Церковь Последнего Завета»

«Церковь Последнего Завета» является своеобразным долгожителем среди отечественных сект. Возникнув в самом начале 1990-х гг., «Община единой веры», как она называлась на заре своего возникновения и становления, вполне благополучно существует и по сей день.

Ряд отечественных сектоведов относит данную группу к числу последователей «Нью Эйдж». Так, А. Дворкин утверждает, что «в целом учение Торопа (основателя секты – прим. автора) можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Он все время говорит об экологии, используя при этом элементы восточных учений — реинкарнация, карма и проч., что являет собой типичную неудобоваримую ньюэйджевскую смесь из пива и какао с керосином. Не забывает Тороп и о такой неотъемлемой части учений «Новой эры», как контакты с “Внеземным Разумом”»[74].

Другой исследователь современных нетрадиционных движений Л.И. Григорьева также склонна полагать, что учение Виссариона является типичным ньюэйджевским учением – с харизматическим лидером, эсхатологическими пророчествами, экуменическими лозунгами и призывами к самосовершенствованию и вселенской любви[75].

Основателем «Церкви Последнего Завета» является Сергей Анатольевич Тороп. Он родился 14 января 1961 г. в семье строителей в пригороде Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в Минусинск – город на юге Красноярского края. С трудом закончил среднюю школу. Затем была армия, работа слесарем-электриком, служба в милиции. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из органов. Позже С. Тороп занялся уфологией.

Возникновению нового религиозного движения способствовали занятия в обществе уфологов, интерес к различным внеземным неопознанным объектам, рассуждения о возможных формах внеземной цивилизации, увлечение различными восточными культурами. В итоге в 1990 году Сергею Торопу было дано «откровение», что он является новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца —Виссарионом.

С 1991 года Виссарион начинает проповедовать. У него почти сразу появились и первые последователи, которые развернули агитационную деятельность и тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен «землей обетованной». Стремясь к «истине и сказочному будущему», в Сибирь стали съезжаться первые ученики.

На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе «апостола» - бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, миссионерская деятельность начала давать первые плоды. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. «Мессия» уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в его окружении Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Впоследствии Мария Карпинская покинула секту, произведя тем самым очень большое впечатление на последователей Виссариона.

Община тем временем продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, артисты, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. Здесь им была обещана возможность жить единой дружной семьей.

24 июня 1994 г. последователи Виссариона, проживающие в Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, зарегистрировали религиозное объединение «Община единой веры» в Управлении юстиции Красноярского края под N 105, провозгласив своими целями совместное исповедание и распространение Учения Единой Веры.

В октябре 1995 г. религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в «Церковь Последнего Завета», которая объединила представителей различных религиозных течений, не нашедших себя в традиционных религиях[76].

Учение Виссариона изложено в так называемом «Слове Виссариона, являющего по­следний Завет от прославившего его Отца Небесного». Интересен тот факт, что по мере поступления новых «откровений» «Завет» постоянно пополняется свежими главами. Само «Слово…» структурировано по образцу Библии – с разбивкой на главы и стихи.

Известно, что Виссарион очень любит цити­ровать Библию, но делает это исключительно в свою пользу. Если у него спросить о тех примерах, которые явно Библии не соответствуют, то ответ у него один: Библия — книга таинственная и зашифрованная, поэтому никто его до конца не понимает. Но это — слово письменное и мертвое, а он — это Слово Живое. Письменное слово никто не может понимать без слова живого, поэтому его слово преобладает над Писанием.

Можно предположить, что Виссарион вряд ли достаточно хорошо знает Библию и библейские заповеди. Отрицая Ветхий Завет, который, по мнению «Спасителя», написан злым духом, им не полностью признается и Новый Завет. Виссарион считает, что Бог изменяется во времени и пространстве, поэтому мы имеем дело с продолжающимся Заветом и, соответственно, продолжающимися Откровениями.

Основные вероучительные положения «Церкви Последнего Завета» можно представить следующим образом.

1.Бог. «Церковь Последнего Завета» отрицает христианское представление о Боге и, в частности, существование Троицы, единство Бога, Его роль в творении, жизни человека и спасении. Виссарион преподает свое, совершенно не христианское учение, разделяя Бога на личный и безличный аспекты. «Во Вселенной есть два великих Начала, два Источника: один из них – Единый, или Абсолют, Творец Вселенной, материального бытия, другой – Отец Небесный, Господь. Каждый из этих источников обладает особой энергией: Единый – Духом Жизни, материальной жизненной силой, Отец Небесный – Святым Духом, духовной жизненной силой»[77].

Описывая своего «бога», Виссарион использует сравнение с цветком, у которого «корнем Вселенной стал Единый или, как Его называют на Востоке, Абсолют. Он является Началом Истины Материального Бытия и источником Духа Жизни... И так как Он не обладает духовной тканью, то в Нем не заключено ни добро, ни зло... Прекрасным Благоухающим Бутоном во Вселенной для человека является Отец Небесный. Он есть Великий Отец душ человеческих и Сын Единого. Бог ваш является Началом Истины Духовного Бытия и Источником Святого Духа...»[78]. Но для того, чтобы избежать многобожия, Виссарион учит чтить оба закона — материального и духовного мира, а поклоняться всем сердцем только Отцу Небесному.

2. Вселенная. «Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядочено и развивается на основе Высшего Разума или, по-другому, закона Целесообразности, проявлением которого является закон «Бумеранга» (закон Кармы). Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее, что если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего. В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огромное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Вселенной. Но поскольку все они развиваются только на основе разумных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуют ныне такие понятия, как милосердие, сострадание, бескорыстная помощь и самопожертвование, Любовь. Рождение Лучезарной Сущности Бога Сына произошло относительно недавно по вселенским масштабам, при слиянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая является живой и в определенной степени разумной сущностью. Родившийся Сын вобрал в себя все качества Творца, и к этому добавилась еще способность творить на основе любви. Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу-Сыну потребовались помощники. С этой целью были созданы люди, а, следовательно, Он-то и является Отцом Нашим Небесным»[79].

3. Иисус Христос. Со слов Виссариона, Иисус Христос является не Богом, но только Божественным Словом. В книгах «Церкви Последнего Завета» Виссарион часто сравнивается с библейским Христом. Свое появление он называет Вторым Возгоранием и приписывает себе те имена, которыми назывался Сам Христос. Виссарион — это тот, кто был Иисусом Христом 2000 лет назад, Слово Господа, Сын Божий, Мессия, Единственный путь, Спаситель, он есть Истина, дающий жизнь, вторая реинкарнация Христа[80].

4. Второе пришествие. Согласно учению «Церкви Последнего Завета», Виссарион и есть тот мессия, Второе Пришествие которого все так ожидают. Как мы знаем из Библии, целью Второго Пришествия будет Суд Божий. Однако цель у «Христа» -Виссариона несколько иная – проповедь нового пути – пути Любви и Веры. Все, кто выберет этот путь, сможет пережить Апокалипсис и стать одним из основателей нового мира и нового поколения людей.

5. Спасение. Виссарион не устает утверждать, что настало время принятия Истины спасения не разумом, а сердцем, что прошли те времена, когда надо было доказывать что-то с помощью чудес, и что сама способность спасения зависит только от человека, от его свободной воли или выбора.

Спасения как такового у виссарионовцев нет, они готовятся стать, в лучшем случае, членами новой расы или нового человечества. «В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека, как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформировать в себе способность устойчиво управлять плотью своей в процессе творения во благо окружающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития — творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование»[81].

6. Грех, ад и рай. Дьявол есть некий вирус зла. Он появился среди людей и обитает только на Земле. Зло самоуничтожится, если мы сами не будет мыслить и совершать злое. Добро и зло имеет относительный характер. Виссарион принес учение, в котором нет ни слова о покаянии и грехе, но на первое место поставлено призрачное «обретение истины».

«Рай — это особый слой, опоясывающий Землю и находящийся на определенном удалении от Ее поверхности. Это начало Мира Отца Небесного, Его Великого Света... В раю ныне накапливаются те, кто в дальнейшем станет достойной основой будущего человечества...

Ад — это тоже особый слой, опоясывающий Землю, но находящийся вблизи от поверхности Ее... Ад, так же, как и рай, будет существовать до поры, когда дьявол будет повергнут, после чего суть ада распадется, а души, находящиеся там, претерпят вторую смерть... В дальнейшем туда будет вложено новое предназначение, и пойдет зарождение нового человека, но прежний исчезнет»[82].

7. Внеземной разум. Внеземной разум был сотворен Единым и развивается на основе законов материального бытия, и поэтому не имеет ни малейшего понятия о духовных законах, на основе которых должно было развиваться человечество. Следствием такого незнания стала не всегда положительная для человечества помощь от этого внеземного разума. Он-то как раз и хотел нам помочь, да не знал, как. И люди часто интерпретировали послания внеземного разума как добро и так же часто ошибались в том, как оценить его послания. Для Виссариона спиритический контакт — это обыкновенный контакт с внеземной цивилизацией, главное — как его интерпретировать.

Согласно учению Виссариона, в течение жизни множества поколений внеземной разум посылал «Учителей» для раскрытия истины, но они, не обладая настоящими духовными знаниями, смогли дать лишь неполное знание, и только в последнем воплощении Слова Отца Небесного (Виссарион) человечество получило возможность воспринять незамутненное Знание о Пути своего будущего развития.

8. Реинкарнация. Как учит Виссарион, существует переселение душ. Человек, а точнее, его душа, воплощается на Земле 10 раз. Столь продолжительная реинкарнация связана с тем, что с каждым последующим перерождением человек все ближе и ближе подходит к тому, чтобы раскрыть свою истинную суть. Однако не каждая душа способна достичь «спасения». Некоторые души оказываются в итоге неспособными к развитию. В этом смысле давать ей новую плоть бессмысленно. Интересным оказывается и утверждение о том, что постепенно на «проблемные» души наслаиваются своеобразные грязные «наросты». Такой душе в дальнейшем будет дана ущербная плоть.

9. Учение о последних временах. Виссарион проповедует грядущий конец света, который должен был начаться в 2003 году, а в 2015 году закончиться. Именно в течение этого времени, как считает Виссарион, произойдет конец нашего биологического вида. Только у последователей нового «мессии» есть шанс выжить, и в последующем они могут получить код для генетического преобразования в следующий вид, т.е. в новую расу людей.

Пока есть еще время, поселяться нужно в Сибирь, где последователи Виссариона построили новый город, который называется Слово или Город Солнца.

По проекту город запланирован вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское. Теперь он называется «гостевой дом». Рядом — дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом — дома ближайших сподвижников Виссариона, его «апостолов». Верхнее плато называется «Небесной обителью». Не считая непосредственно живущих, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором «паломничеств», не допускается никто. Группа «особо избранных» виссарионовцев живет на плато пониже в нескольких срубах, а по большей части — в утепленных армейских палатках и дощатых типовых дачных времянках.

В Городе Солнца введен особый пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку. Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню, находящуюся рядом с Городом Солнца. Теперь на плато живут лишь крепкие молодые люди с семьями. Они называются «рать Виссариона».

«Ратники» освобождены от основных работ: они не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты.

Рядовые адепты секты живут в ужасных условиях. Питание у них строго вегетарианское, не чаще двух раз в день. Животная пища исключена. Запрещены дрожжевые продукты, сахар, мед, соль и перец. Не рекомендуются грибы. Как утверждает Виссарион, большинство продуктов отравлено из-за загрязнения окружающей среды, поэтому можно есть только то, что защищено от загрязнения, а именно крупы, овощи и фрукты.

Помимо всего прочего, от адептов требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать[83].

В Городе Солнца под запрет попала медицина. Вместо нее – так называемая эстетотерапия: если ты заболел, то с утра нужно выйти полюбоваться на сибирские красоты и все должно пройти. Как оказалось, это помогает далеко не всем. Еще в 1990-е гг. в общине Виссариона было зафиксировано несколько случаев смерти от истощения и неоказания медицинской помощи[84].

Последователи Виссариона редко читают газеты и слушают радио, из происходящих на земле событий их особенно интересуют землетрясения и прочие катаклизмы, так как это «подтверждает близкий конец света». У адептов есть специальные ритуалы единства – «священные круги», вместо «Отче наш» они читают «Молитву единой веры», а вместо 10 древних заповедей у них есть более 60 своих.

Главное ритуальное действие в секте – так называемый «магический круг». Адепты берутся за руки и под монотонные песнопения совершают определенные движения. Этот ритуал имеют колоссальную силу воздействия на психику людей. Очевидцы свидетельствуют, что в результате психического перенапряжения некоторые последователи Виссариона падают без чувств и их относят в сторону.

Посещать любые церкви Виссарион не запрещает, но говорит, что подлинным «откровением» обладает только он.

Сам Виссарион считает себя евреем, потомком Рахеля, сына Иессея. В секте ведется собственные летоисчисление и календарь, согласно которым Новая эпоха Рассвета началась с момента зачатия Виссариона, то есть с 1960 г.

Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что учение Виссариона очень синкретично и содержит ряд доктринальных положений, характерных для «Нью Эйдж».

Анализ вероучения «Церкви Последнего Завета» позволяет нам сделать вывод о том, что оно соединило в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов и аскетизмом йоги. Христианству Виссарион отводит центральную роль, при этом фактически извращая его.

Из индуизма было взято учение о реинкарнации, причем Виссарион в отличие от индуистов, признает лишь переселение души от человека к человеку, но не от человека к животному.

Обращает на себя внимание увлечение Виссарионом спиритическими контактами, а также его утверждение о наступлении новой эпохи – эпохи Рассвета. Это, безусловно, позволяет нам отнести «Церковь Последнего Завета» к «Нью Эйдж».

Развивая собственную эсхатологию, Виссарион проповедует, что после Апокалипсиса он и его последователи станут ядром нового общества, прародителями нового человечества, явив собой новую расу людей.

На основании данной главы можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время у движения «Нью Эйдж», в силу его аморфности и эклектичности, нет единого общепринятого учения. Это, в определенной мере, осложняет изучение данного явления.

2. Взгляды исследователей по вопросам о характерных чертах рассматриваемого движения и критериях, с помощью которых можно было бы определить принадлежность той или иной религиозной группы к «Нью Эйдж», также расходятся.

3. Среди огромного количества религиозных новообразований, относимых различными исследователями к «Нью Эйдж», встречаются и отечественные группы, такие, в частности, как «Белое Братство» и «Церковь Последнего Завета». Анализ истории, вероучения и практики вышеназванных организаций, предпринятый в данной главе, говорит о справедливости подобного соотнесения.



Заключение

В представленной работе была рассмотрена история и вероучение движения «Нью Эйдж». В соответствии с поставленными задачами мы пришли к следующим выводам.

В настоящее время «Нью Эйдж» является одним из самых распространенных религиозных течений в мире. Как уже упоминалось ранее, данное движение неоднородно и немонолитно. По всему миру насчитывается более 5000 групп и объединений мистического и оккультно-эзотерического толка, относящих себя к «Нью Эйдж».

Характерной особенностью рассмотренного нами движения является аморфность и эклектичность его вероучения, носящего явно синкретический характер. В итоге именно это обстоятельство породило для исследователей ряд проблем, среди которых проблема происхождения как самого термина «Нью Эйдж», так и одноименного движения. Анализ изученной литературы позволяет нам утверждать, что авторы склонны по-разному решать этот вопрос. На наш взгляд, наиболее точное и полное определение «Нью Эйдж» было дано российскими сектоведами – А.Л. Дворкиным и Р.М. Конем.

В нашей работе было обращено внимание на различия исследователей во взглядах и на проблему возникновения «Нью Эйдж». Мы не согласились с точкой зрения некоторых авторов, что рассмотренное движение возникло во второй половине XX в. Нами было выдвинуто небезосновательное утверждение о том, что истоки «Нью Эйдж» нужно искать не в прошедшем веке, а столетием раньше – во второй половине XIX в.

По нашему мнению, таковыми истоками, идейными предтечами современного движения Новой Эры следует считать спиритизм, теософию и учение Елены, и Николая Рерихов, более известное как «Агни-Йога» или «Живая Этика». Необходимо также упомянуть и Алису Бейли, чьи взгляды, как уже говорилось ранее, послужили основой многих аспектов учения «Нью Эйдж». Особо стоит отметить и тот факт, что именно Алиса Бейли ввела в оборот термин «Нью Эйдж».

Аморфность вышеупомянутого движения привела исследователей к еще одной проблеме, а именно, проблеме выявления характерных черт и критериев, с помощью которых можно было бы определить принадлежность той или иной религиозной группы, или течения к «Нью Эйдж».

Более детальное знакомство с вероучением «Нью Эйдж», носящим явно синкретический характер, позволило нам сделать заключение о том, что возникновение данной проблемы является следствием отсутствия единого общепринятого учения. Тем не менее, эта проблема нашла свое разрешение, и сегодня мы можем выделить следующие характерные черты движения «Нью Эйдж». Вот некоторые из них:

1. Ожидание наступления Новой Эры. С наступлением Новой Эры произойдет радикальная перемена общества и человека.

2. Ченелинг, т.е. спиритические контакты с представителями потустороннего мира.

3. Возможность слышать голоса.

4. Возможность открыть свое «внутреннее пространство» и войти в контакт со своим «внутренним Я». Как следствие, преображение человека и последующее слияние с Космосом.

5. Реинкарнация.

6. Увлечение кристаллами и драгоценными камнями и использование их энергии для излечения от разных болезней.

Что же касается критериев, с помощью которых можно было бы определить принадлежность той или иной религиозной группы к «Нью Эйдж», то, несмотря на очевидные расхождения исследовательских позиций по этому вопросу, отметим, что предложенные разными авторами критерии скорее дополняют друг друга, нежели имеют серьезные отличия.

В современном мире не осталось, пожалуй, ни одного уголка, куда бы в той или иной степени, не проникло «Нью Эйдж». Не обошло своим вниманием это движение и Россию. Начиная с 1990-х гг. на территории нашей страны стали возникать доморощенные секты, в учении которых прослеживалась очевидная связь с «Нью Эйдж». Примерами таких новообразований являются «Белое Братство» и «Церковь Последнего Завета».

В учении вышеназванных сект использовались различные положения восточных религий (такие как, учение о реинкарнации, учение о карме), оккультно-мистические идеи, почерпнутые из теософии Е. Блаватской и «Агни-Йоги» Рерихов. Но главное, что роднит «Белое Братство» и «Церковь Последнего Завета» с движением «Нью Эйдж» - это ожидание наступления новой эпохи, своеобразного рая на земле. Эти ожидания были подкреплены идеей, что после Апокалипсиса именно адепты «Белого Братства» и «Церкви Последнего Завета» станут ядром нового общества и прародителями нового человечества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: