Права социального обеспечения

В результате изучения темы 2 студент должен:

· знать

- понятие принципов права социального обеспечения;

- основные классификации принципов права социального обеспечения;

- положения законодательства в области социального обеспечения, закрепляющие принципы права социального обеспечения;

- содержание основных принципов права социального обеспечения;

- особенности соотношения принципов права социального обеспечения с субъективными правами и обязанностями человека, государственные гарантии;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- соотносить принципы права социального обеспечения с нормами права социального обеспечения;  

- формулировать нормы в области социального обеспечения в соответствии с принципами права социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками применения принципов права социального обеспечения в социально-обеспечительных отношениях;

- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.

 

2.1. Если функции права социального обеспечения помогают раскрыть назначение данной отрасли права, то   принципы права позволяют определить ее сущность. Под принципами права социального обеспечения понимаются исходные, базовые начала, на основе которых формируются правовые нормы в сфере социально-обеспечительных отношений.

Принципы права имеют важное значение как в процессе правотворчества, так и в правоприменительной деятельности. В первом случае принципы права способствуют определению сущности создаваемых правовых норм, во втором случае – помогают в процессе их толкования.

Принципы права не всегда находят свое выражение в законодательстве. Во многих случаях выявляются пробелы в их нормативном закреплении. Между тем законодательное закрепление принципов права способствует уяснению смысла конкретных правовых норм.

Наиболее распространенной классификацией принципов права является их разделение по сфере действия (правовой иерархии). По данной классификации выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы. В условиях отсутствия единого кодификационного акта в области социального обеспечения на современном этапе принципы права социального обеспечения как отрасли пока не имеют своего законодательного закрепления. При этом получили свое нормативное оформление ряд межотраслевых принципов, отражающих сущность отдельных институтов права социального обеспечения (в частности, обязательного социального страхования, медицинской помощи, социального обслуживания). Эти принципы закреплены в кодификационных законах, регулирующих указанные виды общественных отношений.

2.2. Общеправовые принципы правового регулирования, проявляющиеся в праве социального обеспечения, распространяют свое действие на все отрасли права. Их основу во многом определяют общепризнанные принципы и нормы международного права, получившие свое закрепление в международных документах ООН, МОТ и Совета Европы. Исходя из положений  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью российской правовой системы.

Принцип законности подразумевает под собой применение государственными органами и их должностными лицами норм права строго в соответствии с законом в соответствии с их полномочиями, а равно соблюдение правовых предписаний гражданами и юридическими лицами.

Принцип равенства прав человека закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г., а также в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Он находит свое выражение в правовых нормах, устанавливающих запрет любых форм ограничений прав в области социального обеспечения по признакам расы, пола, языка, национальной или религиозной принадлежности и др.

Принцип гуманизма выражается в признании государством приоритета интересов личности в государственной деятельности. Принцип гуманизма непосредственным образом взаимосвязан с понятием достоинства личности – праве человека на уважение и охрану со стороны государства.

Положения о признании достоинства личности как свойства, присущего всем членам человеческой семьи, являющегося основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и на основе которого вытекают равные и неотъемлемые права, отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Достоинство личности должно соблюдаться со дня рождения (а в некоторых случаях и до рождения) и после смерти. Право на достоинство личности обеспечивается конституционными нормами о праве на достойную жизнь, запрете сбора информации о частной жизни. Правом на достойное обращение должны пользоваться все физические лица. Особое значение  реализация права на достойное обращение имеет для лиц, не способных в силу физиологических или психических особенностей обеспечить своими силами личную защиту (детей, инвалидов, престарелых).

Принцип социальной справедливости базируется на социальной направленности российского государства и предполагает деятельность государства и уполномоченных органов в интересах всего общества. Современная социально ориентированная рыночная экономика должна базироваться на данном принципе, создавая условия, обеспечивающие достойную жизнь, охрану труда и здоровья человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе посредством установления пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Обоснованное перераспределение части внутреннего валового продукта в отношении лиц, нуждающихся в поддержке со стороны государства, является одним из проявлений принципа социальной справедливости. Поэтому одной из задач социального государства является определение социально справедливых норм социального обеспечения.

2.3. Межотраслевые принципы, выраженные в праве социального обеспечения, распространяются на отдельные иные отрасли права и выражают их основополагающие положения, характерные для этих отраслей.

Принцип государственной поддержки семьи и детства основывается на положениях ч. 2 ст. 7  и ст. 38 Конституции РФ и конкретизируется в отраслевом законодательстве: семейном, трудовом, гражданском, социального обеспечения, административном, уголовном.

Принцип защиты от бедности вытекает из общеправового принципа гуманности, посколькутакженаправлен на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данный принцип наиболее ярко находит свое отражение: при регулировании социально-обеспечительных отношений - в Законе о государственной социальной помощи, законах о пенсиях и пособиях, трудовых отношений – в ст. 133 ТК РФ о минимальном размере оплаты труда, семейных отношений – нормах СК РФ об алиментных обязательствах.

Принцип охраны здоровья предполагает создание государством комплекса мер, обеспечивающих всестороннюю безопасность здоровья человека: окружающей среды, продуктов питания и воды, жилища, условий труда, а в случае заболевания - медицинскую помощь. Этот межотраслевой принцип  получил свое детальное законодательное оформление в главе 2 Закона об основах охраны здоровья граждан и частично включает в себя содержание внутриотраслевых принципов собственно права социального обеспечения – в рамках правового института медицинской помощи. Принцип охраны здоровья в широком смысле подразумевает: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритеты охраны здоровья детей и профилактики в сфере охраны здоровья; ответственность за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Принцип равенства форм собственности основываются на конституционных положениях ч. 2 ст. 8 о признании и равной защите в России частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. С учетом этого принципа государство предусматривает участие в социальном обслуживании населения и оказании бесплатной медицинской помощи соответственно поставщиков социальных услуг и медицинских организаций - вне зависимости от их форм собственности.

2.4. Отраслевые принципы права социального обеспечения частично нашли свое выражение в конституционных нормах (ст. 7 и 39 Конституции РФ), а также (в условиях отсутствия единого кодификационного акта социального обеспечения), наряду с межотраслевыми принципами, - в содержании отдельных кодификационных актов, регулирующих определенные группы социально-обеспечительных отношений.

Так, одним из выражений конституционного права каждого на социальное обеспечение является применение в правовом регулировании социально-обеспечительных отношений принципа гарантированности социального обеспечения при наступлении социальных рисков. Этот принцип подразумевает под собой возложение обязанности на уполномоченные государством органы при наступлении признаваемых государством социально значимых обстоятельств (социальных рисков) обеспечивать предоставление населению соответствующих социальных благ (пенсий, пособий, социальных услуг, льгот и др.). Эффективности реализации этого принципа во многом служит создаваемый государством механизм организации осуществления социально-обеспечительных прав.

Принцип ориентации социального обеспечения на достойный уровень жизни также базируется на конституционных положениях (ст. 7 Конституции РФ), в соответствии с которыми Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направления на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Этот принцип находится во взаимодействии с принципом защиты от бедности и дополняется государственными гарантиями, в частности, в области материального обеспечения неработающих пенсионеров, семей с детьми, временно нетрудоспособных и безработных.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение не получил своего прямого закрепления в законодательстве. Вместе с тем закрепленный в ст. 4 Закона об основах ОСС межотраслевой принцип всеобщего характера социального страхования по сути является конкретизацией данного принципа, на основе которого с течением развития законодательства в области социального обеспечения постепенно расширялся круг лиц, охватываемых государственным социальным обеспечением.

При этом на основе общеправового принципа социальной справедливости реализация принципа всеобщности права на социальное обеспечение должна осуществляться с учетом другого отраслевого принципа права социального обеспечения – принципа дифференцированного подхода в регулировании социально-обеспечительных отношений. Предоставление социального обеспечения, его виды и размеры должны учитывать различные факторы, во многих случаях, основываясь на нуждаемости гражданина в получении поддержки от государства. Среди таких факторов: физиологические особенности человека (детство, старость, болезнь), продолжительность и условия труда, размер заработка и имущественного состояния, наличие заслуг перед государством, подверженность последствиям радиационных (техногенных) катастроф и др., т.е. тех социально важные обстоятельства, при которых государство принимает на себя обязательства предоставлять человеку определенные социальные блага. 

2.5. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения частично закреплены в отдельных кодификационных актах, регулирующих определенные группы социально-обеспечительных отношений.

Примером данной группы принципов является ряд принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включенных в одноименный закон. К ним относятся: принцип экономической заинтересованности субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В сфере регулирования отношений по оказанию медицинской помощи – это принципы приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступности и качества медицинской помощи; недопустимости отказа в ее оказании; соблюдения врачебной тайны. Содержание указанных принципов раскрывается в гл. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Правовая регламентация отношений по социальному обслуживанию населения основывается на применении внутриотраслевых принципов адресности предоставления социальных услуг, сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства их получателей, получившие свое закрепление в ст. 4 Закона об основах социального обслуживания граждан.

 

Практикум

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: