Глава 26. Острая почечная недостаточность

I. Мотивация цели. Проблема острой почечной недостаточности (ОПН) — одна из самых актуальных в современной нефрологии и здравоохранении в целом. ОПН — широко распространенное и потенциально чрезвычайно опасное состояние, с которым может столкнуться врач практически любой специально­сти. Распространенность ОПН в европейской популяции составляет 200 случаев на 1 млн. населения в год. ОПН возникает в 5 раз чаще у пожилых лиц, чем у молодых. Более чем в половине случаев причинами ОПН служит множественная травма и операции на сердце и крупных сосудах. Госпитальная ОПН составляет 30-40%, еще 15-20% приходится на акушерско-гинекологическую патологию. За последние 10 лет существенно возрос (в 6-8 раз) удельный вес лекарственной ОПН. Патогенез острой почечной недостаточности определяется основным заболеванием. Этим определяется важность ранней и правильной диагностики основного заболевания, приведшего к ОПН, проведение своевременной и эффективной терапии основного заболевания и ОПН.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Определение понятия ОПН.

2. Этиологию ОПН.

3. Клинические проявления ОПН.

4. Этапы диагностики ОПН.

5. Осложнения и прогноз при ОПН.

6. Тактика лечения ОПН.

 

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию почек.

2. Строение клубочков и канальцев, их функции.

3. Методику обследования нефрологических больных.

4. Нормальные показатели биохимического анализа крови, общего анализа мочи, проб Зимницкого, Реберга, скорости клубочковой фильтрации.

           

IV. План изучения темы:

1. Определение понятия ОПН.

2. Этиологические факторы возникновения ОПН.

3. Клиническая картина ОПН в зависимости от фазы развития.

4. Этапы диагностики ОПН.

5. Принципы лечения ОПН с позиций доказательной медицины.

6. Показания и противопоказания к гемодиализу.

7. Прогноз и исходы ОПН.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия ОПН.

2. Дайте определение понятия анурия, олигоурия.

3. Назовите преренальные причины ОПН.

4. Назовите ренальные причины ОПН.

5. Назовите причины постренальной ОПН.

6. Перечислите ранние клинические признаки ОПН.

7. Перечислите признаки клинически развернутой ОПН.

8. Укажите этапы диагностики ОПН.

9. Принципы лечения преренальной ОПН.

10. Лечение ренальной ОПН.

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте схему развития ОПН.

2. Повторите нормальные показатели крови, биохимические показатели сыворотки крови, нормальные показатели мочи необходимые для постановки диагноза ОПН.

3. Составьте алгоритм тактики ведения больных с ОПН.

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПОЛНАЯ РЕНАЛЬНАЯ АНУРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАНИЕМ ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ

() раствором альбумина

() циклофосфамидом

() диализом

() метилпреднизолоном

() плазмаферезом

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ВЕЛИЧИНА ДИУРЕЗА ПРИ ОЛИГУРИЧЕСКОЙ СТАДИИ ОСТРОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ

() 50 мл.

() 1000 мл.

() 1500 мл.

() 500 мл.

() 100 мл.

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больной Т., 25 лет, доставлен бригадой СМП с жалобами на головную боль в затылочной области, слабость, тошноту, сонливость, значительное уменьшение объема мочи за последние сутки, отеки н/к.

Объективно: Отеки стоп и голеней. АД – 160/90 мм.рт.ст.

При обследовании в биохимическом анализе крови: креатинин – 142 ммоль/л, К – 5,8 ммоль/л.

Общий анализ мочи: кол-во 150,0; уд. вес. – 1018, белок – 1,2 г/л, лейк. – 2-3 в п/зр., эритр.– 18-20 в п/зр., гиал.цил. – 3-4 в п/зр., эритроцит. цил. – 4-6 в п/зр.

Вопросы.

1. Назовите основные симптомы.

2. Какое неотложное состояние развилось у пациента.

3. Укажите этапы диагностики.

4. Принципы терапии.

 

Глава 27. Хроническая почечная недостаточность.

I. Мотивация цели. Хроническая почечная недостаточность (ХПН) – синдром, возникающий вследствие необратимого про­грессирующего снижения функций почек, обусловленного уменьше­нием массы их функционирующей паренхимы, и характеризуемый сдвигом регулируемых почками параметров гомеостаза с сопутству­ющими расстройствами метаболизма и развитием патологии ряда органов и систем. Хроническая болезнь почек(ХБП) - наднозологическое понятие, в большей степени синдромное, опираясь на которое можно с большей точностью не только описать почечную функцию, оценить риск её необратимого ухудшения и рационально спланировать лечебные мероприятия. Согласно рекомендациям заболевание почек рекомендуется считать хроническим, если его признаки прослеживаются в течение 3 и более месяцев. Общими критериями хронического заболевания почек являются структурные или функциональные изменения, выявляемые по патологии в анализах мочи и/или крови либо по данным морфологического или визуализирующего исследований. В то же время при снижении СКФ ниже 60 мл/мин/1,73 м2 следует диагностировать хроническое заболевание почек, даже если другие его признаки при этом отсутствуют. Таким образом, под хронической болезнью почек принимают признаки любого поражения почек, которое может прогрессировать вплоть до терминальной почечной недостаточности.

Единым морфологическим эквивалентом ХПН является нефросклероз. Ранняя диагностика ХПН и ХБП позволит назначить патогенетическую терапию, обуславливающую в значительной степени медицинский и социальный прогноз.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Определение понятия «хроническая болезнь почек», «хроническая  почечная недостаточность».

2. Этиологию и патогенез ХПН, факторы риска возникновения ХБП.

3. Клинические проявления ХПН.

4. Осложнения ХПН.

5. Принципы лечения ХПН.

6. Показания к гемодиализу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: