Характерные черты и специфические признаки движения «Нью Эйдж»

В предыдущей главе мы уже отмечали, что среди исследователей религии нет единого мнения относительно того, когда возникает движение «Нью Эйдж» и что скрывается под этим «феноменом».

Ранее уже упоминалась точка зрения российского сектоведа Р.М. Коня, согласно которой рассматриваемое течение возникло в 1970-е гг. Отметим, что аналогичной точки зрения придерживается и ряд других авторов. Однако в первой главе данной работы мы позволили не согласиться с подобным мнением, небезосновательно предположив, что истоки «Нью Эйдж» нужно все-таки искать не в XX, а в XIX в.

Еще одним краеугольным камнем в изучении «Нью Эйдж» является вопрос о его характерных чертах и критериях, с помощью которых можно было бы определить принадлежность группы к «Нью Эйдж». Особенно это актуально в настоящее время, когда в мире насчитывается тысячи религиозных групп[50], которые относят себя к рассматриваемому нами движению.

Причиной такого положения дел, по свидетельству отечественного исследователя религии И.Я. Кантерова, является то обстоятельство, что у движения «Нью Эйдж» нет единого общепринятого учения.

Его последователей объединяет приверженность общим принципам и идеям, позаимствованным из оккультизма, теософии, пантеизма, шаманизма и язычества[51]. Отсюда и организационная аморфность и эклектика вероучения, и практики «Нью Эйдж».

В этой связи одной из главных задач исследователей стало выявление характерных черт и признаков нового движения, а также выработка критериев, позволяющих определить ту или иную группу как группу, относящуюся к «Нью Эйдж».

Говоря об основных характерных чертах «Нью Эйдж», можно выделить следующие.

1. Вера в то, что мы живем в переходный период. Заканчивается эпоха Рыб, и наступает эра Водолея. Когда именно она наступит, никто точно не знает. Однако большинство последователей «Нью Эйдж» соотносит начало новой эры с началом нынешнего тысячелетия. Считается, что звездная эра длится в среднем 2200 лет. Согласно этому исчислению, мы не дождемся эры Водолея. Но уже сегодня многие активные деятели этого движения считают, что эра Водолея уже наступила.

При анализе некоторых современных религиозных движений можно увидеть, что ожидание новой эры очень сильно в каждом из них. Например, основоположник «Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней» Джозеф Смит был вовлечен в спиритизм и имел частые контакты с некими духовными существами. Элементы «Нью Эйдж» мы также можем встретить в учении кришнаитов, сайентологов. С другой стороны, есть и отечественные движения, такие как «Церковь Последнего Завета» и «Белое Братство», которые уверены, что с наступлением новой эры появится и новый человек[52].

2. Еще одним характерным признаком «Нью Эйдж» является ченелинг. В буквальном переводе этот термин означает «канализация». Есть некто, который является своеобразным каналом для духовных существ. Они вселяются в этого некто и через него говорят.

Вполне очевидно, что перед нами – одна из разновидностей спиритизма. Однако классический спиритизм — это общение с духами, когда дух дает о себе знать каким-нибудь предметом материального мира. Ченелингом же называется такое явление, когда дух вещает через кого-то, через какую-то конкретную личность. При этом у человека меняется тембр голоса, повадки, часто он впадает в транс и потом не помнит происходившего. В христианстве такое явление называется одержимостью.

3. Внутренние голоса. Согласно этому признаку, есть люди, способные слышать внутренние голоса.

4. Еще одно важное понятие «Нью Эйдж» — «внутреннее пространство», «внутреннее Я». Одна из задач человека — открыть свое внут­реннее пространство и войти в контакт с собственным «внутренним Я». Различные учителя предлагают различные методики и технологии для того, что­бы установить контакт со своим «внутреннее Я». Все беды человека — от того, что он утерял контакт со своим внутренним «Я» и действует без него. Гармония со своим «внутренним Я» приводит человека к гармонии с самим собой и космосом.

5. Вера впереселение душ (реинкарнацию).

6. Увлечениекристаллами и драгоценными камнями. Среди последователей «Нью Эйдж» существует мнение, что энергия кристаллов может изле­чивать от разных болезней. При помощи кристаллов человек может концентрироваться, потому что в кристаллах есть не­кая позитивная внутренняя энергия. Кристаллы обладают целительными силами и открывают внутренний мир. Кроме того, энергия кристаллов способна излечивать от разных болезней.

7. Использование наркотических средств, которые были модны на Западе в молодежной среде в 1960-е гг. В данном случае имеется ввиду различные эксперименты по «расширению сознания», предпринимаемые при помощи гашиша, ЛСД, мескалина и галлюциногенных грибов.

Так, экспериментируя с психоделиками,один из кумиров американской молодежи того времени Тимоти Лири обнаружил, что они пробуждают скрытые мистические силы психики. Он попытался объявить употребление наркотиков священнодействием и даже создал на этой основе «Психоделическую церковь»[53].

8. Немаловажным элементом «Нью Эйдж» является музыка, которая пишется в разных стилях. Самый известный из них — это медленная, тягучая, медитативная музыка, сочетающаяся с чириканьем птиц, мычанием китов, стрекотанием сверчков, воем ветра, ревом водопада и т.п.

Музыка «Нью Эйдж» была впервые выпущена на рынок в 1964 г., когда Тони Скопом была записана пластинка под названием «Музыка для дзен-медитации». В 1968 г. на Бродвее вышел мюзикл «Волосы» («Hair»), рассказывавший о движении хиппи и принесший «Нью Эйдж» невероятную популярность. В нем не было единого содержания, но было главное — провозглашение пришествия Новой эры – эпохи Водолея – Аквариуса.

9. И последний штрих к характеристике движения «Нью Эйдж». Как и в любой религии, в «Нью Эйдж» есть свои «пророки» и «писания». Так, одним из самых известных «пророков» религии «Новой Эры» является американская актриса Ширли Маклейн. В своих книгах, которые продаются во всему миру миллионными тиражами, она повествует истории своих духовных поисков. Рассказывает о том, как когда-то начала сомневаться в истинности христианства и обратила свой взор на Восток. Погрузившись в многочисленные медитативные практики, Ширли Маклейн спустя какое-то время, по ее собственным словам, пережила ощущение выхода из собственного тела. Это событие в итоге в корне изменило всю ее жизнь.

Своеобразной «библией» «Нью Эйдж» является книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». По словам ее автора, Ричарда Баха, она была надиктована ему неким существом, явившимся в виде птицы. Очевидно, что перед нами – типичный случай ченелинга. Р. Бах был именно тем каналом, через который существо в виде птицы и сообщило ему текст, а он лишь записал его[54].

По каким признакам можно отнести ту или иную группу к «Нью Эйдж»? Эксперт по новым религиозным и псевдорелигиозным движениям Уолтер Мартин предлагает следующие критерии:

1. Группа открыто содействует наступлению «Нового времени»;

2. Группа поддерживает и проповедует основные идеи, присущие «Нью Эйдж». Среди них – монизм («все едино»), пантеизм («все есть Бог»), гностицизм (спасение или духовное исцеление приходит с помощью особых познаний), карма и перевоплощение, духовная эволюция и др.);

3. Группа использует оккультные практики «Нью Эйдж», такие как общение с духами, астрология, психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы достижения измененных состояний сознания (например, медитация, монотонное песнопение, гипноз и т.д.);

4. Группа пользуется специфической терминологией (чакры, космическое сознание, глобальная деревня, Инь и Янь, сила Кундалини и т.п.)[55].

Некоторые авторы сосредоточили свои исследования на выявлении специфических черт и доктринальных положений «Нью Эйдж». Учитывая чрезвычайную пестроту и эклектичность взглядов приверженцев религии Новой Эры, подчеркнем, что изыскания данного рода являются непростым делом. Тем не менее, в качестве примера приведем несколько классификаций подобного рода.

Так, американский ученый Норман Гайслер выдвинул 12 специфических доктрин «Нью Эйдж»:

1. Безличный Бог.

2. Вечная Вселенная.

3. Иллюзорная природа материи.

4. Цикличная природа жизни.

5. Необходимость перевоплощений.

6. Эволюция человека в Божество.

7. Продолжающиеся откровения от неземных существ.

8. Тождество человека с Богом.

9. Оккультные практики.

10. Вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья.

11. Всемирный глобальный порядок.

12. Синкретизм (единство всех религий)[56].

Вот еще одна попытка сформулировать некоторые доктринальные положения «Нью Эйдж»:

1. Бог не Личность, а некий абстрактный Дух. Он пронизывает Вселенную и проявляется во всем существующем.

2. Человек – носитель Духа. По своей природе он божественен и несет в себе запас скрытых духовных сил. Задача человека заключается в том, чтобы раскрыть их в себе и стать человекобогом.

3. После смерти душа воплощается в другое тело, судьба человека при этом определяется законом кармы — влиянием совершенных в прошлых перерождениях добрых дел и злых поступков.

4. Совершенствуясь на протяжении многих перерожде­ний, человек может достигнуть сверхъестественного мира. Души, существующие в нем, в зависимости от степени своего совершенства, формируют Иерархию, которая оказывает влияние на ход земной истории.

5. Высшие духи могут воплощаться в нашем мире, чтобы принести людям сокровенное знание; они становятся учите­лями человечества, ими были Будда, Кришна, Иисус, Мухаммед и др. Их учения являются элементами одной всеобщей религии.

6. Особую роль в сознании «Нью Эйдж» играет само представление о близости рождения «новой эры», которая во многих случаях связывается с приходом «Спасителя». При этом «новая эра» воспринимается ньюэйджерами как состояние всего человечества, характеризующееся духом глобальности. Результатом рождения «новой эры» будет возникновение «нового человека»[57].

Профессор университета Южной Дании, историк религии Олаф Хаммер определяет «Нью Эйдж» как широкую сеть людей, изначально объединенных утопической идеей наступления Эры Водолея. Он выделяет следующие специфические черты:

1. Постулат о единстве и неразрывности мироздания.

2. Холизм: учение о том, что внутренние состояния, отношения к чему-либо и/или убеждения играют главную роль в формировании обстоятельств существования человека.

3. Монизм: Вселенную наполняет нематериальная сила или энергия.

4. Человек представляет собой единство тела, разума и духа. Множество жизненных проблем можно решить только с помощью холистического подхода к этому единству.

5. Холизм в отношении окружающей среды: сочетание экологического и духовного сознания способно устранить беды, причиненные человеком Земле.

6. Каждому человеку отведена уникальная роль в единой Вселенной, ее можно распознать, прибегнув к различным практикам — от магии до медитации.

7. Человек эволюционирует не только в процессе нынешнего существования, но и в череде последующих жизней.

8. Основные истины открываются человеку не только в ходе рационального мышления, но и с помощью других средств, таких как личный опыт или заимствование духовности из религий не-западных культур.

9. Тот или иной способ получения этих знаний присущ только одному конкретному человеку; переживания и чувства являются основными проводниками на его духовном пути, и так как все люди разные, любые пути верны[58].

Профессор университета Амстердама Воутер Ханеграаф перечисляет следующие отличительные особенности «Нью Эйдж»:

1. Для последователей «Нью Эйдж» нехарактерна «посюсторонность» по отношению к реальности.

2. Холизм преобладает во всех формах мышления «Нью Эйдж» и подчеркивает универсальную взаимосвязь всех вещей, независимо от того лежит ли в их основе общая творческая сила Источника Бытия или нет. Этот вид холизма занимает центральное место в представлении «Нью Эйдж» о природе мироздания и понимании взаимоотношения человека с Вселенной и Богом.

3. Последователи «Нью Эйдж» считают эволюцию не произвольным, а творческим процессом. Идея универсального процесса эволюции сознания, в течение которого души развиваются, задавая уроки самим себе, играет важную роль в понимании смысла существования, жизни после смерти и этике верующих.

4. Эволюция сознания приводит к совершенному знанию или озарению, при котором осознание собственного «Я» и осознание Бога тождественны. В целях эволюции разум создает «значимые иллюзии», которые содержат духовные уроки. В конечном счете, все реалии (внутренние миры, «высшие» сферы, а также «обыкновенная» реальность) создаются «разумом». Основной положение «Нью Эйдж» о том, что мы «творим нашу собственную реальность», непосредственно вытекает из идеи эволюции сознания.

5. Ожидание грядущего Нового Века — от умеренного улучшения состояния общества вплоть до идей о всеобщем блаженстве — непосредственно отражает критическое отношение «Нью Эйдж» к мировоззрению, доминирующему в современной культуре[59].

Подводя итог всему вышесказанному, можно еще раз убедиться в том, что современное движение «Нью Эйдж» не обладает каким-либо устойчивым вероучением и религиозными практиками.

Как уже подчеркивалось ранее, в этой части «Нью Эйдж» присуща аморфность и эклектика. Это обстоятельство позволяет нам говорить не об определенной, уже сформировавшейся системе вероучения, а о конгломерате идей, взглядов, точек зрения, мнений и множестве частных истин, присущих рассматриваемому движению.

В последующих параграфах будет рассмотрена история и вероучение наиболее известных групп и течений, которые отечественные исследователи относят к «Нью Эйдж».

Белое Братство»

«Белое братство» – одна из самых скандальных отечественных сект. В ее идеологии прослеживается очевидная связь с движением «Нью Эйдж». Основатели секты проповедовали конец эры Рыб – эры христианства и начало новой эры Водолея, которую они отождествляли с приходом к власти «Белого братства» и наступлением Царства Божьего на земле[60].

Ее деятельность, начавшаяся в июне 1990 г. и развивавшаяся на протяжении последующих трех лет на территории России и Украины, имела ярко выраженный эсхатологический уклон.

«Белое Братство» явило собой образец секты закрытого типа, внутренняя жизнь которой не афишировалась и тщательно скрывалась. Уже само название, по мнению ряда исследователей, свидетельствует об эклектизме вероучения данной организации[61].

Впервые о «Белом Братстве» миру поведала Е. Блаватская после возвращения из Индии. Под этим названием фигурировала некая таинственная община святых учителей «махатм», скрывающихся в мистической Шамбале. Со временем, благодаря теософии, утверждается идея, что «махатмы» наблюдают за человечеством, чтобы не дать ему погибнуть.

Дж. Макдауэлл и Д. Стюарт в своей книге «Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей» в свое время отмечали, что миф о «Великом Белом Братстве» в западном мире стал так популярен, что существовало более 100 религиозных групп, претендовавших на особое общение с общиной святых[62].

У отечественного «Белого Братства» существовало еще одно самоназвание – ЮСМАЛОС. Это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом: ЮС – Юоанн Свами, т.е. искаженное Иоанн Святой (имеется ввиду Иоанн Креститель – прим. автора) – имя, присвоенное основателем секты Юрием Кривоноговым; МА – Мария Дэви Христос, также искаженная Дева Мария (она – живое воплощение Христа, его мать и невеста одновременно – прим. автора) и ЛОС – сокращенное от «Логос», т.е. Слово – одно из ипостасей Бога.

В данную аббревиатуру основатели секты заключили одну из своих главных вероучительных идей – идею новой божественной Троицы. Интересен и тот факт, что латинское слово jus malos дословно означает «учение зла».

Основателем «Белого Братства» является Юрий Кривоногов. Будучи специалистом в области микроэлектроники и кибернетики, он занимался также исследованиями в области психического воздействия на личность. 

По свидетельству А. Дворкина, Ю. Кривоногов какое-то время был адептом «Общества сознания Кришны», однако в итоге покинул. Можно предположить, что он попал в секту лишь для того, чтобы изучать способы воздействия на человеческий разум[63].

Самостоятельная религиозная деятельность Ю. Кривоногова начинается в 1990 г., когда за год до основания «Белого Братства» он регистрирует «Институт Души Атма». В мае 1991 г., выступая с лекциями по экстросенсорике в Днепропетровске, он знакомится с Мариной Мамонтовой (в замужестве Цвигун), утверждавшей, что она имела опыт общения с Богом.

11 апреля 1990 года во время операции врачи зафиксировали клиническую смерть Марины Цвигун, и это состояние смерти продолжалось 3,5 часа. В течение этого времени она якобы получила «Откровение», согласно которому и была объявлена впоследствии «Мессией Эпохи Водолея и Матерью Мира».

В дальнейшем, развивая эту тему, Ю. Кривоногов объявил, что душа Марины Цвигун покинула тело и вознеслась на небеса, а в опустевшее тело вселилась душа Божественная. Так рождается «богородица» и «живое боговоплощение» «Белого Братства» Мария Дэви Христос.

Сам Ю. Кривоногов долго «искал себя»: он называл себя то Иоанном Предтечей, то Илией Пророком, но, в конце концов, назвался Юоанн Свамии заявил, что душа его прошла целую серию воплощений: он был и Иоанном Крестителем, и Тутанхамоном, и князем Владимиром, пророком Илией, Ноем, «пророком Иаковом» и много кем еще, прежде чем душа его поселилась в кривоноговском теле.

Марина Цвигун также прошла эволюцию в самоидентификации: вначале она была Матерью Божией, но постепенно стала Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, Творцом вселенной по имени Мария Дэви Христос.

Марина Цвигун должна была провести три с половиной года на земле, чтобы собрать «верный остаток» — 144 000 «избранных», которые попадут в «Золотой Век», который последует сразу после Страшного Суда.

В конец земного служения существа, которое вселилось в Марину Цвигун, была «включена» «программа спасения Земли — Юсмалос», направленная на «фохатизацию» («насыщение светом») избранного человечества Земли. Об этом было объявлено 1 июля 1990 г. По словам последователей культа, фохат есть ни что иное, как энергия Живого Бога. Его излучение насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где живут, крестят, проповедуют адепты «Белого Братства». Эта энергия оказывается смертоносной для демонических личностей, то есть для тех, кто не верит в учение культа. При этом только любящие Марию Дэви Христос получают дозу фохата и одухотворяются. Остальные же люди облучаются фохатическими излучениями и, в конечном итоге, их ждет погибель[64].

Была названа и дата завершения программы — 24 ноября 1993 года. Юоанна Свами и Марию Дэви Христос должны были распять, их трупы три дня пролежали бы на улице, а затем они воскресли бы и вознеслись. В этот день должен был произойти Страшный Суд. Злой мир погибает в языках пламени, а «Белое Братство», в конце концов, возрождается для новой жизни. Это жертва, которая была необходима земле за грехи человеческие. «Белые братья» должны были оказаться в раю, а все остальные в аду. Из рая новая раса юсмалиан завладевала всем миром и начинала новую жизнь в Царстве Божием[65].

Довольно быстро сформировалась иерархическая структура «Белого Братства», которая выглядела следующим образом. Во главе секты стояли Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов). С 1992 г. среди высших руководителей секты значился также Виталий Ковальчук, именовавший себя «Папой живой церкви Иоанном Петром II».

После первых трех лиц, существовало звено «сефиротов» из числа наиболее доверенных лиц, затем – звено апостолов (по некоторым данным, их 12), далее «воины Ильи и Еноха», которые делились на категории «крестителей», вербовщиков и др. Они были разбиты на группы со старшими во главе.

«Белое Братство» имело крайне сложную и запутанную структуру даже на уровне одной низовой группы, которая включала в себя несколько подгрупп – так называемые «кольца» I, II, III. Все имели новые имена, которые получили при посвящении. «Белые братья» более высокой степени посвящения знали низших и свой круг, плюс одного «брата» более высокого уровня посвящения, от которого получали команды[66].

Адептов секты убеждали в том, что время существования человечества подходит к концу и именно сейчас необходимо всеми силами сопротивляться Антихристу. Это сопротивление удастся только в том случае, если человек не станет получать образование, работать, участвовать в общественной жизни, держать дома электроаппаратуру, вступать в брак и заводить детей, чтобы не отдавать их потом Антихристу. С помощью методов активного психического воздействия организаторы добивались от своих адептов неистового фанатизма. Рядовых адептов принуждали к продаже квартир в пользу секты.

По мере приближения Судного Дня среди «белых братьев» нагнеталась напряженность и истерия. В многочисленных листовках, распространяемых среди адептов секты, прославлялась смерть, потому что те юсмалиане, которые претерпят все до конца и примут смерть, спасутся и сразу же вознесутся на небеса.

«Конец света» был назначен на 10 ноября 1993 г. В этот день адепты «Белого Братства» собрались на площади перед Софийским собором в Киеве. Однако обещанного «вознесения на небеса» не произошло и благодаря вмешательству милиции и ОМОНа удалось предотвратить массовые беспорядки. После неудачной попытки захвата Софийского собора 616 человек были задержаны. В их числе оказались Юрий Кривоногов и Марина Цвигун.

Интересен тот факт, почему «Белые братья» собрались именно в Киеве и именно на площади перед Софийским собором. В свое время Ю. Кривоногову и М. Цвигун было дано «научное откровение», согласно которому 2000 лет назад место распятия Христа было там, где стоит Софийский киевский собор[67]. Киев был объявлен «Новым Иерусалимом», а площадь перед Софийским собором – местом Страшного Суда и последующего восшествия в рай.

В 1996 г. Киевский городской суд приговорил руководителей «Белого Братства» к разным срокам заключения. После освобождения из мест заключения дальнейшая судьба Юрия Кривоногова и Марины Цвигун сложилась по-разному. Первый отказался от «миссионерства» и общения с «братьями», публично заявив о том, что «Белое Братство» было ошибкой. Что касается Марины Цвигун, то она продолжила свою проповедническую деятельность. С 1998 по 2001 гг. ею предпринимались неудачные попытки официально зарегистрировать религиозную общину «Великого Белого Братства Юсмалос» на Украине. С 2006 г. Марина Цвигун сменила имя и фамилию на Викторию Преображенскую. Под этим именем она основала многоуровневое «Космическое полиискусство третьего тысячелетия», (объединяющее духовную живопись, графику, поэзию, музыку, танец), создала «Театр мистерий Виктории Преображенской» и «Творческую мастерскую Виктории Преображенской», проводит выставки своих картин, пишет стихи и музыку, издаёт поэтические и литературные сборники, записывает музыкальные альбомы[68].

Что представляет собой учение «Белого Братства»? По утверждению российского исследователя Е.Г. Балагушкина, оно принадлежит к неохристианской разновидности новых религиозных движений, хотя его основатели и заявляют, что сформировали «истинную церковь Иисуса Христа» и видят его задачу в возрождении подлинного христианства и в заключении последнего божественного завета с гибнущим человечеством.

Основатели «Белого Братства» заимствовали исходные религиозные представления из библейского Апокалипсиса. Впоследствии им был придан новый смысл и значение. Мария Дэви Христос говорила о продолжении вековыхтрадиций Шамбалы и утверждала, что Е. Рерих и её взгляды предваряют учение ЮСМАЛОС. Сама она широко использовала такие понятия как перевоплощение и карма, говорила о мантре, чакрах, эгрегорах — типичных категориях восточных религий.

В подражание восточным религиозным традициям М. Цвигун и Ю. Кривоногов присоединили к своим новым ритуальным именам священные титулы «дэви» и «свами». В вероучении широко использовались оккультные представления об основных космических элементах-стихиях (огонь, вода, воздух и др.), а также цветовая и звуковая символика[69].

Кроме того, из иудаистской каббалы были заимствованы понятия сефиротов, и с некоторыми из них (кетер, хокма, бенах) отождествлены ЮСМАЛОС, Христос, Мария Дэви и Иоанн Свами.

Святым писанием считались три очень небольшие по объему произведения: «Учение ЮСМАЛОС. Наука о Свете», «Поэма величальная» (проповедь и пророчество в стихах Марии Дэви и Иоанна Свами) и Апокалипсис Иоанна Богослова.

В идеологии «Белого Братства» оказались существенно видоизменены и переосмыслены символика христианского креста и крестного знамения. Крест понимался в качестве базисной структуры мироздания, а крестное знамение — как особая «энергетическая мантра», составленная из нескольких ключевых мифологем, — «Иисус ЮСМАЛОС - Эзодюс-Христос»[70].

Кроме того, равноконечный «белый крест» объявлен символом Матери Мира. Основатели «Белого Братства» настаивали на его исключительности, считали только его истинной религией, утверждая, что давно уже не действуют обращения верующих к Мухаммеду, Кришне, Моисею, Давиду и прочим Духовным Учителям. Бесполезно придерживаться также традиционного христианства, поскольку Иисус Христос и Богородица стали недоступны для молитвенного обращения. Мария Дэви заслонила собой и Отца, Сына, к Христу следует обращаться только через её посредничество, а в церквях невозможно очиститься от грехов. Под этим предлогом провозглашалась необходимость кардинального обновления обрядности. Только ЮСМАЛОС следовало считать «истинным путем», а все иные направления являлись лженаправлениями, а их последователи - лжеучителями, уводящими народ от Истины.

Особую ненависть юсмалиан вызывала Православная Церковь: «В настоящее время в существующих церквях – раскол и ересь, богохульство и святотатство, лжесвидетельство и открытый разврат, воровство и пьянство. Оделись в траурные одежды и пьют кровь Христову на Евхаристии…Следует избегать хождения в церкви…а также причащаться там – эти продукты уже несут микроб сатаны»[71].

Интересными оказываются взгляды «белых братьев» на онтологию и космогонию. С одной стороны, общая космогоническая картина трактуется в манихейском духе как непримиримая борьба двух первоначал — Света и Тьмы.

С другой стороны, с позиций представлений неоплатонизма о восстановлении первоначального единства божества в результате возвращения к божественному истоку: Новая Жизнь в Духовном Царстве будет означать «возвращение всего человечества к Господу», «Логосы 7-й расы сольются с Богом», Мария Дэви «будет в Самом Боге», «постепенно весь мир будет сливаться с Богом», божественная Троица сольется в одно, уже нераздельное божество[72].

Структура сакрального Космоса имеет два измерения: геометрическое и временное. Начав с анализа первого, отметим, что в учении «Белого Братства» представлены две модели мира: плоскостная (кольцевая) и объемная (пирамидальная). Несмотря на эти внешние различия, между ними много общего: обе модели имеют иерархическое строение, идущее от низшего к высшему, обладают сложной вращательной динамикой и, главное, поляризованы, увенчаны двумя противоположными началами, Богом и Антибогом (Сатаной), и, соответственно, разделяются на две половины: на миры Бога и Сатаны. Кольцевая модель мира передает представление о трех сферах бытия, хотя полностью утратила традиционную, сохраняющуюся с первобытной эпохи мифологическую картину трехуровневого Космоса, разделенного на земной, нижний (подземный) и верхний (небесный) миры. В учении «Белого Братства» три кольца Божественной Системы символизируют три мира: Духовный (золотой), Огненный (фиолетовый) и Материальный (красный). Подобная модель обладает определенной возможностью для выражения представления о единстве Космоса (поэтому она занимает центральное место в языческих верованиях), но не способна выразить идею трансцендентности — принципиального качественного (сакрального) разделения мира горнего, небесного и мира дольнего, земного. Это разделение играет, как и известно, громадную роль в христианстве, позволяя обосновать абсолютный характер духовных ценностей.

Пирамидальная модель мира ещё менее способна передать представление о его сакральной иерархии, хотя без этого невозможно дать наглядную религиозную картину трансформации земного мира в результате спасения. Речь идет об «энергетической Пирамиде Божественного Мира». Царствие Небесное изображается в ней в качестве некоего «третьего глаза». У Антибога своя энергетическая пирамида, но перевернутая в сравнении с божественным миром. В её золотом сечении находится скопище Ада, ядро Сатанизма (чрево дракона).

Пирамидальная модель — настоящая эклектика совершенно несовместимых между собой символов и смыслов, соединение древних оккультно-мифологических образов («третий глаз», «чрево дракона») и современных физикалистских представлений («энергетическая пирамида», «световые волны», «плюсовые и минусовые» характеристики божественных ипостасей и структур мира).

В конечном счете, изображение строения божественного мира превращается в нагромождение физикалистских схем, лишенных всякого религиозного содержания и даже соответствия элементарным сведениям о солнечной системе.

В учении «Белого Братства» система Божественного Мира представляет собой Цветок Лотоса, в котором 12 лепестков, каждый из которых разделен ещё на множество частей. Помимо этого, Мир венчают 12 крестов, а внутри себя он вмещает 12 звёзд Давида, символов соединения двух начал Господа — Вечно-мужественного и Вечно-женственного. Треугольник — основная фигура космического строения мира.

Из сказанного можно заключить, что схематическое изображение Мира в учении «белых братьев» внешне напоминает индийскую мандалу, символизирующую структуру Космоса. Однако это только смешение разнообразной символики, заимствованной из индуизма («цветок лотоса»), христианства («крест») и иудаизма («звезда Давида»)[73].

Ну и, наконец, обращает на себя внимание эсхатология «Белого Братства». Ранее мы уже частично касались этого вопроса. Однако стоит отметить еще ряд моментов, связанных с представлениями о Конце Света.

«Белые братья» верили, что перед пришествием в наш мир Антихриста существенно укрепится власть Сатаны. В последние дни земной истории произойдет разделение людей. Будут те, кто станут покланяться Зверю и примут его начертание – метку 666, которая будет имплантирована в виде чипа. Будут и те, кто откажется признавать Антихриста, распознать которого будет очень сложно. Он будет выдавать свой приход за второе Пришествие Иисуса Христа и назовется именем Эммануил.

Все, кто откажутся признать Антихриста, получат защиту Марии Дэви Христос. После победы над злом произойдет Преображение Земли. Все уверовавшие в Матерь Мира впоследствии войдут в Новую Землю, где более не будет страданий, болезней, насилия, и зла. Поклонившиеся же Антихристу будут низвергнуты вместе со своим господином в нижние слои Ада.

«Спасенные» увидят не только Новую, Преображенную Землю, но и составят новую, шестую расу её обитателей. Постепенно на новой Земле будут воплощаться души тех, кто пройдёт очищение на адских планетах. Тогда-то и наступит Золотой Век Эпохи Водолея, который именовался основателями секты Царством Божиим на Земле.

Вероучение «белых братьев» изображает наступление конца света и катаклизмы Апокалипсиса как результат совокупного действия ряда факторов, столкновения полярных противоположностей и развития антагонистических противоречий. Прежде всего, используется свойственное многим религиозным традициям представление о неминуемой предопределенности конца света и прихода мессии-спасителя.

В этом эсхатологическом процессе важнейшую роль должно сыграть сакрально-негативное начало, активность которого принимает всеобъемлющие, вселенские масштабы. Однако при всем космическом значении этих явлений, они составляют только фон земной катастрофы Апокалипсиса, в которую ввергнуто человечество, что, собственно говоря, и предопределяет неизмеримую важность новой религии и предлагаемых ею средств для спасения.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что учение «Белого Братства» имеет очевидную связь с движением «Нью Эйдж» и носит синкретический характер. Оно включает в себя основные вероучительные положения восточных религий (например, учение о карме, реинкарнации), а также идеи оккультизма, почерпнутые из трудов Е. П. Блаватской и семьи Рерихов. Это учение о логосах и божественных эманациях – сефиротах, об энергетических эгрегорах, ауре и энергии «фохат».

Кроме того, в воззрениях «белых братьев» нашли свое отражение и отголоски христианских тринитарных ересей, искажавшие отношения (субординацию) между Лицами Святой Троицы и извращающие учение о едином Боге в Трех Лицах. Обращает на себя внимание и извращенное толкование Апокалипсиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: