Рисунки микропрепаратов
Тема 6. Общее учение о воспалении. Экссудативное воспаление. Морфология экссудативного воспаления. Пролиферативное воспаление. Специфическое воспаление. Гранулематоз. Патоморфология иммунной системы.
Актуальность темы. Воспаление – фундаментальная защитная реакция организма направленная на освобождение организма от первоначальной причины клеточного повреждения и последствий этого повреждения, некротизированных клеток и тканей. Знание темы необходимо для изучения таких тем общего курса, как регенерация, опухолевый рост, а также частного курса патологической анатомии. При изучении клинических дисциплин и в практической работе врача тема необходима для клинико-анатомического анализа.
Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития, типы тканевых реакций при воспалении, иметь представление о клиническом значении воспаления, изучить виды, морфологию экссудативного и пролиферативного воспаления.
Задачи занятия.
|
|
1. Раскрыть роль воспаления в организме.
2. Знать терминологию воспаления.
3. Основные морфологические признаки воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
4. Изучить морфологию и функциональные проявления различных типов экссудативного воспаления, их исходы.
5. Объяснить роль пролиферативного (продуктивного) воспаления в организме.
6. Знать терминологию и определения различных типов пролиферативного воспаления.
7. Знать морфологию и функциональные проявления гранулематозного воспаления, определить исходы и их значение для организма.
8. Изучить морфологию интерстициального воспаления.
9. Описать морфологические признаки различных типов хронического воспаления и определить их функциональное значение.
10. Изучить взаимосвязь продуктивного воспаления со склерозом и циррозом различных органов, определение этих процессов, их проявления и различия.
11. Объяснить роль иммунной системы в организме.
12. Знать компоненты иммунной системы.
13. Объяснить механизмы иммунных реакций.
14. Изучить морфологию и функциональные проявления аллергических реакций (ГЗТ, ГНТ), аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных синдромов.
Задачи для практического изучения.
1.Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, причины и механизмы развития воспаления.
2.Фазы воспаления, их морфологические признаки.Классификация воспаления.
3.Классификация и морфологические признаки экссудативного воспаления.
4.Гнойное воспаление. Типы гнойного воспаления (абсцесс и флегмона). Исходы и осложнения.
|
|
5.Фибринозное (псевдомембранозное) воспаление. Крупозное и дифтеритическое воспаление. Истинный и ложный круп. Примеры заболевания.
6.Определение пролиферативного (продуктивного) воспаления, его локализация основные морфологические типы.
7.Полипы и кондиломы. Причины и морфологические проявления.
8.Острое и хроническое гранулематозное воспаление.
9.Гранулемы и гранулематозные заболевания (примеры), типичный клеточный состав гранулем, их классификация в зависимости от этиологии и патогенеза, морфологические проявление в зависимости от типа иммунологического ответа.
10. Структура туберкулезной гранулемы.
11. Структура лепрозной гранулемы.
12. Сифилис: этиология, классификация и морфология. Гумма.
13. Изменения тимуса при иммуногенных нарушениях. Инволюция тимуса.
14. Определение и классификация иммунопатологических процессов. Механизм иммунологического повреждения тканей.
15. Реакции гиперчувствительности
16. Недостаточность иммунологической системы: определение, классификация, причины развития, клинико-морфологические проявления первичных и вторичных иммунодефицитов. Примеры.
17. Реакция отторжения трансплантата. Аутоиммунные заболевания. Механизмы, классификация, морфологические характеристики. Примеры.
Вопросы для самоподготовки.
1.Синдром Брутона: определение и морфологические проявления.
2. Синдром Дайджорджа: определение и морфологические проявления.
3. Синдром Незелофа: определение и морфологические проявления.
4. Синдром Веста: определение и морфологические проявления.
5. Лепра: определение, этиология и патоморфология.
Практические навыки.
1.Студент должен уметь описывать макро- и микропрепараты.
2.Студент должен уметь описывать патологические процессы в макро- и микропрепаратах.
3.Студент должен уметь объяснить механизмы развития воспаления и определить функциональное состояние организма.
4.Студент должен уметь объяснить механизмы развития пролиферативного (продуктивного) воспаления и определить функциональное состояние организма.
5.Студент должен уметь описывать иммунологические патологические процессы в органах и макропрепаратах.
6.Студент должен уметь привести примеры аллергических реакций, аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных синдромов.