Тема 2. Организация аудиторской деятельности

 

2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

 

Поскольку результаты аудита влияют на принятие экономических решений, аудиторская деятельность во всех странах достаточно жестко регулируется.

Основные концепции регулирования аудиторской деятельности логически базируются на существующих моделях учетных систем и могут быть трех видов:

- с жестким государственным регулированием;

- саморегулируемые,

- смешанные.

Для стран Западной Европы характерна жесткая система регламентирования аудиторской деятельности. Государственное регулирование построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними; государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и т.п. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций.

Саморегулируемая система характерна для США и Великобритании. Этой модели присуща относительная самостоятельность аудиторских компаний. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляется в виде рамочных законодательных определений. Характерно существование нескольких типов аудиторов – независимые, внутренние, государственные, и т.д. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования.

Смешанная модель (южноамериканская) обычно приводится как дополнительная, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была метрополией.

В Российской Федерации до недавнего времени аудиторская деятельность жестко регулировалась. Министерство финансов РФ определяло нормы и правила аудита, разрабатывало и принимало аудиторские стандарты и правила аудиторской этики, контролировало обучение аудиторов и осуществляло их аттестацию, проводило лицензирование аудиторских организаций и контроль качества их деятельности. С 2009 года, с вступлением в действие нового ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ, положение изменилось.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности по прежнему осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Согласно постановления «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.02 № 80, в качестве этого уполномоченного федерального органа определено Министерство финансов РФ. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные функции, предусмотренные ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при Минфине создается совет по аудиторской деятельности. Члены Совета по аудиторской деятельности утверждаются министром финансов по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава Совета. Кроме того, в него должны входить представители государственных органов, ЦБ РФ и пользователей аудиторских услуг. В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Совет осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению Минфином;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение Минфина предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Минфина;

7) осуществляет иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Таки образом, федеральные органы государственной власти в России осуществляют рамочную нормирующую и контролирующую функции в вопросе руководства аудиторской деятельностью. Вопросы «оперативного порядка» теперь осуществляются саморегулируемыми организациями аудиторов.

Согласно ФЗ-307, саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. СРОА:

- разрабатывает и утверждает стандарты СРОА,

- принимает кодекс профессиональной этики аудиторов,

 - разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности,

- участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности,

- организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации,

- участвует в создании, финансировании и деятельности единой аттестационной комиссии;

- сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о СРОА, а также о дополнительных требованиях, предусмотренных СРОА в своих стандартах, и о дополнительных нормах профессиональной этики;

- представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении СРОА, ее членами требований законодательства РФ;

- подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРОА аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

- оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРОА.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе СРОА в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда.

На 14.03.13 года в государственный реестр СРОА включено 5 организаций:

- «Аудиторская палата России»,

- «Институт профессиональных аудиторов»,

- «Московская аудиторская палата»,

- «Российская Коллегия аудиторов»,

- «Аудиторская ассоциация «Содружество».

Ежеквартальный взнос в СРОА зависит от объема выручки аудиторской организации и может составлять от 2.000 до 80.000 рублей. В настоящее время в РФ в государственном реестре числится около 4.900 аудиторских организаций и около 24.000 аттестованных аудиторов. Следует отметить, что число аудиторов за последние годы снижается.

Как отмечается в условиях регистрации СРОА, кроме контроля за деятельностью своих членов, проведения профессиональной подготовки и переподготовки, она должна обеспечивать субсидиарную имущественную ответственность своих членов перед потребителями аудиторских услуг. Для этого в каждой СРОА организуется компенсационный фонд (или несколько фондов), в которые члены перечисляют взносы при вступлении в организацию (обычно это 3000 рублей для частного лица и 5000 рублей – для организации). В зависимости от количества членов, этот фонд может составлять 10-30 млн. рублей.

2.2 Нормативная база аудита

 

В соответствии со структурой организации аудиторской деятельности в РФ, нормативная база в этой области разделяется на четыре уровня:

Первый уровень – документы федерального уровня, законы и постановления государственной власти. Это, прежде всего, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ, ФЗ от 01.12.07 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Закон об аудиторской деятельности является главный документом в системе нормативного регулирования аудита. Он определяет терминологию и правовые основания функционирования аудита, критерии аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, значение стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, вопросы контроля качества и аттестации аудиторов, роль СРОА и другие. Кроме того, к этому уровню относят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Кодексы (в частности, Гражданский кодекс, который регулирует договорную основу взаимоотношений сторон аудита), другие законодательные акты, призванные обеспечить эффективное функционирование аудита и контроль за деятельностью аудиторов.

Второй уровень – федеральные стандарты аудиторской деятельности, утверждаемые Министерством Финансов РФ с целью установления норм аудита. Они определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Третий уровень – документы саморегулируемой организации аудиторов: стандарты, кодекс этики, положение о членстве, положение о компенсационном фонде и прочие. Стандарты СРОА не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности. Они определяют дополнительные требования к аудиторским процедурам, к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности; способствуют и являются обязательными при осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности.

Четвертый уровень - методические указания, инструкции, и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются самими аудиторскими фирмами (например, внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме.

 

2.3 Стандарты аудиторской деятельности

 

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления, их гармонизация и единообразие становятся необходимым условием.

Аудиторские стандарты – это документы, которые формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.

Функции стандартов многообразны. Во-первых, они устанавливают единые требования к процедуре аудита, ее методологии и масштабу, к аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. Во-вторых, на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов, сдаваемых для получения права заниматься аудиторской деятельностью. В третьих, аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Всего в практике российского аудита можно выделить 4 группы стандартов:

- международные стандарты аудита (МСА),

- федеральные стандарты аудиторской деятельности РФ,

- стандарты СРОА,

- внутренние стандарты аудиторских организаций.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (IAASB) издает международные стандарты по аудиту (МСА) [International Standarts of Auditing — ISA]. Они преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе. Единственный официальный язык стандартов — английский.

МСА предназначены для регулирование действий при проведении независимого аудита и могут применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако в зависимости от внутреннего законодательства каждой конкретной страны, применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:

в качестве национальных аудиторских стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);

как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);

принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США, Великобритания, Ирландия, Канада);

как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации)

Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937 г. Теперь их состав значительно расширился и насчитывает 37 стандартов. В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Начиная с 2004 г. в МСА были внесены существенные изменения в связи с пересмотром концепции корпоративного внутреннего контроля. Это было связано с использованием новой парадигмы выявления аудиторских рисков на основе анализа внутреннего контроля организаций, отчетность которых рассматривает аудитор. Предпосылкой к ее применению стала особая важность борьбы с недостоверной финансовой отчетностью, которая была отмечена после ряда громких банкротств в США в 2002-2004 гг.

В общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты. Международные стандарты освещают следующие разделы аудиторской деятельности:

1) введение;

2) обязанности;

3) планирование;

4) система внутреннего контроля;

5) аудиторские доказательства;

6) использование результатов работы третьих лиц;

7) аудиторские выводы и заключения;

8) специальные области аудита;

9) сопутствующие услуги;

10) положения о международной аудиторской практике.

Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000.

В настоящее время МСА получили статус обязательных при аудите компаний-участников рынка ценных бумаг. Поэтому возникла необходимость в таком стиле изложения материалов стандарта, который снял бы все возможные разночтения со стороны пользователей. Ранее разработчики сталкивались с примерами неоднозначного толкования со стороны аудиторов положений стандартов. Чтобы впредь избежать разночтений в рамках программы Clarity, разработана унифицированная схема подачи материала в стандартах по 5 разделам:

- характеристика сферы применения,

- дата вступления в силу,

- цель,

- обязательные требования,

- методики и прочие положения.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности в нашей стране разрабатываются при участии всех СРОА, проходят через процедуру одобрения Советом по аудиторской деятельности и утверждаются Минфином. Согласно ФЗ-307, федеральные стандарты аудита:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

До вступления в силу ФЗ-307 было принято 34 стандарта аудиторской деятельности, которые назвались «Федеральное правило (стандарт)» и планировались завершить формирование первоочередного пакета из 39 стандартов. Как отмечают сами аудиторы, фактически эти стандарты представляли собой официально утвержденный перевод международных стандартов аудита. При этом из-за весьма специфического языка их изложения, освоение данных стандартов стало непростым делом и требует от пользователей терпения и серьезной подготовки. Дело в том, что стиль ФПСАД отличался от повествовательного изложения МСА, он имеет директивную форму, более распространенную в российских регламентирующих документах. Начиная с 2010 года, было принято еще 9 стандартов, которые в соответствии с ФЗ-307 уже называются «Федеральные стандарты аудиторской деятельности» (ФСАД). Их нумерация начата заново, с ФСАД 01/2010; при этом старые правила-стандарты остаются действующими до их замены на новые.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов характеризуются следующими свойствами:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРОА.

Аудиторские объединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные стандарты. Именно в стандартах профессиональных объединений должен содержаться примерный перечень аудиторских вопросов, типовых бланков, образцов расчетов уровня существенности и т.п.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.

Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям стандартов аудиторской деятельности.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить всем стандартам вышестоящих уровней: МСО, федеральным и стандартам СРОА. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых — разработка внутрифирменных методов по всем практическим направлениям (предварительная экспертиза состояния дел клиента и заключение договоров, проведение аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовка аудиторского заключения и его оформление).

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, и их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор корпоративных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования по причине изменения среды их применения.

Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и подробных указаний исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

 

2.4 Виды предпринимательской деятельности в аудите.

 

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы). При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица.

Согласно ФЗ-307, «аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРОА». При этом, законом запрещено использовать в названии организации слов, производных от «аудит» в случае, если в течение 3-х месяцев после регистрации в ЕГРЮЛ сведения о ней не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций какой-либо СРОА. Кроме того, что членом СРОА должна быть сама организация, законом предусматривается членство в ней и каждого из аудиторов, работающих в организации.

«Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов». Удовлетворяющий этим требованиям специалист может работать как на основании трудового договора в аудиторской организации, так и самостоятельно, в качестве индивидуального предпринимателя.

В настоящее время в РФ зарегистрировано около 4.900 аудиторских организаций и около 24.000 аттестованных аудиторов. Доля индивидуальных аудиторов в общем количестве субъектов аудиторской деятельности (16 %) значительно ниже, чем доля аудиторских организаций (84 %). Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг. Из общего количества аудиторов около 79% - женщины.

Для вступления в члены саморегулируемой организации в качестве аудитора физическое лицо подает заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства, а также представляет следующие документы:

1) квалификационный аттестат аудитора;

2) письменные рекомендации не менее трех аудиторов со стажем деятельности не менее 3 лет, подтверждающие его безупречную деловую репутацию;

3) справка об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

5) иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.

Для вступления в члены саморегулируемой организации в качестве аудиторской фирмы коммерческая организация подает заявление о вступлении, а также представляет следующие документы:

1) учредительные документы;

2) документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;

3) список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;

4) список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором;

5) список учредителей коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями;

6) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее 3 аудиторов со стажем не менее 3 лет, которые не являются учредителями данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;

7) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

8) иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности. Форма организации - любая, в соответствии с ГК РФ; чаще всего это ООО, ЗАО или ОАО. Они существенно различаются по численности персонала: от нескольких человек до нескольких тысяч человек — в крупнейших межнациональных аудиторских фирмах. В результате развития процесса глобализации, в большинстве стран с дифференциацией аудиторской деятельности картина примерно следующая: существуют тысячи аудиторских фирм, но четыре крупнейших из них подвергают аудиту более 80% ведущих предприятий страны, получая до 70% выручки оплаты аудиторских услуг.

«Большой четверкой» называют четыре крупнейшие в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги:

Pricewaterhouse Coopers — www.pws.com,

Делойт (Deloitte) — www.deloitte.com,

Эрнст энд Янг (Ernst&Young) — www.ey.com,

КПМГ (KPMG) — www.kpmg.com.

Крупнейших фирм некогда было восемь, и назывались они вместе «Большая восьмерка». В 1989 г. в результате слияния Deloitte, Haskins and Sells в одну компанию с Touche Ross (объединенная фирма стала называться Delloitte & Touche) и Ernst & Whinney и Arthur Young (объединенная фирма — Ernst & Young) «восьмерка» превратилась в «шестерку». Количество крупнейших компаний вновь сократилось в 1998 г. после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (в результате возникла Pricewaterhouse Coopers). Наконец, «пятерка» стала «четверкой» в 2002 г. после массового ухода клиентов от Arthur Andersen, последовавшего за обвинением компании в соучастии в фальсификации отчетности обанкротившейся компании Enron.

Из общего количества российских аудиторских организаций 35,6 % расположены в Москве, 9,0 % - в Санкт-Петербурге и 55,3 % - в других регионах страны. Статистические показатели аудиторской деятельности по России приведены в табл.1 и табл.2

 

Таблица 1. Показатели средней российской аудиторской организации в 2011 г.

 

 

Показатели Типичная ауди­торская организа­ция среди 4 аудиторских ор­ганизаций с наи­большим доходом Типичная аудитор­ская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наи­большим доходом) Типичная ауди­торская организа­ция в ре­гионах (включая Санкт-Петербург)
Количество лет ведения аудиторской деятельности 19,0 10,0 10,7
Количество сотрудников, человек 1 320,5 11,4 8,6
Количество аудиторов, человек 165,5 5,7 4,7
Количест­во клиентов, единиц 328,0 15,8 16,3
Объем оказанных аудитор­ских услуг — всего, млн. руб. 4 639,2 11,1 4,2
Объем ока­занных услуг по проведе­нию аудита в расчете на од­ного клиента, тыс. руб. 3 847,4 219,8 119,5

 

Таблица 2. Объемы оказанных аудиторских услуг.

 

  За 2006 г. За 2007 г. За 2008 г. За 2009 г. За 2010 г. За 2011 г.
Объем оказанных услуг всего, млрд. руб.   34,4   41,7   50,1   49,6 49,1 50,8
Прирост по сравнению с прошлым годом, %   х   21,3   20,1   -1,0   -1,0   3,5

 

Как уже отмечалось, основные требования к аудитору – это профессионализм и честность. Требование честности аудитора обеспечиваются ограничениями, касающимися его независимости. Профессионализм исполнителя аудиторских услуг обеспечивает обязательное наличие у него квалификационного аттестата аудитора.

 

2.5 Аттестация аудиторов

 

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. По результатам аттестации вручается квалификационный аттестат аудитора. Этот документ выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности, не менее 3 лет, при этом не менее 2 из последних 3 лет этого стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливает сама комиссия. В настоящий момент это 30.000 рублей.

Для участия в квалификационном экзамене претендент заполняет регистрационную анкету в электронном виде на официальном сайте единой аттестационной комиссии. Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. При проведении компьютерного тестирования каждый претендент получает индивидуальный набор тестов, по 10 вопросов из каждой области знаний. В части письменной работы экзамен проводится два раза в год одновременно во всех местах ее проведения на основании вопросов экзаменационных билетов. В индивидуальный экзаменационный билет включаются по одному вопросу из каждой области аудиторских знаний, а также одна практическая задача.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается из следующих областей знаний:

а) бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность, включая: законодательство РФ о бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, МСФО, информационные технологии и компьютерные системы;

б) аудиторская деятельность, включая: законодательство РФ об аудиторской деятельности, ФСАД, профессиональную этику и независимость аудитора, информационные технологии и компьютерные системы

в) право, включая: гражданское и трудовое законодательство РФ, законодательство РФ о социальном страховании и обеспечении, корпоративное управление;

г) налоговое законодательство Российской Федерации;

д) финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Выдача аттестата проводится той СРОА, в которой состоит аттестуемый аудитор.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год – т.е., в среднем 40 часов в год. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором принципов независимости и конфиденциальности (аудиторской тайны);

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

- лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов СРОА, а также лиц, исполняющих в СРОА функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

- работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской отчетности этих организаций;

- лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

- иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения этого требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор.

 

2.6 Независимость аудитора и профессиональная этика.

 

Независимость - это один из основополагающих принципов аудита, обеспечивающий исторически сложившееся требование к честности проверяющего.

Независимость аудитора складывается из двух составляющих:

1) независимость мышления, позволяющая аудитору выразить мнение, не зависящее от влияния компрометирующих его факторов, и действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;

2) независимость поведения, позволяющее избежать ситуаций и обстоятельств, способных скомпрометировать честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора.

Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 6 от 20 сентября 2012 г.) одобрены «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций». В частности, «Правила» рассматривают возможные опасности для независимости точки зрения:

- финансовой заинтересованности;

- получения займов и поручительств;

- тесных деловых взаимоотношений;

- родства и личных взаимоотношений;

- трудовых отношений с клиентами;

- оказания сопутствующих услуг;

- характера вознаграждения за аудит.

Основные принципы независимости заложены в законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно нему, аудит не может осуществляться:

1) аудиторами или аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами и бухгалтерами;

2) аудиторами или аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами и бухгалтерами;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении дочерних обществ, филиалов;

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении этих лиц;

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в том числе обязательного) не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Кроме закрепления условий, обеспечивающих квалификацию и независимость аудитора, законодательство определяет необходимость разработки кодекса этики аудитора. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Его соблюдение позволяет аудитору не только удовлетворить запросы клиента, но и выполнить свою обязанность действовать в интересах всего общества

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 4 от 22 марта 2012 г.) одобрен единый Кодекс профессиональной этики аудиторов. Он подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров. Согласно кодекса, аудитор обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

г) конфиденциальность;

д) профессиональное поведения.

Принцип честности предполагает, что аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Он не должен быть связан с отчетностью и документами, если есть основания полагать, что они содержат неверные или вводящие в заблуждение утверждения, небрежно подготовленные или искаженные данные.

Объективность означает, что аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность предполагают, что аудитор обязан:

а) постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или аудиторской организации, в которой он работает, квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и законодательстве;

б) действовать добросовестно в соответствии с применимыми профессиональными стандартами при оказании профессиональных услуг.

Под добросовестностью понимается обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями договора, внимательно, тщательно и своевременно. Аудитор должен предпринимать разумные меры для того, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и должное руководство.

Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

Аудитор должен соблюдать конфиденциальность:

- вне профессиональной среды.

- информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем.

- внутри аудиторской организации или в отношениях с работодателями.

- после окончания отношений между аудитором и клиентом или работодателем.

Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений.

Раскрытие конфиденциальной информации может быть уместным в следующих обстоятельствах:

а) раскрытие письменно санкционировано клиентом;

б) раскрытие требуется законодательством, например:

- при подготовке документов или представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;

- при сообщении уполномоченным государственным органам ставших известными аудитору фактов нарушения законодательства;

в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законодательством):

- при внешней проверке качества работы, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов, или уполномоченным федеральным органом по контролю;

- при ответе на запрос (или в ходе расследования) саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченного государственного органа;

- при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства.

Принцип профессионального поведения означает, что аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию.

Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:

а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.

Описать все случаи возникновения угроз нарушения основных принципов этики и определить все уместные ответные действия невозможно. Поэтому Кодекс устанавливает концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики. Концептуальный подход заключается в следующем: аудитор должен идентифицировать угрозы нарушения основных принципов этики, оценивать их и предпринимать ответные действия в отношении таких угроз, руководствуясь своим профессиональным суждением. Угрозы можно разделить на следующие виды:

а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора (чрезмерная зависимость аудиторской организации от размера вознаграждения, получаемого от одного клиента, тесные деловые отношения с клиентом у участника группы, реальная возможность участника аудиторской группы стать работником аудируемого лица и т.д.);

б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть, если аудитор будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим, или иным работником аудиторской организации, или на оказанные ранее им или иным работником аудиторской организации услуги (выпуск аудиторской организацией заключения об эффективности функционирования финансовых систем, разработку или внедрении которых она же осуществляла; выполнение аудиторской организацией проверки ранее выполненных ею же учетных записей; наличие в составе группы участника, который в недавнем прошлом являлся руководителем или иным должностным лицом этого клиента и т.д.);

в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случаях, когда, продвигая какое-либо мнение клиента или аудиторской организации, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению (продвижение аудиторской организацией акций клиента, представление аудитором интересов аудируемого лица при разбирательстве или споре с третьей стороной);

г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных и тесных взаимоотношений с клиентом, когда аудитор сверх меры проникается его интересами или настроен во всем соглашаться с его действиями;

д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно (угроза отстранения аудиторской организации от выполнения задания для клиента, угроза клиента возбудить судебное разбирательство против аудиторской организации; оказание давления на аудитора с целью заставить его согласиться с мнением работника клиента по определенному вопросу только потому, что этот работник имеет больше опыта в решении подобных вопросов и т.д.).

Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или свести их до приемлемого уровня, подразделяются на:

а) установленные аудиторской профессией, нормативными правовыми актами (требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту; требование постоянного повышения профессиональной квалификации; руководство по корпоративному поведению (управлению); стандарты аудиторской деятельности; процедуры мониторинга и дисциплинарного воздействия со стороны уполномоченных органов; внешние проверки);

б) обусловленные рабочей средой (стиль руководства аудиторской организацией, правила и процедуры осуществления контроля и мониторинга качества, документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, привлечение других руководителей и групп для выполнения заданий, привлечение к проверке выполненной работы аудитора, не участвовавшего в выполнении задания, получение консультаций от независимой третьей стороны, обсуждение этических вопросов с представителями собственника клиента, привлечение другой аудиторской организации для выполнения (повторного выполнения) части задания).

 

2.7 Контроль качества работы аудиторских организаций.

 

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает необходимость контроля качества работы аудиторских организаций. Контроль качества работы может быть внутренним и внешним.

В законе говорится, что аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. При этом помимо формирования системы внутреннего контроля, аудиторская организация, аудитор обязаны:

- проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

- участвовать в осуществлении СРОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СРОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности государственных или муниципальных организаций, осуществляют СРОА в отношении своих членов, а также Министерство Финансов РФ.

Проведение внешнего контроля качества регулирует новый ФСАД №4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций». Кроме того, Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 30.10.2008 (протокол N 69) одобрено Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики. Каждая СРОА, основываясь на этом Положении, стандартах аудита устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, осуществляется не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской отчетности государственных и муниципальных организаций:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, не реже одного раза в 3 года, но не чаще одного раза в год;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в 2 года.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в СРОА или Минфин жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

В ходе внешней проверки осуществляются:

а) оценка правил внутреннего контроля качества работы аудиторской компании:

- соблюдение ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

- численность и профессиональный уровень аудиторов, а также соблюдение ими требования обучения по программам повышения квалификации;

- соблюдение требований, согласно которым порядок выплаты и размер денежного вознаграждения фирме за проведение аудита не зависит и не определяется результатами аудита либо оказанием аудируемому лицу прочих услуг.

б) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы аудиторской компании (проверка соблюдения правил внутреннего контроля качества работы, а также рабочей документации аудитора по конкретным завершенным аудиторским заданиям);

в) оценка достоверности последней отчетности аудиторской компании об аудиторской деятельности.

Внутренний контроль качества аудита строится каждой аудиторской организацией в соответствии с Международным стандартом аудита МСА 220, российским Федеральным правилом-стандартом № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» на основании внутренних стандартов аудита. Кроме того, Советом по аудиту 26.11.2009 (протокол №80) одобрены «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации».

Конкретные процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской фирме зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод.

Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

1. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией. Необходимо установить обязанности руководства таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы. Действия и распоряжения руководства должны способствовать поддержанию культуры организации, в которой ценится и поощряется высококачественная работа. Это может доводиться до сведения работников организации посредством обучающих семинаров, совещаний, формальных и неформальных бесед, внутренних отчетов или информационных сообщений.

2. Этические требования. Это соблюдение норм, установленные Кодексом этики аудиторов, и этических принципов, предусмотренных федеральным правилом-стандартом N1. Главное, чему здесь уделяется внимание – соблюдение принципов независимости. Кроме того, необходима ротация работников для снятия угрозы «привычности».

3. Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества. При этом важно, чтобы:

- аудиторская организация положительно оценила честность руководства предполагаемого аудируемого лица;

- аудиторская организация имела ресурсы для выполнения задания;

- при выполнении задания не требовалось нарушать этические требования.

4. Кадровая работа. Аудиторской организации следует укомплектовать штат компетентными сотрудниками таким образом, чтобы обеспечить оказание услуг существующим клиентам, учитывая предполагаемое увеличение числа клиентов и текучесть кадров. Регулярно надлежит проводить оценку выполнения должностных обязанностей руководителями и специалистами аудиторской организации. Необходимо поддерживать предоставление соответствующего профессионального обучения и прочие возможности для обучения своих работников. В организации следует разработать должностные инструкции для основных должностей.

5. Выполнение задания. Задания следует выполнять с использованием наиболее современной методики. Для этого следует применять соответствующие руководства в бумажной или электронной форме с применением программного обеспечения и стандартизированные формы документов. Руководителю группы следует своевременно проверять выполняемую работу, обращая внимание на области, требующие профессионального суждения, трудные или спорные места, области значительного риска и другие важные вопросы. Один из важнейших аспектов выполнения задания – консультирование. При консультировании используются различные информационные источники, а также коллективный опыт и знания работников аудиторской организации, либо сторонних специалистов.

6. Мониторинг. Аудиторской организации следует непрерывно оценивать систему контроля качества, в том числе проводить периодические проверки качества отдельных завершенных заданий (так называемый, «холодный обзор»). Отделу внутреннего контроля следует осуществлять проверки, по крайней мере, одного задания каждого из руководителей заданий в течение года. Аудиторской организации следует поддерживать проведение проверок качества сетью аудиторских организаций по принципу «равного равным», а также проверок со стороны СРОА и надзорных органов. Выявленные в процессе мониторинга недостатки следует своевременно доводить до сведения ответственных за выполнение задания лиц. Характерные для заданий участки для улучшения, определенные в процессе мониторинга, следует довести до сведения всех работников аудиторской организации.

 

2.8 Аудиторская тайна.

 

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги. К аудиторской тайне не относятся:

1) сведения, разглашенные самим аудируемым лицом,

2) сведения о заключении договора аудита,

3) сведения о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать их третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия своих клиентов за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами. Так, передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, Министерству Финансов, СРОА, их членам и работникам, не требует предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

На передачу аудиторского заключения также распространяется понятие аудиторской тайны. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Находящиеся в распоряжении аудитора документы, содержащие сведения об операциях их клиентов, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее 5 лет после проведения аудита.

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Такой перечень определяет обладатель конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых» работ в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений, составленный с соблюдением указанных условий, следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту.

Наиболее известным стал имевший место в 1990-е годы случай крахе банка в результате разглашения аудиторской тайны. Крупному региональному банку после проверки Главное управление ЦБ РФ сделало определенные замечания и выдвинуло предписания, которые необходимо было выполнить, чтобы исправить погрешности в работе. Об этом знал аудитор, который просто поделился этой информацией со знакомым. Вскоре в местной прессе появилась статья под названием «Банку осталось жить три дня». Всего за две недели вкладчики забрали из банка все свои деньги, и он прекратил свое существование.

 

2.9 Ответственность аудиторов.

 

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Ответственность перед СРОА. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований ФЗ об аудите, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;

4) принять решение о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем приостановления членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6) применить иные меры, установленные внутренними документами СРОА.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. В отношении достоверности отчетности существует одно базовое правило: в то время как аудитор несет ответственность за выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Некоторые экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотренных законом «Об аудиторской деятельности», заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.

Таким образом, аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность, и этическими принципами аудита. Однако, даже в случае полного соблюдения этих принципов, возникают ситуации, когда клиент считает, что аудиторское заключение (если оно не положительно) вынесено неверно, либо аудиторские услуги были оказаны недостаточно профессионально, либо не в полном объеме, что наносит ущерб его деятельности и правам.

Гражданский кодекс РФ (ст. 15 и 393) предусматривает, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». В ГК отмечается, что «физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора».

Однако взыскание убытков не происходит автоматически. Клиент аудитора должен доказать в суде причинную связь между действиями аудитора и наступившими последствиями. Этот вопрос регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Наиболее частый источник возникновения ответственности перед клиентом — несостоятельность аудитора выполнить работу с должной тщательностью. Основаниями для привлечения к ответственности являются как нарушения условий договора, так и нарушения, связанные с небрежностью при оказании услуг. Базовым принципом в этом случае является обеспечение требуемой тщательности и аккуратности со стороны аудитора. Никто не может достичь абсолютного совершенства, но любая значительная ошибка или ошибочное суждение будут создавать презумпцию небрежности в работе, которую аудитор должен будет опровергнуть. Проведение проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами часто служит доказательством невиновности. Степень тщательности проверки труднее установить в случае оказания сопутствующих услуг, так как четко определенных критериев для их оценки не существует.

В случае предъявления гражданских исков аудиторские фирмы прибегают к нескольким способам защиты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow