Описание макропрепаратов

 

 

Рисунки микропрепаратов



Тема 6. Общее учение о воспалении. Экссудативное воспаление. Морфология экссудативного воспаления. Пролиферативное воспаление. Специфическое воспаление. Гранулематоз. Патоморфология иммунной системы.

 

Актуальность темы. Воспаление – фундаментальная защитная реакция организма направленная на освобождение организма от первоначальной причины клеточного повреждения и последствий этого повреждения, некротизированных клеток и тканей. Знание темы необходимо для изучения таких тем общего курса, как регенерация, опухолевый рост, а также частного курса патологической анатомии. При изучении клинических дисциплин и в практической работе врача тема необходима для клинико-анатомического анализа.

 

Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития, типы тканевых реакций при воспалении, иметь представление о клиническом значении воспаления, изучить виды, морфологию экссудативного и пролиферативного воспаления.

 

Задачи занятия.

1. Раскрыть роль воспаления в организме.

2. Знать терминологию воспаления.

3. Основные морфологические признаки воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

4. Изучить морфологию и функциональные проявления различных типов экссудативного воспаления, их исходы.

5. Объяснить роль пролиферативного (продуктивного) воспаления в организме.

6. Знать терминологию и определения различных типов пролиферативного воспаления.

7. Знать морфологию и функциональные проявления гранулематозного воспаления, определить исходы и их значение для организма.

8. Изучить морфологию интерстициального воспаления.

9. Описать морфологические признаки различных типов хронического воспаления и определить их функциональное значение.

10. Изучить взаимосвязь продуктивного воспаления со склерозом и циррозом различных органов, определение этих процессов, их проявления и различия.

11. Объяснить роль иммунной системы в организме.

12. Знать компоненты иммунной системы.

13. Объяснить механизмы иммунных реакций.

14. Изучить морфологию и функциональные проявления аллергических реакций (ГЗТ, ГНТ), аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных синдромов.

 

    Задачи для практического изучения.

1.Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, причины и механизмы развития воспаления.

2.Фазы воспаления, их морфологические признаки.Классификация воспаления.

3.Классификация и морфологические признаки экссудативного воспаления.

4.Гнойное воспаление. Типы гнойного воспаления (абсцесс и флегмона). Исходы и осложнения.

5.Фибринозное (псевдомембранозное) воспаление. Крупозное и дифтеритическое воспаление. Истинный и ложный круп. Примеры заболевания.

6.Определение пролиферативного (продуктивного) воспаления, его локализация основные морфологические типы.

7.Полипы и кондиломы. Причины и морфологические проявления.

8.Острое и хроническое гранулематозное воспаление.

9.Гранулемы и гранулематозные заболевания (примеры), типичный клеточный состав гранулем, их классификация в зависимости от этиологии и патогенеза, морфологические проявление в зависимости от типа иммунологического ответа.

10. Структура туберкулезной гранулемы.

11. Структура лепрозной гранулемы.

12. Сифилис: этиология, классификация и морфология. Гумма.


13. Изменения тимуса при иммуногенных нарушениях. Инволюция тимуса.

14. Определение и классификация иммунопатологических процессов. Механизм иммунологического повреждения тканей.

15. Реакции гиперчувствительности

16. Недостаточность иммунологической системы: определение, классификация, причины развития, клинико-морфологические проявления первичных и вторичных иммунодефицитов. Примеры.

17. Реакция отторжения трансплантата. Аутоиммунные заболевания. Механизмы, классификация, морфологические характеристики. Примеры.

 


Вопросы для самоподготовки.

1.Синдром Брутона: определение и морфологические проявления.

2. Синдром Дайджорджа: определение и морфологические проявления.

3. Синдром Незелофа: определение и морфологические проявления.

4. Синдром Веста: определение и морфологические проявления.

5. Лепра: определение, этиология и патоморфология.

 

Практические навыки.

1.Студент должен уметь описывать макро- и микропрепараты.

2.Студент должен уметь описывать патологические процессы в макро- и микропрепаратах.

3.Студент должен уметь объяснить механизмы развития воспаления и определить функциональное состояние организма.

4.Студент должен уметь объяснить механизмы развития пролиферативного (продуктивного) воспаления и определить функциональное состояние организма.

5.Студент должен уметь описывать иммунологические патологические процессы в органах и макропрепаратах.

6.Студент должен уметь привести примеры аллергических реакций, аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных синдромов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: