диалектика в аудите. Процедуры аудита. Пользователи аудиторской информации.

Тема 2. Организация аудиторской деятельности

 

Государственное регулирование аудиторской деятельности. Функции Министерства финансов. Совет по аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов. Нормативная база аудита. Четыре уровня нормативных актов. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ. Стандарты аудиторской деятельности. МСА. Федеральные стандарты. Стандарты СРОА. Виды предпринимательской деятельности в аудите. Аттестат аудитора. Независимость аудитора. Профессиональная этика. Кодекс профессиональной этики аудитора. Поведение, основанное на модели. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций. Контроль СРОА. Контроль Министерства финансов РФ. Внутренний контроль качества. Аудиторская тайна. Конфиденциальность. Ответственность аудиторов.

 

Тема 3. Аудиторская проверка

 

Виды аудиторских проверок. Права и обязанности сторон аудита. Этапы аудиторской проверки. Стадии проверки. Письмо-обязательство. Обязательные указания. Договор на аудиторские услуги. Общий план аудита. Программа аудиторской проверки. Система бухгалтерского учета предприятия. Система внутреннего контроля. Контрольная среда. Ограничения систем внутреннего контроля. Принципы оценки.

 

Тема 4. Методологические основы аудита

 

Понятие существенности. Допустимая ошибка. Критический компонент. Понятие аудиторского риска. Неотъемлемый риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения. Оценка риска. Аудиторская выборка. Элементы. Генеральная совокупность. Статистический и нестатистический подход. Аудиторские доказательства. Тесты средств внутреннего контроля. Проверка по существу. Источники доказательств. Документирование аудита. Содержание рабочих документов. Хранение документации.

 

Тема 5. Заключительный этап аудита

 

Сообщение информации. Урегулирование существенных искажений. Аудиторское заключение. Обязательные реквизиты. Виды аудиторских заключений. Заведомо ложное аудиторское заключение.

 

 


Вопросы к зачету

 

1. История аудита.

2. Место и роль аудита в системе экономических отношений.

3. Сущность аудита и аудиторской деятельности.

4. Цели и задачи аудита.

5. Метод и процедуры аудита.

6. Пользователи аудиторской информации.

7. Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

8. Нормативная база аудита.

9. Стандарты аудиторской деятельности.

10. Виды предпринимательской деятельности в аудите.

11. Аттестация аудиторов.

12. Независимость аудитора и профессиональная этика.

13. Контроль качества работы аудиторских организаций.

14. Аудиторская тайна.

15. Ответственность аудиторов.

16. Виды аудиторских проверок.

17. Права и обязанности сторон аудита.

18. Этапы аудиторской проверки.

19. Письмо-обязательство и договор на аудиторские услуги.

20. Планирование и программа аудита.

21. Изучение систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия.

22. Существенность в аудите.

23. Аудиторский риск.

24. Аудиторская выборка.

25. Аудиторские доказательства.

26. Документирование аудита.

27. Сообщение информации по результатам аудита.

28. Порядок подготовки и виды аудиторских заключений.

 

 


Вопросы для тестирования по курсу

 

1. Первые документы с названием профессии «аудитор», обнаруженные в архивах Казначейства Англии и Шотландии, были датированы:

а) 660 годом;

б) 1130 годом;

в) 1844 годом.

 

2. В России должность аудитора была введена:

а) в 1567 году Иваном Грозным для проверки дел государевой Опричнины;

б) в 1716 году Петром I для армии и флота;

в) в 1886 году Александром III для финансовой инспекции.

 

3. Совпадают ли цели аудита, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы?

а) да;

б) нет;

в) совпадают только у аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

4. Добровольно осуществляется следующий вид финансово-хозяйственного контроля:

а) аудит;

б) ревизия;

в) судебно-бухгалтерская экспертиза.

 

5. Для всех внешних пользователей имеет юридическое значение документ по результатам:

а) аудита;

б) ревизии;

в) судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

6. Основной нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность на федеральном уровне – это:

а) ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ;

б) ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

в) Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

7. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций относится к функциям:

а) государственного регулирования через Министерство финансов РФ;

б) саморегулирования аудиторских организаций через Ассоциацию аудиторских организаций;

в) внутреннего регулирования каждой саморегулируемой организации через ее исполнительный орган.

 

8. Оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций – это функция:

а) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

б) Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ;

в) Аудиторской палаты России.

 

9. Проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности:

а) разрабатываются, рассматриваются и утверждаются Министерством финансов РФ;

б) разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов и утверждаются Советом по аудиторской деятельности;

в) разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов, рассматриваются Советом по аудиторской деятельности и утверждаются Министерством финансов РФ.

 

10. Кодекс профессиональной этики аудиторов в настоящее время принимает:

а) саморегулируемая организация аудиторов;

б) Министерство финансов РФ;

в) Правительство РФ.

 

11. Саморегулируемой организацией аудиторов признается:

а) некоммерческая организация, созданная на условиях партнерства в целях сокращения накладных расходов в процессе аудита;

б) коммерческая организация, созданная в целях оказания услуг аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам;

в) некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

 

12. Одно из условий включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций:

а) наличие уставного капитала в размере не менее 200.000 рублей и дополнительного капитала в размере не менее 50.000 рублей;

б) объединения в ее составе в качестве членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;

в) формирования на момент ее учреждения компенсационного фонда в размере не менее 50.000 минимальных размеров оплаты труда.

 

13. Для обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг:

а) в ней создается компенсационный фонд;

б) используется процедура резервирования части оборотных средств аудиторских организаций на специальных счетах в банках;

в) половина сумм членских взносов перечисляются саморегулируемой организацией в Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ.

 

14. Международные стандарты по аудиту разрабатывает и издает:

а) Международная ассоциация финансово-ревизионных служб (IAFR) при Организации Объединенных Наций;

б) Международный комитет по аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров (IFAC);

в) Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ.

 

15. Могут ли российские федеральные стандарты аудиторской деятельности противоречить международным стандартам аудита?

а) могут в случаях, оговоренных «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ;

б) могут в случаях их противоречия стандартам саморегулируемых организаций;

в) не могут, они разрабатываются в соответствии с международными стандартам аудита.

 

16. Аудит – это:

а) деятельность по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказанию сопутствующих консультационных услуг;

б) независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

в) независимая проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия с целью выражения мнения об эффективности их деятельности.

 

17. К числу прочих услуг, которыми имеют право заниматься аудиторские организации, относится:

а) консультирование в области маркетинга и составление планов продвижения продукции (работ, услуг) предприятия или организации;

б) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с вопросами логистического обеспечения деятельности субъектов экономики, и распространение их результатов;

в) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией.

 

18. Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается:

а) степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности организаций и принимать соответствующие обоснованные решения;

б) полное соответствие данных отчетности требованиям действующего законодательства и положениям внутренних нормативных документов предприятия;

в) одновременное, полное и безукоризненное соблюдение требований обоснованности включения указанных в отчетности сумм, законченности отражения активов и пассивов предприятия, и правильно проведенной оценки статей бухгалтерского учета.

 

19. Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься:

а) физические лица и юридические лица;

б) только юридические лица;

в) только юридические лица, имеющие организационную форму открытого акционерного общества.

 

20. Аудиторская организация – это:

а) организация, устав которой определяет аудит как основной вид ее деятельности;

б) коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов;

в) коммерческая либо некоммерческая организация, получившая лицензию на оказание соответствующих видов услуг.

 

21. Аудитор – это:

а) физическое лицо, имеющее стаж работы в аудите или бухгалтерии не менее 3-х лет и получившее квалификационный аттестат аудитора;

б) физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов;

в) физическое лицо, работающее на основании трудового договора в аудиторской организации.

 

22. Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводится:

а) единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

б) аттестационным департаментом Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ;

в) территориальными аттестационными комиссиями саморегулируемых организаций аудиторов.

 

23. Квалификационный аттестат аудитора выдается:

а) без ограничения срока;

б) сроком на пять лет;

в) сроком на один год.

 

24. Обязан ли аттестованный аудитор проходить регулярную профессиональную переподготовку?

а) это определяется стандартами саморегулируемой организации аудиторов, в которой он состоит;

б) да, ежегодное обучение по программам повышения квалификации, объемом не менее 40 часов в год;

в) да, переподготовку объемом не менее 40 часов по окончании срока действия квалификационного аттестата аудитора.

 

25. В каком случае аудит не может осуществляться?

а) аудиторами или аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых пользовались услугами аудируемой организации в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита;

б) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями;

в) аудиторами или аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве с руководителями и должностными лицами саморегулируемых организаций аудиторов, в которых они состоят.

 

26. В каком случае аудитор имеет право на разглашение аудиторской тайны?

а) ни в каком случае;

б) при наличии предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги;

в) в случае, если деятельность аудируемого лица вступает в противоречие с деятельностью аудиторской организации.

 

27. К аудиторской тайне не относятся:

а) сведения о величине оплаты аудиторских услуг;

б) сведения о численности и поименном составе работников аппарата управления аудируемого лица;

в) сведения о судебных исках и делах по исполнительному производству, возбужденных в отношении аудиторуемого лица.

 

28. Принцип объективности аудитора обозначает, что аудитор:

а) не должен принимать на веру правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском (финансовом) отчете аудируемого лица;

б) не должен раскрывать информацию об аудируемом лице третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями;

в) не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

 

29. Инициативным считается аудит:

а) проводимый по инициативе аудиторской организации;

б) проводимый по инициативе экономического субъекта;

в) проводимый по инициативе судебных органов.

 

30. Внешний аудит проводится:

а) независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с другой независимой аудиторской фирмой (аудитором) с целью оценки системы обеспечения качества аудиторских процессов последней;

б) независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг.

в) саморегулируемой организации аудиторов на обязательной основе в отношении своих членов с целью проверки соблюдения федерального законодательства о бухгалтерском учете и аудите.

 

31. Обязательный аудит – это:

а) ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации согласно обязательствам, определенным решением Совета акционеров или Совета директоров;

б) ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации, в случае, если она имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью;

в) ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляемая в случаях, предусмотренных законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ;

 

32. В каком из перечисленных случаев должен осуществляться обязательный аудит?

а) организация является инвестиционным фондом с объемом выручки 40 миллионов рублей в год;

б) организация имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества;

в) организация является маркетинговой компанией, сумма активов бухгалтерского баланса которой составляет 18 миллионов рублей.

 

33. Одним из условий обязательного аудита является:

а) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает совокупный размер уставного и добавочного капиталов организации;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда;

в) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей.

 

34. Обязательный аудит имеют право проводить:

а) только аудиторские организации;

б) только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, состоящие в саморегулируемой организации аудиторов не менее 3-х лет;

в) только аудиторские организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.

 

35. Согласованный аудит – это:

а) аудит, который проводится на основе предварительного согласования сроков и объемов его проведения;

б) аудит, проведение которого необходимо согласовывать с вышестоящим органом;

в) аудит, который осуществляется аудиторской фирмой повторно или регулярно.

 

36. Какие временные ограничения действующее законодательство накладывает на проведение повторяющегося аудита?

а) никаких

б) не более 3-х лет подряд

в) не более 5 лет подряд.

 

37. Администрация и руководство аудируемого предприятия:

а) являются внутренними пользователями аудиторского заключения

б) являются внешними пользователями аудиторского заключения;

в) не имеют права быть пользователями аудиторского заключения.

 

38. Плановая внешняя проверка качества работы индивидуального аудитора, осуществляется:

а) аудиторской организацией не реже не реже одного раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год;

б) саморегулируемой организацией аудиторов, в которой он состоит, не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного 1 в год;

в) саморегулируемой организацией аудиторов, в которой он состоит, не реже одного раза в 3 года, но не чаще одного 1 в год.

 

39. Уполномоченный федеральный орган обязан проводить внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской отчетности государственных и муниципальных организаций:

а) ежегодно;

б) не чаще одного раза в два года;

в) нет, не обязан.

 

40. Система внутреннего контроля качества аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении:

а) основ оценки внешних экспертов, привлекаемых по согласованию с клиентом;

б) проведение аудита в условиях, когда непрерывность деятельности аудируемого лица оказывается под вопросом;

в) кадровой работы.

 

41. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

а) исследовать документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица в объеме, предусмотренном письмом-обязательством о проведении аудита;

б) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица;

в) исследовать документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица в объеме, определенном собственниками аудируемого лица.

 

42. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

а) передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

б) передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение органу коллегиального управления аудируемого лица;

в) передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение лицу, имеющему доверенность, заверенную руководством предприятия.

 

43. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

а) обеспечивать передачу документов, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, аудируемому лицу в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены и составлены;

б) обеспечивать хранение документов, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены и составлены;

в) обеспечивать уничтожение документов, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в срок не позднее чем через 5 лет после года, в котором они были получены и составлены.

 

44. При проведении аудита аудируемое лицо вправе:

а) требовать и получать от аудиторской организации информацию о других предприятиях, являющихся клиентами данной аудиторской организации;

б) требовать и получать от аудиторской организации данные о квалификации персонала, проводящего аудиторскую проверку;

в) требовать и получать от аудиторской организации обоснования их замечаний и выводов.

 

45. При проведении аудита аудируемое лицо обязано:

а) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сокрытие информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией;

б) предоставлять аудиторской организации только ту информацию и документацию, которая определена договором об аудите;

в) предоставлять аудиторской организации любую информацию и документацию, в случае если она не является коммерческой тайной.

 

46. Саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов:

а) вынести официальное порицание в случае нарушения требований законов об аудите, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов;

б) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законов об аудите, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов;

в) вынести на обсуждение коллегии Совета по аудиторской деятельности вопрос о дисциплинарном взыскании организации, допустившей нарушения требований законов об аудите, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

47. Саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов:

а) наложить штраф;

б) наложить штраф с начислением пеней за его неуплату;

в) наложить денежное взыскание с виновного суммы затрат по организации дисциплинарного производства.

 

48. За несвоевременное заключение договора об обязательном аудите несет ответственность:

а) предприятие, которое обязано пройти обязательную аудиторскую проверку;

б) аудиторская компания, которая производила обязательную аудиторскую проверку данного предприятия последней, но в срок не более трех лет с момента окончания проверки;

в) в равной мере предприятие, которое обязано пройти обязательную аудиторскую проверку, и аудиторская компания, которая производила обязательную аудиторскую проверку данного предприятия последней.

 

49. Уголовная ответственность, согласно ст.202 УК РФ, наступает для частных аудиторов в случае использования:

а) своих прав и полномочий для увеличения прибыльности своей деятельности при условии нарушения авторских и смежных прав аудируемого лица, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

б) своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

в) своих прав и полномочий в соответствии задачам своей деятельности в целях увеличения благосостояния работников и должностных лиц аудиторской организации (индивидуального аудитора), если это деяние имело возможность причинить существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

 

50. Письмо-обязательство направляется:

а) собранию акционеров экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита;

б) исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита;

в) всем лицам, заинтересованным в проведении аудита на данном предприятии, в двух экземплярах.

 

51. Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту:

а) содержит смету расходов по предстоящей аудиторской проверке;

б) документально подтверждает согласие на проведение аудита;

в) заменяет собою договор на проведение аудиторской проверки.

 

52. Общий план аудита содержит:

а) ожидаемый объем, порядок и сроки проведения аудиторской проверки;

б) виды и последовательность осуществления аудиторских процедур при проведения аудиторской проверки;

в) подробную нормативную карту аудиторских работ и перечень персонала, ответственного за их выполнение.

 

53. При планировании аудита детальное описание процедур аудиторской проверки, список привлекаемого персонала, а также целей и задач по каждому участку проверки включается:

а) в общий план аудита;

б) в программу аудита;

в) в письмо-обязательство аудиторской организации.

 

54. Информация считается существенной, если:

а) сумма финансовых искажений, получающихся в результате ее применения, превышает уровень, определенный учетной политикой организации;

б) ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности;

в) ее влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия оказывается сопоставимым со значением наиболее важных статей бухгалтерского баланса.

 

55. Аудитор оценивает то, что является существенным, на основании:

а) конкретного диапазона значений, определенного стандартом саморегулируемой организации аудиторов, членом которой он является;

б) указаний, полученных в результате согласования плана аудиторской проверки с руководством аудируемого лица;

в) своего профессионального суждения, принимая во внимание количественный и качественный аспекты существенности.

 

56. Имеет ли право аудитор скорректировать значение уровня существенности в ходе проверки?

а) нет, поскольку оно включено в утвержденную программу аудиторской проверки;

б) да, с фиксацией вновь появившихся обстоятельств, расчетов и нового уровня существенности в документах аудиторской проверки;

в) да, при условии согласования нового уровня существенности с руководством аудируемого лица.

 

57. Обычно размер допустимой ошибки при аудиторской проверке устанавливается на уровне:

а) 100% наименьшего значения среди строк актива баланса;

б) 50% от планируемой существенности;

в) 5% от среднего уровня оплаты труда в организации.

 

58. Критический компонент, выбираемый для определения количественного уровня существенности, это:

а) сумма валюты баланса предприятия за прошлый отчетный период;

б) показатель деятельности предприятия, имеющий тенденцию заметно варьировать год от года;

в) показатель деятельности предприятия, остающийся сравнительно постоянным на протяжении последних трех лет.

 

59. Аудиторский риск – это:

а) риск необнаружения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия;

б) риск проведения аудиторской проверки в неполном соответствии с аудиторскими стандартами, действующем законодательством об аудите, кодексом профессиональной этики аудитора;

в) риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

 

60. Аудиторский риск включает в себя:

а) риск системы бухгалтерского учета, отраслевой риск, риск субъективного суждения;

б) неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения;

в) внутрихозяйственный риск, риск недооценки и методологический риск.

 

61. Неотъемлемый риск – это:

а) сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которые могут потребовать привлечения экспертов;

б) риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета;

в) подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций).

 

62. Риск средств контроля означает:

а) риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия;

б) подверженность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия появлению намеренных систематических искажений, размер которых лежит ниже уровня существенности, но которые в их совокупности образуют суммарное искажение, размер которого превышает уровень существенности;

в) возможность направления запросов и наблюдения за применением средств внутреннего контроля, которые не оставляют документальных свидетельств для аудита.

 

63. К тестам средств контроля относится:

а) проверка наличия и подлинности квалификационных документов, подтверждающих наличие образования и соответствие занимаемой должности у работников системы внутреннего контроля предприятия;

б) проверка документов, подтверждающих операции и другие события, чтобы получить аудиторские доказательства относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике;

в) оценка роли субъективного суждения, необходимого для определения остатков на счетах бухгалтерского учета.

 

64. Риск необнаружения означает:

а) потенциальную возможность того, что руководство аудируемой организации и ее должностные лица предпримут меры по сокрытию определенной части бухгалтерской (финансовой) документации и информации, которая может оказать существенное влияние на формирование аудиторского заключения;

 б) риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

в) невозможность проведения полных и всеобъемлющих проверок по существу каждой статьи отчетности аудируемого лица вследствие ограниченности времени проверки и количества ресурсов, отпущенных на ее проведение.

 

65. Существует ли зависимость между существенностью и аудиторским риском?

а) нет, не существует;

б) да, прямая: чем выше уровень существенности, тем выше уровень аудиторского риска;

в) да, обратная: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска.

 

66. Система внутреннего контроля — это:

а) совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

б) упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и других событий;

в) комплекс методов, методик и организационных мер, позволяющих оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта, закрепленных во внутренних документах аудиторской организации и не противоречащих федеральным стандартам аудиторской деятельности.

 

67. Контрольная среда – это:

а) день недели, в который аудиторская организация проводит сплошную проверку системы внутреннего контроля экономического субъекта;

б) осведомленность и действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля;

в) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

 

68. К ограничениям системы внутреннего контроля предприятия, ведущим к неполноте поставляемой ею информации, относится:

а) неспособность аудиторской организации провести сквозные тесты отдельных участков бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) требование руководства, согласно которому затраты, связанные с осуществлением внутреннего контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод;

в) отсутствие нормативных документов федерального уровня, регламентирующих организацию систем внутреннего контроля субъектов экономики.

 

69. Аудиторская выборка – это:

а) персональный состав группы сотрудников, которая будет проводить проверку согласно программе аудита;

б) применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций;

в) разработка аудиторских процедур согласованно и последовательно во времени.

 

70. Элементы аудиторской выборки – это:

а) группы документов, сплошная проверка которых не представляется возможной вследствие ограниченности времени;

б) индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность;

в) единицы учетной информации, зафиксированные в бухгалтерском (финансовом) учете, служащие основанием для формирования отчетной документации.

 

71. Генеральная совокупность – это:

а) комплекс мер, позволяющий аудитору сформировать полное и непредвзятое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

б) система единиц информации, служащая основанием для оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля предприятия;

в) полный набор элементов, из которых аудитор отбирает совокупность и в отношении которой он хочет сделать выводы.

 

72. Существует ли связь между объемом аудиторской выборки и аудиторским риском?

а) нет, не существует;

б) да, обратная: чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки;

в) да, прямая: чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем меньше необходимый объем выборки.

 

73. Подход к формированию аудиторской выборки может быть:

а) стандартным и критическим;

б) статистическим и нестатистическим;

в) полным и кратким.

 

74. Аудиторские доказательства — это:

а) зафиксированная в установленном законом порядке информация, опровергающая данные бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого предприятия;

б) зафиксированная в установленном законом порядке информация, помогающая аудитору сформировать отчет об аудиторской проверке, направляемый руководству и (или) собственникам аудируемого лица;

в) информация, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

 

75. Смешанные аудиторские доказательства включают в себя:

а) информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде;

б) информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде;

в) информацию, подтверждение достоверности которой возможно только в пределах определенного уровня существенности.

 

76. К процедурам проверки по существу относятся:

а) инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры.

б) осмотр, контроль, мониторинг и апробация;

в) аудиторская выборка, аудиторский риск и аудиторские доказательства.

 

77. Аудиторское заключение – это:

а) официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

б) документ, передаваемый аудиторской организацией лицу, заказавшему аудиторскую проверку, и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора об эффективности работы аппарата управления аудируемого лица и его бухгалтерской службы;

в) официальный документ, предназначенный для внешних пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о наличии бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

 

78. В аудиторском заключении обязательно указывается следующая информация об аудиторской организации:

а) информация о составе учредителей (акционеров) аудиторской организации с перечнем их долей в уставном капитале;

б) ее номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

в) данные о квалификации работников, участвовавших в проведении аудиторской проверки.

 

79. Аудиторские заключения в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности подразделяют на:

а) безоговорочно-положительные, положительные с замечаниями и отрицательные;

б) безоговорочно-положительные и модифицированные;

в) немодифицированные и модифицированные.

 

80. Заведомо ложное аудиторское заключение – это аудиторское заключение:

а) составленное работниками аудиторской организации, не имеющими полномочий на составление и подписание такого рода документов;

б) составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита;

в) оформленное без учета указаний федерального стандарта аудиторской деятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

 

81. Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности относится к функциям:

а) Саморегулируемых организации аудиторов;

б) Ассоциации аудиторских организаций;

в) Министерства финансов РФ.

 

82. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор не обязаны:

а) передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

б) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и составлены;

в) предоставлять по требованию аудируемого лица персональные данные работников, участвующих в проведении аудиторской проверки, для обеспечения принципа независимости.

 

83. В число «большой аудиторской четверки» не входит компания:

а) Pricewaterhouse Coopers;

б) Deloitte;

в) Standard & Poor's.

 

84. Аудиторские процедуры по существу — это:

а) перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета;

б) детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

в) подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

 

85. Количество аудиторских организаций в России – около:

а) 2.500;

б) 4.900;

в) 12.500.

 

86. Контроль качества работы аудиторских организаций аудита подразделяется на:

а) обязательный и инициативный;

б) государственный и муниципальный;

в) внешний и внутренний.

 

87. К нормативным документам саморегулируемых организаций аудиторов не относится:

а) Кодекс этики;

б) Положение о членстве;

в) Методические указания по составлению программы аудита.

 

88. Качественный аспект оценки существенности включает в себя:

а) согласие экономического субъекта на использование резу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: