Правоотношения по социальному обеспечению

В результате изучения темы 3 студент должен:

· знать

- понятие и структуру правоотношения по социальному обеспечению;

- виды правоотношений по социальному обеспечению;

- особенности объектов правоотношений по социальному обеспечению;

- субъектный состав правоотношения по социальному обеспечению, особенности их правового статуса;

- систему юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения по социальному обеспечению;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- выявлять субъекты правоотношений по социальному обеспечению;

- анализировать юридические факты как основания возникновения правоотношений в области социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками анализа отношений по социальному обеспечению,  оснований их возникновения, изменения и прекращения;

- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками применения процедурных правоотношений, связанных с реализацией материальных правоотношений по социальному обеспечению.

 

3.1. Понятие «правоотношение» многоаспектно, его можно рассматривать с точки зрения, как естественного права, так и позитивного права. Наиболее традиционным является второй подход, в соответствии с которым под правоотношением понимается возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями[1].

Социально-обеспечительные правоотношения представляют собой правовую форму социально-обеспечительных отношений между физическим лицом и государством (уполномоченным органом), в рамках которых в случае наступления социального риска у физического лица при соблюдении им установленных законом условий возникает субъективное право на предъявление к государству (уполномоченному органу) требования о предоставлении социального обеспечения, а у государства (уполномоченного органа) - субъективная обязанность его предоставить.

В зависимости от основания выделяют несколько классификаций социально-обеспечительных правоотношений. По предмету правового регулирования все правоотношения в сфере социального обеспечения можно разделить на собственно социально-обеспечительные и иной отраслевой принадлежности. Так, правоотношения, предшествующие реализации работником права на получение социального обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве, относятся к сфере трудового права.

По содержанию социально-обеспечительные правоотношения можно разграничить на: материальные, процедурные и процессуальные (по рассмотрению споров). Предоставление государством (уполномоченным органом) физическому лицу конкретных социальных благ (пенсий, пособий, медицинской помощи и др.) составляет материальное содержание правоотношений. Для реализации материальных правоотношений необходима другая группа правоотношений – процедурных. Она включает в себя правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения социально-обеспечительного отношения (наличие детей, их возраст, возраст пенсионера, стаж, доход ниже прожиточного минимума и др.), а также правоотношения по вынесению решения о назначении социального обеспечения или отказе в его назначении. Процессуальные правоотношения возникают при рассмотрении спорных отношений в сфере социального обеспечения при участии уполномоченных юрисдикционных органов (вышестоящего органа, суда, иных уполномоченных организаций).

В зависимости от организационно-правовой формы в социально-обеспечительных правоотношениях выделяются две группы: правоотношения по государственному социальному обеспечению (за счет бюджетов разных уровней) и правоотношения по обязательному социальному страхованию. При этом выделяются виды социального обеспечения, предоставление которых обеспечивается как в рамках обеих из указанных организационно-правовых форм, так и только в одной форме. Так, пенсионное обеспечение занятого населения имеет свое воплощение и в государственном социальном обеспечении, и в обязательном социальном (пенсионном) страховании. Правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи и мер социальной поддержки реализуются только в пределах государственного (бюджетного) социального обеспечения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения можно также классифицировать по виду социального обеспечения: пенсионные, по предоставлению пособий, оказанию медицинской помощи, предоставлению государственной социальной помощи, социального обслуживания и др.

3.2. Возникновение любого правоотношения, включая в сфере социального обеспечения, возможно только при наличии правового притязания субъектов в отношении какого-то реального блага. Поэтому неотъемлемым элементом любого правоотношения является его объект.

В зависимости от содержания социально-обеспечительного правоотношения различают объекты материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

В качества объекта материальных социально-обеспечительных правоотношений выступают конкретные социальные блага, имеющие две формы: денежную и натуральную, в том числе в виде услуг или льгот.

В денежной форме предоставляются пенсии, пособия и иные денежные выплаты, имеющие различные наименования (например, компенсации, ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), материнский капитал) и во многих случаях, по сути, являющиеся разновидностями пособий.

Вопросам разграничения понятий «пенсии» и «пособия» уделялось много внимания в юридической литературе. Терминологическое разделение указанных выплат является особенностью российского законодательства и ведет свою историю с 18 века, когда стали формироваться отношения по социальному обеспечению государственных служащих.

Под пенсией понимается «ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, ставшим инвалидами, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов»[2]. Дополнительным основанием назначения пенсии выступает выслуга лет.

В свою очередь под пособиями следует понимать в широком смысле все иные денежные выплаты, имеющие различное целевое назначение. Так, большую группу пособий составляют семейные денежные выплаты, нацеленные на: профилактику здоровья женщины и будущего ребенка, возмещение утраченного дохода женщины в период ее беременности и при рождении ребенка, поддержку семей с детьми, поощрение многодетности. Отдельную группу пособий составляют выплаты при временной нетрудоспособности работника. Кроме того, пособия предоставляются с целью оказания поддержки безработным, семье в случае смерти ее члена, а также в рамках государственной социальной помощи - малоимущим.

Социальное обеспечение в натуральной форме предусматривается при предоставлении лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи, государственной социальной помощи и выражается в виде продуктов питания, одежды, топлива, лекарственных средств и т.д. Кроме того, в качестве натуральной формы выражения объекта правоотношений в сфере социального обеспечения следует рассматривать услуги и льготы.

Услуги как объект социально-обеспечительных отношений представляют собой действия со стороны уполномоченных государством органов (организаций), направленных на удовлетворение потребностей граждан в медицинском или социальном обслуживании.

Под льготами понимается установление для гражданина при предоставлении ему материальных благ каких-либо преимуществ (в частности, внеочередное медицинское или социальное обслуживание), а также полное или частичное освобождение от платы за предоставляемые иные (помимо медицинской помощи и социального обслуживания) материальные блага (например, возмещение стоимости проезда, питания, посещения музеев, кинотеатров, объектов физкультуры и спорта).

Объектом процедурных социально-обеспечительных правоотношенийявляются действия физических лиц и уполномоченных государством лиц в отношении признания права на социальное обеспечение и его последующее назначение и предоставление. В процессуальных социально-обеспечительных правоотношениях объектом выступают процессуальные действия физических лиц и уполномоченных государством лиц при оспаривании вышеуказанных действий (бездействия) уполномоченных государством лиц, а также при взыскании с физического лица суммы возмещения необоснованно полученного социального обеспечения.

3.3. Субъектами социально-обеспечительных правоотношений, являющимися носителями субъективных прав и обязанностей, выступают: с одной стороны – физическое лицо, а с другой – государство (уполномоченное им лицо). Такой субъектный состав является одной из характерных особенностей правоотношений в сфере социального обеспечения, выражающих сущность конституционной гарантии права каждого на социальное обеспечение. Только физическое лицо может быть получателем социального обеспечения, обязанность по предоставлению которого берет на себя государство.

Субъектомсоциально-обеспечительных правоотношений может быть только лицо, обладающее правосубъектностью. Она возникает, изменяется и прекращается вне зависимости от воли субъекта; только по объективным основаниям, установленным законом. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность (способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей) и дееспособность (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности). Объем и правоспособности, и дееспособности определяется государством.

Социально-обеспечительная правоспособность физического лица (как получателя социального обеспечения) наступает с момента рождения и прекращается со смертью. Так, уже с момента рождения человек может быть участником различных правоотношений по социальному обеспечению (пенсионных (при инвалидности, потере кормильца), предоставления медицинской помощи и (или) социального обслуживания).

  Социально-обеспечительная дееспособность физического лица (как получателя социального обеспечения) в полном объеме наступает с 18-летнего возраста. Однако допускается совершать юридически значимые действия и в более раннем возрасте. Так, несовершеннолетним в возрасте старше пятнадцати лет предоставлено право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Недееспособные лица правосубъектностью в сфере социального обеспечения не обладают; от их имени действуют и распоряжаются социальным обеспечением в интересах недееспособных опекуны.

В качестве субъектов социально-обеспечительных правоотношений могут выступать также иностранные граждане и лица без гражданства. Однако их правовой статус ограничен. Так, по общему правилу право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России при соблюдении установленных законом условий.

Содержание правосубъектности другой стороны социально-обеспечительных правоотношений - уполномоченных государством лиц, предоставляющих социальное обеспечение, - определяются целями и задачами, поставленными перед ними государством и закрепленными в нормативных правовых актах и учредительных документах организаций. Так, поставщиками социальных услуг могут быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, что требует их официального учреждения.  Дополнительными условиями их правосубъектности в правоотношениях по социальному обслуживанию являются соблюдение организационных и материальных условий (в частности, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений, нормативов питания), требования к которым устанавливаются нормативными правовыми актами.

3.4. Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляет совокупность корреспондирующих друг другу прав и обязанности субъектов таких правоотношений. Эти субъективные права и обязанности имеют преимущественно статутный характер, поскольку закреплены в нормативных правовых актах, с допущением в ряде случаев конкретизировать их на договорной основе. Например, императивный характер имеет содержание правоотношений по обеспечению социальными пенсиями, пособиями, предоставлению мер социальной поддержки.

По другим видам социального обеспечения в правовую основу правового статуса субъектов правоотношений постепенно стали вводиться договорные механизмы. Так, права и обязанности органа социальной защиты и получателя государственной социальной помощи за счет средств субъекта РФ в соответствии со ст. 8.1 Закона о государственной социальной помощи должны быть определены в социальном контракте. При этом в социальном контракте могут быть конкретизированы обязанности получателя государственной социальной помощи по реализации мероприятий, примерный перечень которых установлен законом (поиск работы, прохождение дополнительного профессионального образования и др.).

3.5. Возникновение, изменение и прекращение любых правоотношений связывают с наличием юридических фактов, под которыми понимают конкретные жизненные обстоятельства. По волевому признаку их разделяют на действия и события.

Главным основанием возникновения социально-обеспечительного правоотношения выступает заявление получателя социального обеспечения (его законного представителя). При наступлении социального риска гражданин сам определяет свою нуждаемость в поддержке со стороны государства и принимает решение об обращении за ее предоставлением. Лишь в одном виде социального обеспечения закон допускает его предоставление без согласия (заявления) гражданина – при оказании медицинской помощи в определенных случаях. В частности, если это необходимо для устранения угрозы жизни и здоровью гражданина, неспособного в силу его состояния выразить свою волю, или других лиц (при наличии угрозы распространения опасных заболеваний).

В некоторых случаях законом предусмотрен особый порядок возникновения социально-обеспечительных правоотношений, требующий дополнительные юридические значимые акты. В указанных случаях образуется сложный юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения. Так, в правоотношениях по социальному обслуживанию сложный юридический состав включает четыре юридических факта: заявление гражданина (законного представителя, иного лица, уполномоченного органа), решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальную программу, на основании которых заключается договор о предоставлении социальных услуг. 

Особое место в социально-обеспечительных правоотношениях занимают события как юридические факты. Они бывают абсолютными (т.е. не зависящими от действий третьих лиц) и относительными. Примером абсолютного события является смерть гражданина, что, как правило, является основанием для прекращения социально-обеспечительного правоотношения. Как относительное событие следует рассматривать подачу заявления еще одним членом семьи умершего кормильца, что влечет за собой перерасчет пенсии по случаю по потери кормильца в отношении других получателей.

Изменение уже существующих правоотношений или их прекращение осуществляется на основе юридических фактов, называемых в юридической литературе правоизменяющими и правопрекращающими. Так, в правоотношениях по выплате пенсии по инвалидности распространенным правоизменяющим фактом, влияющим на определение размера пенсии, является изменение группы инвалидности, а правопрекращающим - стечение срока признания лица инвалидом.

Дополнительно в качестве юридических фактов признаются правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии юридически значимого явления) и фикции (признанное существующим несуществующее событие). Так, в правоотношениях по обеспечению пенсиями по случаю потери кормильца правовой презумпцией выступает признание законодателем иждивения детей умерших родителей, фикцией - признание кормильца в установленном законом порядке безвестно отсутствующим.

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: