Социальное обслуживание

Населения

В результате изучения темы 18 студент должен:

· знать

- понятие социального обслуживания населения, социальной услуги;

- содержание права на социальное обслуживание, основания нуждаемости в социальном обслуживании;

- содержание основных принципов социального обслуживания населения;

- особенности организации социального обслуживания населения, полномочия Российской Федерации и ее субъектов;

- финансовое обеспечение социального обслуживания населения;

- виды социальных услуг; социальное сопровождение;

- формы социального обслуживания населения,

- порядок предоставления социального обслуживания, содержание индивидуальной программы и договора о предоставлении социальных услуг;

- правила определения размера платы за предоставление социальных услуг;

- особенности социального обслуживания отдельных категорий граждан;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать юридические факты, имеющие значение для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам социального обслуживания населения;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- знанием порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;

- навыками участия в процедурных отношениях в целях получения гражданами социального обслуживания.

 

18.1. Наряду с государственным социальным обеспечением в виде денежных средств, медицинских услуг или натуральной помощи человек также может нуждаться в улучшении условий его жизнедеятельности, расширении его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности посредством оказания ему посторонней помощи в виде социальных услуг. Такая посторонняя помощь востребована широким кругом граждан: инвалидами, престарелыми гражданами, оставшимися без попечения детьми, лицами без определенного места жительства, безработными, при наличии внутрисемейного конфликта и др.

Понятие социального обслуживания граждан закреплено в ст. 3 Закона о социальном обслуживании граждан, являющегося рамочным. Данный Закон определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам - действия (действий) в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Российская Федерация приняла на себя обязательства по исполнению статьи 14 Европейской социальной хартии, регламентирующей вопросы права на социальное обслуживание. В содержание данного права включается содействие деятельности (созданию) служб, которые на основе методов социальной работы способствовали бы благосостоянию и развитию отдельных лиц (групп) в обществе, и их адаптации к социальной среде, а также поощрение участия добровольных или иных организаций (лиц) в создании и деятельности таких служб.

 Исходя из положений ст. 15 Закона о социальном обслуживании граждан, основаниями признания физического лица нуждающимся в социальном обслуживании являются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам, например, относятся:

1) полная или частичная утрата способности (возможности) осуществлять самообслуживание в силу заболевания, возраста, инвалидности;

2) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

3) наличие внутрисемейного конфликта, в т.ч. с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, наличие насилия в семье;

4) отсутствие определенного места жительства (бездомность);

5) отсутствие работы и средств к существованию (безработица).

Перечень оснований нуждаемости в социальном обслуживании, установленный данным Законом, не является ограничительным. Допускается его расширение на основании нормативного правового акта субъекта РФ.

Предоставление социального обслуживания населения осуществляется на основе следующих базовых принципов, получивших свое нормативное закрепление в ст. 4 рамочного Закона:

- гуманности – общеправовом принципе, взаимосвязанном с понятиями соблюдения прав человека, уважения достоинства личности, запрета унижения чести и достоинства человека;

- равенства прав граждан и запрета дискриминации, подразумевающего равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и др.;

- адресности, т.е. предоставления социальных услуг только по критерию нуждаемости в таких услугах;

- добровольности, подразумевающего предоставление данного вида социального обеспечения исключительно на добровольной основе получателя социальных услуг (его законного представителя);

- конфиденциальности, предполагающего передачу информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, только с письменного согласия получателя социальных услуг (его законного представителя);

- приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточности их количества;

- сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, что в наибольшей степени проявляется при предоставлении социального обслуживания в стационарной форме.

Организация социального обслуживания населения осуществляется с участием:

- уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

- уполномоченного органа субъекта РФ;

- организаций, находящихся в ведении субъекта РФ и которым предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований;

- поставщиков социальных услуг.

В качестве поставщиков социальных услуг признаются юридическое лицо любой организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

К компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, в частности, отнесено: установление основ государственной политики и правового регулирования в сфере социального обслуживания; утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг и примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг. К компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти - утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, правил организации деятельности организаций социального обслуживания, рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, примерного порядка предоставления социальных услуг.

Реализация и конкретизация указанных положений федеральных органов власти осуществляется на основе регионального нормотворчества.

18.2. По своему назначению социальные услуги в рамках оказания социального обслуживания классифицируются на несколько видов:

- социально-бытовые - направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские - направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические - предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе анонимно;

- социально-педагогические – выражаются в профилактике отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, организации их досуга, оказании помощи семье в воспитании детей;

- социально-трудовые - направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении вопросов трудовой адаптации;

- социально-правовые - предполагают оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Предоставление некоторых видов социальных услуг регламентируется иными федеральными законами. Например, оказание услуг по погребению (ритуальных услуг) базируется на основе Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Особенности социального обслуживания отдельных категорий граждан также могут определяться иными нормативными правовыми актами как Российской Федерации, так и субъектов РФ. Так, отдельные особенности социального обслуживания инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

От социальных услуг следует отличать социальное сопровождение, под которым Закон о социальном обслуживании граждан подразумевает оказание гражданам при необходимости содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения на основе межведомственного взаимодействия соответствующих организаций.

Социальные услуги предоставляютсяв следующих формах социального обслуживания:

- на дому,

- в полустационарной форме – в определенное время суток,

- в стационарной форме - при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При такой форме социального обслуживания получатели социальных услуг обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями, необходимыми для предоставления различных видов социальных услуг.

18.3. Общий порядок предоставления социального обслуживания определен Законом о социальном обслуживании граждан. На основе примерных порядков предоставления социального обслуживания в определенной форме, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Минтрудом России), субъекты РФ утверждают конкретизированные порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг с учетом особенностей организации социального обслуживания в регионе.

Порядок предоставления социального обслуживания граждан зависит от срочности их нуждаемости в социальных услугах.

Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения по социальному обслуживанию, является обращение в письменной или электронной форме гражданина (его законного представителя) либо в его интересах обращение иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращение подается в уполномоченный орган субъекта РФ (уполномоченную организацию) либо передается в рамках межведомственного взаимодействия.

По результатам рассмотрения обращения уполномоченный орган принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления, а об оказании срочных социальных услуг - немедленно. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (за исключением срочных социальных услуг) уполномоченным органом субъекта РФ (уполномоченной организацией) составляется индивидуальная программа - документ, в котором указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется, исходя из потребности гражданина в социальных услугах, и имеет для гражданина (его законного представителя) рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг - обязательный характер. Она пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

Положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг (если они предоставляются за плату или частичную плату) признаются существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг, являющегося основанием предоставления гражданину социальных услуг. Такой договор заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) в течение суток с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы.

Иной порядок установлен для предоставления срочных социальных услуг. Такие услуги могут включать в себя обеспечение бесплатным горячим питанием (наборами продуктов), одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, а также содействие в получении экстренной психологической помощи или юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг.

Предоставление срочных социальных услуг осуществляется на основании заявления нуждающегося в таких услугах лица (заинтересованных организаций) без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. По результатам их предоставления составляется акт, подтверждаемый подписью получателя.

18.4. Финансовое обеспечение социального обслуживания населения обеспечивается за счет средств бюджетов, благотворительности, средств получателей социальных услуг и иных не запрещенных законом источников.

По общему правилу социальное обслуживание предоставляется гражданину за плату - на основе тарифов на социальные услуги.

Бесплатно социальное обслуживание в любой его форме предоставляется детям до 18 лет, а также пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание в форме на дому и в полустационарной форме имеют граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ.

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг.

В других случаях социальное обслуживание предоставляется за плату или частичную плату, порядокопределения размера которойзависит от формы социального обслуживания. При оказании социального обслуживания в форме на дому и в полустационарной форме размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.

При предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

 

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: