Спиритизм и теософия как духовные предтечи современного движения «Нью Эйдж»

В своей работе «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» А.Дворкин говорит о трёх истоках «Нью Эйдж» – спиритизме, теософии и наркотической культуре 1960-х гг[25]. Из всего вышеперечисленного нас, в данном случае, будут интересовать только первые два течения.

Начнем со спиритизма. Он существовал с давних времен и был присущ самым примитивным религиям. Под спиритизмом понимается вера в то, что можно установить контакт с духами из потустороннего мира и неким образом принудить этих духов к общению с нами.

Cовременный спиритизм зародился 31 марта 1848 года. В этот день домовладелец из пригорода Нью-Йорка Джон Фокс, его жена Маргарет и дочь Кейт услышали странные звуки в верхних комнатах и в подвале своего дома. Спустя какое-то время Кейт Фокс ответила на эти звуки щелканьем пальцев и ударами в ладоши. В ответ послышались такие же хлопки в ладоши. К «игре» подключилось все семейство. Впоследствии, Маргарет и Кейт Фокс объявили себя медиумами и стали разъезжать по стране, демонстрируя свои способности. Их система общения получила название «выстукивание Рочестера»[26]. В 1850 г. семья Фокс была обвинена в шарлатанстве, но спиритический бум уже было не остановить.

Другой предтечей современного движения «Нью Эйдж» является теософия. Сам термин был введен философом-неоплатоником Аммонием Саккасом, который пытался создать философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердить единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах[27].

Тем не менее, подлинная история теософии начинается отнюдь не с А. Саккаса. Ее корни уходят на Восток, в Индию. На процесс формирования теософии повлияли древние индийские религиозные и философские учения, такие как индуизм и буддизм. Оставил свой след в теософии и ранний христианский гностицизм.

Теософия называет себя всеобщей мировой религией, имеющей собственную, отличную от других природу. Но внимательное изучение ее происхождения открывает, что она не оригинальна в своих идеях и представлениях.

Современная история теософии началась с деятельности молодой, склонной к мистицизму Елены Петровны Блаватской. Она родилась в Екатеринославе в 1831 г. Ее отец, Питер Ган, был немецкого дворянского рода фон Ганов. В возрасте семнадцати лет Елена вышла замуж за генерала Блаватского, образованного человека намного старше ее, которого она оставила уже через три месяца совместной жизни[28].

Вскоре после развода Е. Блаватская увлеклась мистицизмом и отправилась в длительное путешествие по Северной и Южной Америке, Ближнему Востоку и Азии.

В 1875 г., оказавшись в США, Е. Блаватская начала писать «Разоблаченную Изиду». В нем она выступила с критикой науки и религии, утвердительно заявив, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Книга оказалась очень популярна и была распродана в течение 10 дней[29].

В этом же году, в Нью-Йорке вместе с полковником Г.С. Олкоттом она организовала Теософское общество Америки, главными целями которого были:

· Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;

· Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;

· Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке[30].

Именно Е. Блаватская одной из первых заговорила о наступлении в истории человечества «новой эпохи». В учении Е. Блаватской «новая эпоха» связывалась с появлением Шестой расы, которая будет обладать оккультным сознанием. Мы являемся лишь Пятой расой, и, по расчетам Е. Блаватской, «новая эра» настанет лишь через 25 тысяч лет. Однако вскоре сроки рождения «новой эры» были значи­тельно сокращены[31].

В 1879 г. Е. Блаватская уехала из Соединенных Штатов Америки в Индию, где создала Теософское общество Индии. В этом же году в Бомбее начал издаваться журнал «Теософ» (The theosophist), главным редактором которого стала Е. Блаватская.

Через шесть лет, в 1885 г. Е. Блаватская, обвиненная средствами массовой информации Индии в шарлатанстве, была вынуждена покинуть страну и перебраться в Лондон. Но и в Европе разоблачения продолжились.

Одним из разоблачителей оказался писатель Всеволод Соловьев, старший брат русского философа Владимира Соловьева. Она была с ним довольно откровенна, желая привлечь на свою сторону. Однако Всеволод Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософического общества.

Е. Блаватская умерла в Лондоне 8 мая 1891 года. Тело её было сожжёно, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения, расположенными в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре (Индия).

Знакомство с главным «богословским» сочинением Е. Блаватской – «Тайной доктриной» и проведенный анализ критической литературы[32] позволяет нам утверждать, что учение Е. Блаватской опирается, главным образом, на индийскую религиозную и философскую традиции. Перед нами примесь заимствований из индуизма и буддизма, в основном чисто терминологическая, с полным или почти полным изменением смыслового наполнения терминов.

Е. Блаватская называла себя проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины. Она до конца жизни утверждала, что находится в постоянной телепатической связи с тибетскими Махатмами, получая от них повеления, обращаясь к ним с вопросами и слыша их ответы.

Основные положения учения Е. Блаватской можно представить следующим образом. В основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной.

Абсолютная истина непознаваема. Познание означает растворение познающего в познаваемом, когда познающая личность растворяется в Божестве, перестает существовать как отдельная личность, как индивидуальность. Поэтому можно говорить только об относительности познания истины. Отсюда следует, что постижение полноты Истины невозможно без уничтожения индивидуальности.

Теософии чужда идея Бога-Творца. Согласно ее учению, во главе Вселенной стоит некий Абсолют, существующий вне времени и пространства. Наша Вселенная также существует вне времени и пространства, она не была никем сотворена.

Представления теософии о мире и человеке выглядят следующим образом. Существует три мира:

· физический,

· астральный (мир чувств) и

· ментальный (мир высших идей).

Первичной материей является эфир или астраль. В понимании теософов, «чистый дух» – это астраль в своем утонченном, разреженном состоянии; грубый физический мир – это тот же астраль в своем сгущенном, «охлажденном» состоянии.

Человек, в понимании теософии, состоит чаще всего из четырех элементов: физического, эфирного, астрального тел и Эго. Все они не связаны между собой, а принадлежат разным планам бытия мира, имеющим разные фазы эволюции. Таким образом, человек – это сложная система, условное и случайное сочетание разных жизней.

После смерти человека его низшие элементы остаются в земной атмосфере и один за другим разлагаются. Высшие элементы восходят в область «тонкоматериальных духов», где они пребывают некоторое время в блаженстве, а затем воплощаются на какой-либо планете. Эволюция этих тонкоматериальных духов совершается в ряде планетарных переходов. Их планетарным состояниям и соответствует структура элементов в человеке, каждый из которых живет своей собственной, независимой жизнью. При перевоплощениях происходит «переселение» духовного человека в новые воплощения, он как бы возглавляет иерархическую структуру нескольких жизней.

Одно из центральных мест в теософии занимает учение о перевоплощении. В теософии перевоплощения означает эволюцию. Здесь учение о переселении душ преподносится как благая весть о своеобразном бессмертии, о большей полноте жизни. И это льстит современному человеку, ведь современное нерелигиозное сознание однозначно оценивает земную жизнь как единственное бытие, верит в прогресс. А чтобы обосновать веру в прогресс, необходимо дать каждой личности возможность соучаствовать во всей полноте прогресса – сообщить ей идею перевоплощений, которая очень подходит для таких представлений.

Своим учением о перевоплощении теософия стремится избавить человека от страха смерти, хотя именно этот благой страх способен пробудить и возвысить душу человека.

По утверждению теософов, ни одна мировая религия не является истинной, в том числе и христианство, поэтому их следует заменить теософией.

Теософия нарочито уважительно относится ко всем религиям мира, в том числе, и к христианству. Однако это не мешает ее адептам говорить о христианской Церкви, как о рассаднице лжи и суеверий. В своих программных речах Е. Блаватская неоднократно заявляла, что одна из главных задач теософии – смести христианство с лица Земли [33].

Греховность человечества теософы отрицают. Иисус есть обычный человек, который постиг свое «высшее я» (Христа). Христос есть «высшее я» человека, и каждый человек может стать Христом.

Теософы не признают Иисуса Христа как Богочеловека, называя его «учителем учителей». В их представлении, Иисус – великий учитель, один из махатм, живущих в Гималаях и управляющий человечеством.

Е. Блаватская утверждала, что Иисус Христос – Бодхисатва, имевший дух Будды, и Он же есть одно из перевоплощений Шакьямуни.

Теософия, не требуя, по крайней мере, в начале, отречения от Христа, снимает с человека нравственную обязанность исполнять евангельские заповеди. В итоге это приводит людей к отпадению от Христа.

Отрицая личного Бога, отрицая Богочеловечество Иисуса Христа, теософы отвергают и молитву. Вместо молитвы рекомендуется молитвенное размышление – медитация.

Теософия поощряет и развивает в человеке гордость. Она учит человека полагаться на свои собственные силы. Более того, самого человека она объявляет божеством. Мистика теософии заключается в осознании человеком своей божественности. Здесь повторяется грех сатаны и Адама, которые захотели стать богами без Бога.

Для теософии грех – это незнание. Таких нравственных понятий как «добро» и «зло» для теософии попросту не существует.

Е. Блаватская отвергает существование демонов. Суть излагаемой в ее учении идеи состоит в следующем. Есть некие духи, дхиан-коганы (ангелы), которые пожертвовали своим духовным блаженством и отказались от жизни в мире духовном, согласившись воплощаться в материи. «Падшие ангелы» являются, согласно утверждениям Е. Блаватской, благодетелями человечества.

Е. Блаватская утверждает, что ангелы из сострадания к человечеству добровольно согласились перевоплощаться среди людей, чтобы даровать им знание и любовь. Отсюда рождается и ее учение о сатане. Оно гласит, что Сатана есть тот, кто создает из земного – божественного Человека. Это тот, кто дает ему закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, а, следовательно, от Смерти[34].

Сатана, согласно теософскому учению, является спасителем человечества от смерти и источником знания и свободы. Так, получая даруемые сатаной знания, человек становится свободным.

Сатана в теософии представлен борцом за истину. Он считается синонимом всех созидательных сил (энергий) во Вселенной.

Подобный подход переворачивает с ног на голову христианское учение, согласно которому лишь Бог является не только Творцом всего мироздания и человека, но и Источником Жизни, и той Силой, Которая непрерывно поддерживает само наше существование.

Сатана есть источник всей теософской мудрости, а не Бог, который изображается теософами как тиран и поработитель всего человечества. Именно Бог, согласно учению Е. Блаватской, виновен в грехопадении человека. Творец создал Адама и Еву. Змей искусил Еву, а она – Адама. Бог должен был предотвратить искушение, но сознательно не сделал этого, став, тем самым, главной причиной появления греха в мире[35].

В связи со всем вышесказанным интересным оказывается точка зрения российского исследователя сект В. Ю. Питанова, предложившего классифицировать теософию как одну из форм почитания сатаны, т.е. как течение сатанинской направленности.

Подводя некоторые итоги, коротко остановимся на основных различиях православной веры и теософии.

В теософии отрицается личностный Бог. Даже если теософы и употребляют слово «бог», то понимают под ним начало бытия, некую безликую силу, которая творит миры из себя, или, другими словами, космос является временной формой этого абсолюта — он творит и разрушает миры безо всякой цели. Сама вечность - это творение и разрушение миров, это циклы бытия и небытия; миры возникают из пропасти абсолюта и затем исчезают в этой бездне.

Теософией отрицается догмат о Святой Троице. Для последователей Е. Блаватской Бог-Отец — это сатана, Иисус Христос — выдуманный евангелистами персонаж, а Святой Дух не является личностью. Это даже не эманация абсолюта, а определенное состояние «посвященных», наподобие оккультного экстаза.

Теософы отрицают человека как личность. В их понимании человек только феномен, временное явление.

Теософией отрицается учение о первородном грехе, место которого заняло учение о карме и перевоплощении. Как следствие, теософии оказалась чужда напряженная, постоянная борьба с грехом. Вместо этого теософам предлагаются медитации о единосущности человека с богом. Кроме того, Е. Блаватская в свое время отвергла реальность рая и ада, низведя их до степени образов-аллегорий.

Хотя теософия считает себя стоящей вне каких-либо религиозных систем, но божеством теософов, как и йогов, является Шива — разрушитель миров; его эмблемы наиболее распространены среди теософов.

Особо отметим, что индуистское «Тримурти» — Брама, Вишну и Шива — не имеет ничего общего с христианской Троицей — это три проявления безликого абсолюта: творение, сохранение и разрушение миров.

Несмотря на частое использование слов «диавол», «сатана», теософия полностью отрицает мир демонов. Демоны в учении теософов – это непросвещенные духи. Однако с течением времени, по мере просвещения и приобщения к знанию, эти духи способны эволюционировать до высших ступеней бытия. В теософии также заложена идея о том, что демоны есть ничто иное, как порождение человеческих мыслей. Согласно учению Е. Блаватской, человек сам производит бесов из самого себя через трансформацию своего сознания.

Теософия учит, что человек состоит из нескольких тел: материального, астрального (душевного), ментального и духовного. Сущность человека или, вернее, сам человек — это его дух, называемый атманом, остальные тела — временные оболочки, скорлупа, скрывающие в себе атмана, они чужды человеку; атман — дух — должен осознать свое тождество с брахманом — абсолютом.

Теософия отрицает воскресение мертвых и сохранение индивидуальности души. Индивидуальное должно раствориться в космическом; вселенная — исчезнуть в абсолюте — брахмане; брахман — уйти в Парабраму, где исчезает само понятие бытия и небытия. Абсолют не имеет качеств, он не может ни любить, ни слышать молитв; он творит и уничтожает миры, уничтожает и творит снова. Он подчинен законам своего внутреннего бытия - ритмам творения и уничтожения, как вечному движению маятника[36].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: