III. Исходный уровень знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию почек.

2. Строение клубочков и канальцев, их функция.

3. Методику обследования нефрологических больных.

4. Нормальные показатели биохимического анализа крови, общего анализа мочи, проб Зимницкого, Реберга, скорости клубочковой фильтрации.

 

IV. План изучения темы:

1. Понятие НС.

2. Этиология НС.

3. Основные звенья патогенеза НС.

4. Клиническая картина НС.

5.Лабораторно-инструментальная диагностика при НС.

8.Осложнения НС.

9.Принципы терапии при НС.

10.Патогенетическая терапия НС с позиций доказательной медицины.

11.Нефропротективная терапия при НС.

12.Профилактика НС.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные физиологические функции почек.

2. Определение и этиология НС.

3. Клинические и лабораторные проявления НС.

4. Лечение с позиций доказательной медицины при НС.

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте схему  патогенеза нефротического синдрома.

2. Представьте алгоритм диагностики НС.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

 

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОТЕКИ (ОТ УМЕРЕННЫХ ДО АНАСАРКИ) – КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК

() изолированного мочевого синдрома

() синдрома артериальной гипертензии

() терминальной почечной недостаточности

() дизурического синдрома

() нефротического синдрома

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СУТОЧНАЯ ПРОТЕИНУРИЯ ПРИ НЕФРОТИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ СОСТАВЛЯЕТ

() до 1 гр.

() более 3,5 гр.

() 2-3 гр.

() 30-60 мг.

() 1-2 гр.

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больной М., 42 лет, предъявляет жалобы на появление по утрам отечности под глазами, отеки нижних конечностей, общую слабость.

Объективно: лицо бледное, одутловатое, веки набухшие. Отеки нижних конечностей, живота, поясницы. АД – 130/80 мм рт. ст.

Общий анализ мочи: уд.вес. – 1019, белок – 5,2 г/л, лейк. – 3-4 в п/зр., эритр. – 10-12 в п/зр., воск. цил. – 3-4 в п/зр.

Суточная протеинурия – 3,9 г.

Биохимический анализ крови: общий белок – 49 г/л, альбумины – 23,0 %, общий холестерин – 9,2 ммоль/л.

Вопросы.

1. Выделите ведущие симптомы (синдромы).

2. Предварительный диагноз.

3. План обследования.

4. Подходы к терапии.

 

Глава 25. Хронический пиелонефрит.

I. Мотивация цели. Хронический пиелонефрит (ХП) — вялотекущее, периодически обостряющееся бактериальное воспаление интерстиция почки, приводящее к необратимым изменениям в чашечно-лоханочной системе с последующим склерозированием паренхимы и сморщиванием почки. Хронический пиелонефрит является частым заболеванием во всех возрастных группах. Частота составляет 0,82—1,46 на 1000 населения. Женщины болеют пиелонефритом чаще, чем мужчины.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

Понятие о ХП.

Этиологию и патогенез ХП.

Клиническую картину ХП.

Лабораторно-инструментальную диагностику ХП.

Стандарты терапии ХП.

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию почек.

2. Строение клубочков и канальцев, их функции.

3. Методику обследования нефрологических больных.

4. Нормальные показатели биохимического анализа крови, общего анализа мочи, проб Зимницкого, Реберга, скорости клубочковой фильтрации.

IV. План изучения темы:

1. Понятие «хронический пиелонефрит».

2. Этиология ХП

3. Патогенетические механизмы развития ХП.

4. Классификация ХП.

5. Клиническая картина ХП.

6. Лабораторная диагностика ХП.

7. Инструментальные исследования при данной нозологии.

8. Тактика лечения ХП.

9. Антибактериальная терапия ХП с позиций доказательной медицины.

10. Критерии эффективности антибактериальной терапии.

11. Нефропротективная терапия при ХП.

12. Физиотерапевтическое лечение больных ХП.

13. Профилактика рецидивов.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные данные анатомии и гистологии почек.

2. Укажите основные этиологические факторы в развитии ХП.

3. Перечислите основные клинические проявления ХП.

4. Принципы лечения при ХП с позиций доказательной медицины.

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте схему  патогенеза ХП.

2. Разработайте алгоритм диагностики ХП.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает тестовые задания и ситуационные задачи.

 

VIII. Пример работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ПИЕЛОНЕФРИТЕ НАЗНАЧАЮТ В СООТВЕТСТВИИ

() с показателями периферической крови

() со скоростью клубочковой фильтрации

() со спектром чувствительности возбудителя

() с разницей плотности мочи

() с данными общего анализа мочи

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПУЗЫРНО-МОЧЕТОЧНИКОВЫЙ РЕФЛЮКС, ПОЛИКИСТОЗ ПОЧЕК, ЯВЛЯЮТСЯ ФАКТОРАМИ РИСКА РАЗВИТИЯ

() хронического гломерулонефрита

() хронического пиелонефрита

() амилоидоза почек

() острой почечной недостаточности

() острого гломерулонефрита

 

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больная Б., 32 лет поступила в клинику с жалобами на тупые боли в поясничной области справа, температуру тела до 380С с ознобами.

При обследовании: АД – 140/95 мм рт. ст.

Общий анализ мочи: уд. вес. – 1012, белок – 0,06 г/л, эп. кл. – 2-3 в п/зр., лейк. – 18-20 в п/зр., эр. – 1-2 в п/зр., бактерии.

 

Вопросы.

1. Выделите симптомы (синдромы).

2. Предполагаемый диагноз.

3. План обследования.

4. Подходы к лечению и профилактике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: