Алиса Бейли как идейная предшественница движения «Нью Эйдж»

Рассматривая духовные истоки «Нью Эйдж», было бы неправильным говорить о теософии и учении «Живой Этики», как о единственных предтечах рассматриваемого движения.

По свидетельству ряда авторов[43], еще одним идейным предшественником современного «Нью Эйдж» являлась Алиса Анна Бейли, книги и взгляды которой послужили основой многих аспектов религии Новой Эры. Более того, особо подчеркнем, что именно Алиса Бейли ввела в оборот термин ««Нью Эйдж»».

Алиса Бейли - фигура спорная и неоднозначная, однако ее деятельность и ее книги серьезно повлияли на духовную картину прошлого века.

Коротко остановимся на биографии Алисы Бейли. Она родилась 16 июня 1880 года в английском Манчестере. Ее родители скончались от туберкулёза, и Алису воспитывали бабушка и дедушка. В юности девочка несколько раз неудачно пыталась покончить с собой. После одной из попыток самоубийства Алиса Бейли неожиданно для себя начала получать «откровения».

По ее утверждению, первое видение состоялось 30 июня 1895 г. Произошло это следующим образом. Алиса находилась в гостиной, как вдруг отворилась дверь, и на пороге появился человек. Он молча подошёл к ней и сел рядом. Незнакомец сказал, что имеется важная работа, которую она могла бы выполнить для людей. Однако эта работа потребует от неё глубокого изменения характера. В первую очередь, это касалось достижения полного самоконтроля над собой. Некто сказал, что ей придётся много путешествовать по всему миру, посетить множество стран, выполняя работу, которую поручил ей Учитель. Незнакомец подчеркнул, что всё зависит от неё самой, от того, насколько она сумеет изменить свой характер, и что она должна немедленно начать это делать. Он также добавил, что будет вступать с ней в контакт один раз в несколько лет. Затем встал и вышел[44].

С этого момента жизнь Алисы Бейли резко изменилась. Она получила хорошее образование и в 22 года решила стать проповедником. В течение шести лет Алиса вела миссионерскую работу среди солдат Британской армии. Она проводила евангельские собрания, вела занятия по изучению Библии. Побывала, как и было ей предсказано, в разных странах – работала в Ирландии, в Индии, в Гималаях. Часто посещала госпитали, ухаживая за больными и ранеными.

В 1907 г. в Индии девушка познакомилась с Уолтером Эвансом, который вскоре стал ее мужем. В том же году они переехали в США, где Эванс стал священником одной из протестантских церквей. Их брак оказался неудачным и, в конце концов, через 7 лет они разошлись. Алиса осталась одна с тремя дочерьми.

В январе 1919 г. она встретила Фостера Бейли, теософа, с которым позже они поженились. В конце 1919 г. Ф. Бейли стал руководителем национальной секции Теософского общества. Несколько лет Алиса вместе с мужем работала в различных отделениях Теософского общества США, где встречалась с учениками Е. Блаватской.

«Тайная доктрина» Е. Блаватской стала для Алисы Бейли большим вдохновением. Впоследствии она утверждала, что узнала Учителя Кут-Хуми, который, по её словам, посещал её в детстве, на портрете в одной из комнат Теософского общества. Алиса Бейли много писала в своих книгах о тех, кого она называла «Учителями Мудрости», которые составляют Братство просветлённых мудрецов, работающих под руководством Христа. Она отмечала, что её работы были попыткой ясно рассказать об Учителях и их работе[45].

По свидетельству самой Алисы Бейли, в ноябре 1919 г. произошёл ее телепатический контакт с тем, кто впоследствии встречался в её трудах под именем Тибетец. Голос, который она услышала, сказал ей, что есть некоторые книги, которые желательно написать для людей. И что сделать это может только Бейли[46].

Таким образом, началась работа, которая впоследствии продолжалась около 30 лет. Ее итогом стало появление более двадцати книг, которые, по заявлениям А. Бейли, были написаны под диктовку Тибетца.

В различных источниках[47] Тибетец отождествляется с Джуал Кхулом. Однако сама Алиса Бейли в своих работах своего учителя называет только Тибетцем.

В 1922 г. чета Бейли основали в штате Нью-Йорк некоммерческую организацию «Люцис Траст» с целью издания и распространения эзотерического учения, изложенного в книгах Алисы Бейли.

Через год супруги основали Школу Арканов. Ее целью стало формирование школы учеников наступающей «Новой Эры». Миссией школы было объявлено обучение учеников тому, как правильно построить свою жизнь, чтобы она соответствовала Великому Вселенскому Плану, проводимым в жизнь внутренней иерархией духовных учителей, начиная с Христа.

Незадолго до своей смерти Алиса Бейли написала свою автобиографию. Несмотря на нежелание уделять внимание собственной персоне и возвеличивать себя, она решила написать книгу, чтобы вдохновить каждого человека следовать его собственным духовным путём.

Основные взгляды Алисы Бейли оказались изложенными в написанных ею книгах.

Первой свет увидела книга «Посвящение Человеческое и Солнечное», в котором описывались взаимоотношения и взаимодействия между различными царствами нашей планеты — минеральным, растительным, животным, человеческим и духовным. При этом каждое царство рассматривалось как определённая ступень развития сознания.

В следующих книгах, написанных под общим заголовком «Трактат о семи Лучах», речь идёт о предназначении человека. Интеграция человечества в мир духовный — вот ближайшая задача, стоящая перед человечеством. Решить её возможно только при расширении сознания. Пять кульминационных переживаний Иисуса Христа вовремя его жизни в Палестине: Рождение, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение — предстают в учении Алисы Бейли как пять этапов Пути расширения сознания. Если человеку становится известно обо всём этом, если он знает о предстоящем всем людям духовном продвижении от одного этапа к другому по Пути Посвящения, ему открывается поле конкретного служения. Все её книги написаны по схеме, которая предполагает духовный путь, которым надо следовать, чтобы расширить горизонт своего разума и приобщиться к новой мудрости и знанию о мире и людях. Читателю предлагается глубоко поразмышлять об излагаемой в её книгах теориях, и с помощью интуиции пробудить у себя более высший разум и научиться воспринимать мир, не делая поспешных умозаключений. Своё учение она предлагала, как знание, ценность или незначимость которого не должна восприниматься априорно, но должна быть проверена каким-либо образом на собственном опыте.

Часть последователей учения Алисы Бейли склонны утверждать, что ее книги являются скорее источником вдохновения, чем источником знания, и что их содержание скорее оказывает некий определенный эффект на сознание того, кто их читает, чем даёт какую-либо информацию о духовном пути.

Важное место во взглядах Бейли занимает учение о Шамбале. Она описывала Шамбалу как существующую в духовной реальности на эфирном плане, где находится наивысший аватар Планетарного Логоса, Санат Кумара, Господь Мира. Также она указывает, что Центр Шамбала существует в эфирной материи. Когда род человеческий разовьет эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана.

Алиса Бейли указывала, что основная деятельность Шамбалы заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа[48].

Как уже упоминалось выше, Алиса Бейли впервые ввела в оборот термин «Нью Эйдж», появление которого логично вытекает из еще одного немаловажного аспекта учения Бейли – учения о надвигающейся новой эре. Главным ядром нового миропорядка должна была стать, по мнению Алисы Бейли, новая мировая религия, которая должна была заменить все существующие религии и, прежде всего, христианство.

Алиса Бейли пророчествовала о новой мировой религии, в которой каждый человек, вне зависимости от расы, религии, пола, мог быть свободным в поиске истины, находясь в окружении всеобщего мира и братства. В трудах Бейли неоднократно встречается мысль о всемирной тенденции к объединению и сотрудничеству всех людей на Земле на основе высокой духовности. Человечество находится на пути к всеобщему Братству. И эта тенденция будет господствовать ближайшие несколько тысяч лет.

Более того, Бейли полагала, что новая мировая религия явит собой объединенное и синтезированное учения Запада, и Востока.

Алиса Бейли в своих книгах приводит четыре пункта, на которых, по её мнению, должна быть основана новая мировая религия:

1. Факт существования Бога - признание Бога Трансцендентного и Бога Имманентного (Атма).

2. Сущностная связь человека с Богом, выражаемая в Новом Завете как «Все вы сыны Божии» (Гал.3,26), «Христос в нас, упование славы» (Кол. 1,27).

3. Факт бессмертия духа в человеке и Закона Возрождения (реинкарнации) на Пути Эволюции.

4. Непрерывность Духовного Откровения и Божественные приходы (Аватар)[49].

Сравнительный анализ теософской концепции и взглядов Алисы Бейли позволяет сделать вывод о схожести учений. Можно с уверенностью говорить о том, что учение Алисы Бейли есть очередное переложение идей Е. Блаватской и Е. Рерих, их дальнейшая социальная, политическая и религиозная эволюция.

Обращает на себя внимание схожесть некоторых аспектов рассмотренных нами учений. Особенно это касается центральной, на наш взгляд, идеи – ожидания скорого наступления новой эры – эры братства и гуманизма.

В конечном счете, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что своим появлением движение «Нью Эйдж» обязано все-таки второй половине XIX – первой половине XX вв., а идейные истоки «Нью Эйдж» следует искать именно в учениях Е. Блаватской, Е. и Н. Рерих и А. Бейли.

На основании данной главы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ исследовательской литературы позволяет утверждать, что существует проблема в определении термина и происхождения движения «Нью Эйдж», которая разными авторами решается по-разному.

2. Различаются взгляды исследователей и по вопросу о времени возникновения рассматриваемого движения. В свою очередь автор данной работы склонен к утверждению, что истоки «Нью Эйдж» следует искать, начиная со второй половины XIX в., а 1970-е гг. следует рассматривать как период наивысшего расцвета идей «Нью Эйдж» на Западе.

3. На наш взгляд, идейными предтечами современного «Нью Эйдж» являются учения, возникшие во второй половине XIX – первой половине XX вв., а именно спиритизм, теософия, рерихианство и учение Алисы Бейли, чьи взгляды послужили основой многих аспектов религии «Новой Эры».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: