Агни-Йоги» и ее влияние на формирование идей «Нью Эйдж»

Духовными последователями идей Е. Блаватской стали Елена и Николай Рерихи, чья деятельность привела к созданию учения, известного как «Агни-Йога» или «Живая Этика». На наш взгляд, рерихианство наряду с теософией стоит отнести к еще одному учению, явившемся идейным прародителем современного «Нью Эйдж».

История возникновения «Агни-Йоги» тесно связана с историей семьи Рерихов. Они увлекались восточной культурой, философией и дальними путешествиями. Итогом их совместных научных, философских и религиозных исканий явилось учение «Живой Этики».

В 1920 г. в Лондоне, за три года до их первой совместной поездки в Индию, у Елены проявился дар «яснослышания». В детстве она уже замечала у себя подобные способности. Таким образом, можно предположить, что еще до начала путешествий Рерихи, а в особенности Елена Ивановна, приступили к формированию своего «нового» учения. Интересно отметить тот факт, что Лондон в то время был одним из крупнейших центров теософии. Именно после посещения Лондона у Рерихов рождается замысел исследовательской экспедиции в Гималаи и Индию. Исследуя материалы этих экспедиций, приходишь к выводу: Рерихи предпринимали свои путешествия с уже заранее подготовленными планами духовных открытий. Для того, чтобы яснее понять истоки «Живой Этики», важно помнить о тесной связи учения Рерихов с «Тайной доктриной» Е. Блаватской — сами последователи «Агни-Йоги» утверждали, что теософия была как бы «предтечей» «Живой Этики».

Во время первого путешествия в Индию и Тибет, Николай и Елена якобы посетили мистическую страну Шамбалу, где, по их словам, получили благословение и выслушали наставления «Великих Гималайских Махатм».

В 1925 г. Рерихи совершают «Центрально-азиатскую экспедицию», где, как и в первой экспедиции, занимаются различными научными и культурологическими изысканиями, а Елена Ивановна пополняет свою копилку мистических откровений.

На этом странствия Рерихов не закончились, далее были горный Алтай, Монголия, Тибет и снова Индия. Елена и Николай поселились на севере Индии, в Западных Гималаях, в очень живописной долине Кулу. Там они создали небольшой научно-исследовательский институт «Урусвати», что значит «Свет утренней звезды».

Николай Рерих скончался в 1947 г., оставив после себя множество картин и зарисовок, а также путевых заметок, наблюдений и книг. Его дело продолжила Елена Рерих. Ее исследования относились к области оккультной духовности. Она работала над учением, которое должно было объединить все религиозные традиции мира[37].

Учение «Агни-Йоги» зафиксировано, главным образом, в 14 книгах. Для рерихианства присущ религиозно-философский синкретизм и тесная взаимосвязь с теософией. Некоторые исследователи считают учение Рерихов дальнейшей эволюцией идей Е. Блаватской. Кроме того, очевидно, что «Агни-Йога», по сути, продолжает традицию синтеза религиозно-философских и научных идей Запада, и Востока.

«Агни-Йога» апеллирует к внутреннему преображению человека, раскрытию его внутренних способностей посредством овладения космической энергией.

Целью учения является стимулирование эволюции человечества ко все более высоким формам космического бытия.

В основе «Агни-Йоги» лежит концепция беспредельной Вселенной, которая проявляется в бесконечных циклах создания и распада материальных форм. На мировом уровне означает подъём и упадок цивилизаций, а для отдельно взятого человека – переселение души.

В основе учения «Агни-Йоги» о мире лежат представления о духовном огне. Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм, и явлений во Вселенной. Трансформация огненной субстанции рождает совокупность миров, а именно:

1) Человеческий земной мир;

2) Тонкий Мир;

3) Огненный Мир;

4) Высшие сферы[38].

В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельствовать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ оберегает человечество от распространения сведений о Тонком Мире по
неполезному кругу.

В Тонком Мире проживают существа, не имеющие физических тел. Уровень развития этих существ различный – от низкого до высокого. Земной или материальный мир, согласно учению «Агни-Йоги», вторичен по отношению к Тонкому, духовному миру.

Следующий после Тонкого Огненный мир является более совершенным. Его основу составляет высшая психическая энергия или «субстанция огня». Сначала все рождается и строится в Огненном мире, а лишь затем перемещается в более низкий, Тонкий мир. Поэтому здесь, на Земле, мир Тонкий есть лишь тень Мира Огненного.

Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не
только высшие миры питают Землю энергией; в свою очередь, человечество насыщает пространство своими эманациями и поддерживает их своей психической энергией. Состояние коллективной и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю совокупность миров, в том числе, и физический. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир, может вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия[39].

Одним из краеугольных камней учения «Агни-Йоги» является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира. Она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эволюционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не сверхъестественны. Они прошли длинный путь эволюционного развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь помогают выполнить эту задачу другим.

В критические периоды развития Земли, когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воплощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных иерархов «Живая Этика» относит основателей религий, философских учений, общественных реформаторов.

Однако это не единственная форма работы космической иерархии.
Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социального, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем реализуются в плотной материи.

Местом обитания представителей иерархии является легендарная Шамбала. Её географическое местонахождение неизвестно.

Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия
Тьмы, цель которой - замедлить космическую эволюцию человечества, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упорную борьбу. В проявленном мире развитие движется в противоположностях, Иерархия Света с необходимостью предполагает Иерархию Тьмы.

В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: «черные
ложи» Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно размещаются в крупных городах. Назначение их - всячески вредить делам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные
существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в
тонких телах, они могут направить мысль на земных воплощенных, побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться в тела живущих на Земле. Тексты «Агни-Йоги» говорят о близящейся окончательной битве сил Света и Тьмы[40].

«Агни-Йога» учит, что человек есть продукт длительной эволюции. Он вобрал в себя весь опыт перевоплощений на протяжении миллионов лет. В человеке сконцентрирована мощнейшая энергия, которая способна влиять на процессы космического масштаба.

Главным законом человеческого бытия является закон кармы. Согласно «Агни-Йоге» карма есть многомерный процесс, в котором пересекается множество кармических линий. Все они образуют сложные клубки. Традиционные восточные религии учат, что карму изменить практически невозможно. Однако «Агни-Йога» считает, что это не так. Карму можно до определенной степени регулировать и изменять. Дело в том, что человек, имея за спиной большое количество воплощений, содержит в глубинах своего духа, по мнению последователей рассматриваемого учения, информацию, используя которую становится возможным скорректировать свою судьбу.

Дальнейшая эволюция Земли, согласно учению «Агни-Йоги», есть двусторонний процесс взаимодействия двух миров – тонкого и плотного. Чтобы началось их сближение, необходимо, чтобы люди избежали апокалипсиса. Лишь только в этом случае возможно построение моста между тонким и плотным мирами. После его построения станет возможно и общение с дальними мирами.

Этика «Агни-Йоги» носит также название «Живой Этики». Последователи Рерихов утверждают, что она уделяет большое внимание внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. «Живая Этика» указывает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер.

Еще одним препятствием на пути к высшим мирам является чувство собственности, а посему от него нужно освободиться.

Важным аспектом этической теории «Агни-Йоги» является утверждение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует многообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение этических принципов «Агни Йоги» рассматривается как магистральный путь духовной и физической эволюции человека и человечества, восхождения человека по ступеням космической иерархии[41].

Весьма интересными оказываются взгляды рерихианцев на проблему происхождения религии. Стремясь помочь человечеству, «силы света» посылали в наш мир своих «учителей», главной задачей которых было просветить и вернуть человечество на правильный путь. Именно эти учителя в свое время становились основателями религиозных и философских учений, некоторые из которых трансформировались в мировые религии.

Таким образом, в каждой религии содержалась часть теософской мудрости, но вся ее полнота сосредоточена только в самой теософии. С течением времени религиозные учения стали все больше и больше расходится друг с другом, что дало теософам основания утверждать, что последователи мировых религий отступили от истины и свернули с правильного пути.

Обращает на себя внимание еще один аспект учения «Агни-Йоги» - исключительная веротерпимость. Однако это всего лишь ширма для неискушенных и неопытных адептов. Заявляя о том, что в каждой религии есть элементы теософской мудрости, «Живая Этика» в конечном итоге признает лишь свое учение единственно истинным и имеющим право на существование.

Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих и в «Агни-Йоге» об исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и др. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов не жизнеспособны и должны быть заменены теософией.

Вопреки заявлениям о веротерпимости и стремлению к объединению Рерихи и их ученики не могут найти полной солидарности даже в очень близких им по духу оккультных практиках и теориях.

Система воззрений рерихианства является религиозной, т.к. выдает себя за учение, которое объединяет учения всех религий, имеет и свой собственный культ, и свои оккультные «таинства».

Последователи учения «Агни-Йоги» неоднократно заявляли, что они являются христианами. Однако декларируемое ими внешнее сходство с христианством оказывается иллюзорным. В основе своего содержания наблюдается полная противоположность основополагающих утверждений «Агни-Йоги» христианскому вероучению.

Рассмотрим лишь наиболее существенные противоречия, существующие между христианством и рассматриваемым течением:

· В христианстве Бог – личностное, нематериальное, духовное, бестелесное, сознательное, разумное Бытие. Он является создателем мира, как видимого, так и невидимого. Священное Писание говорит нам о Боге - Творце. Учение «Агни-Йоги» утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности не существует.

Бог оккультистов – это некое «оно». Это некий «Великий Принцип», который привел в движение все в этом мире. В религиозной жизни человека вместо живого, личного, любящего Бога появляется безликий и равнодушный, слепой «закон кармы».

· В христианстве Бог есть Троица. «Агни-Йога» настаивает на том, что Абсолют не обладает ни Личностью, ни волей.

· В христианстве Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Зло и тьма противны Божественной Природе. Мир не есть Бог, и потому зло, действующее в мире, не есть действие Божие. Оно противоестественно сотворенному совершенным миру. Зло в христианском понимании есть противление установлениям Божиим, есть противление Абсолютной Истине, и, таким образом, само по себе безотносительно. «Агни-Йога» учит, что мир является эманацией (проявлением) «Абсолюта», его видимым проявлением. Зло не есть зло в собственном смысле, а, являясь частью мира, проявляет одно из свойств «Абсолюта», в котором зло присутствует потенциально, следовательно, является естественным для мира. Т.е. оценка некоторого явления как злого или доброго зависит от отношения к нему оценивающего, и если при некотором воззрении нечто кажется злом, то при другом, допустим более общем воззрении, тоже самое нечто может оказаться благом.

· Христиане верят в то, что Иисус есть истинный Мессия, предсказанный пророками Ветхого Завета, воплотившийся и ставший богочеловеком. Е. Рерих выдвинула идею о том, что Иисус вообще не был Христом-Мессией. Христианство для нее – сектантство. Мысль, что крестная смерть Христа спасла человечество от греха, проклятия и смерти для нее страшное кощунство.

· Христиане верят в телесное Воскресение Спасителя. Последователи Е. Рерих считают, что веру в телесное воскресение Христа можно объяснить лишь «само одурением». «Агни-Йога» утверждает, что Христос вообще не воскресал. А если речь и идет о воскресении, то не о воскресении тела, а некоего духа.

· Христиане верят, что Христос спас тем, что в Нем оказались соединены и примирены одновременно человеческая и божественная природы. «Агни-Йога» полагает, что, если Христа и можно называть «Спасителем» - то только потому, что Он спас людей от незнания, «напомнив» им законы этики. Однако ограничение служения Христа лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости - телесное Воскресения Христа после крестной смерти, которое преобразует всеобщее воскресение погубленного грехом мира. Христианство - это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность, в то, что она сказала, сделала, испытала. Для Церкви не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно. Сколько бы ни вкралось вставок, упущений или дефектов в письменные источники христианства - для него это не смертельно, ибо оно строится не на книге, а на Кресте.

· Христиане верят, что, поскольку Бог не связан законами созданного Им мира, Он может творчески обновлять человеческую жизнь - если человек этого желает. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха. Как учит теософия, никто не может помочь человеку в покаянном обновлении его жизни. «Закон кармы» неотвратим.

· Христианство утверждает мысль о том, что религия есть восстановление связи человека с Богом-Творцом. Направление религиозных чувств на любой иной предмет есть язычество. В представлении «Агни-Йоги» религия есть связь с «Космосом» и «Космическими иерархиями».

· Согласно христианскому учению, тело составляет важную часть нашего человеческого бытия, и что поэтому не может быть никакого «переселения души», о чем говорят восточные религии. Теософия, наоборот, утверждает, что тело не более чем одежда, которую душа может менять множество раз. Таким образом, обосновывается необходимость принятия учения о реинкарнации.

· Христиане верят, что одними только своими заслугами, усилиями и делами человек не может достичь спасения. Необходимо соработничество между Богом и человеком. Согласно учению «Агни-Йоги», никто не может спасти другого, человек исключительно сам творец своего спасения.

· Христианство учит, что, преобразившись, тело человека может войти в вечность. Последователи Рерихов полностью отрицают учение о телесном воскресении мертвых.

· Христиане верят, что жизнь вечная каждого человека началась уже на земле. Уже здесь человек может общаться с Богом и быть причастным к его славе. Учение Рерихов оставляет человеку участь духа, страдающего в оковах плоти, для которого прорыв в высшие миры возможен только после того, как он расстанется с материальным миром. Последователи Рерихов имеют свое мнение и в отношении православных святых. Они заявляют, что многие святые были истинными духовными людьми, светочами, преданными «Иерархии Света». Они были посвященными, были оккультистами. Но при этом забывается, что святость русских святых была неотрывно связана с Православной Церковью и со святостью сотен других святых Церкви. Забывают они и то, что святые, большая часть из которых была монахами, молились пред иконами личностному Богу, в Троице Единому, и в молитвенном покаянии и подвиге стяжали благодать Духа Святого. Христиане исповедуют, что все люди равны перед Богом, что ценность всякой человеческой жизни одинакова. «Живая этика» включает в себя идею членения человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены так называемой «шестой расы» во всех смыслах выше всех остальных людей.

· Христиане верят, что человек, созданный по воле Личного Бога, есть личность. Личностное бытие человека не есть некий недостаток, который надо преодолеть. «Агни-Йога» утверждает, что личность есть начало ограничения, личностное самосознание называет «зеркалом дьявола». В итоге рождается вывод, согласно которому человек, встав на путь «самосовершенствования», в конце концов, должен стереть свою личность, растворив ее в нирване.

· Христианство учит, что сатана противостоит Христу и спасению людей. «Агни-Йога» же с воодушевлением говорит о сатане. В этой связи нельзя не заметить откровенно сатанинских идей в учении Рерихов.

Понимание Христа как просто «Учителя» не согласуемо с учением самого Христа. Христианин может войти в систему Рерихов лишь через отречение от того, что составляет самую суть христианства, лишь через духовное самоубийство, перестав быть христианином[42].

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: