Науки, изучающие общество

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                              

М.А. Парилов

 

Рецензент:

Кунжаров Е.М. кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ГОУ ВПО «Братский государственный университет»                                                                                                                  

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

                                                                      

Учебное пособие

«Обществознание в схемах и таблицах»

 

Братск 2016

 

                                           Содержание:

                                                                                        

          

     Введение.                                                                                      

1.  Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.

2.  Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

3.  Раздел 3. Экономика.

4.  Раздел 4. Социальные отношения.

5.   Раздел 5. Политика как общественное явление.

6.   Раздел 6. Право.

Использованная литература.

        

                                                                          

                                                             

Введение.

   Учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах» составлено в соответствии рабочей программой   учебной дисциплины «Обществознание», разработанной на основе ФГОС по специальностям среднего профессионального образования.

Основу учебного пособия   составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

   Особенностью данного учебного пособия   является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

   Содержание учебного пособия направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное  значение  придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

   Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия  обучающихся, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.

К тому же у обучающихся юношеского возраста отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности. В настоящем пособии представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования среднего (полного) общего образования базового уровня.

Материал пособия изложен в соответствии с разделами рабочей программыучебной дисциплины «Обществознание». Таблицы и схемы раскрывают самые значимые вопросы дисциплины обществознания, которые представляют сложность в освоении  обучающимися.

Пособие позволит преподавателю отобрать на занятие те виды условной наглядности, которые по его усмотрению сделают учебный процесс более результативными, а обучающимся  – более эффективно подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

  Учебное пособие создаёт условия для суще­ственного углубления обществоведческих знаний; развития мыш­ления и формирования умений обучающихся получать и осмысливать социальную информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; помогает сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

   Учебное пособие является дополнением к учебнику «Обществознание», обеспечивает практическую направленность обучения.

                                                                  



Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.

                                                                         

                                                        Социальные науки.

Науки, изучающие общество.

 

экономика                                          социология            политология                                                этика право                                                      эстетика                                                         культурология                                                             МХК                                                                   религоведение                                                                          
    Эк.с.            Соц.с.     Общество Пол.с.         Дух.с.      

 

                                                Науки, изучающие человека.

 

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
1) анатомия  наука о строении организма
2) педагогика  наука о воспитании и обучении
3) философия  наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания
4) социология  наука об обществе, отношениях людей и групп в нём
5) физиология  наука о функциях, отправлениях организма
6) антропология  наука о биологической природе человека
7) психология  наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности
8) биохимия  наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

 

 

                                    Взгляды на происхождение человека

Религиозная
теория

Теория
палеовизита

Естественнонаучные
(материалистические) теории

Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории       Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

     

 

 

                                  

                                    

                                

                                   История воззрений на общество.

· Мифологическое мировоззрение;

· Философское мировоззрение:

· Аристотель;

· Фома Аквинский;

· Эпикур;

· Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Оуэн

· Социология с 19 в. О.Конт;

· Философия Гегеля;

· Материалистическая теория - К.Маркс, Ф.Энгельс;

· ХХ в. - Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу; Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффле         

                                                       

                                             Основные сферы общества.

Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономическая сфера Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения Заводы, фирмы, банки, рынки, школы, больницы и др.
Социальная сфера Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др.
Политическая сфера Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.
Духовная сфера Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д.

                                                          

                                                  Типы обществ.

Тип общества Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Основной фактор производства земля капитал знания
Основной продукт производства пища промышленные изделия услуги
Характерные черты производства ручной труд широкое применение механизмов, технологий автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда индивидуальный труд преимущественно стандартная деятельность резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения сельское хозяйство – около 75% сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%
Основной вид экспорта сырье продукты производства услуги
Политика в области образования борьба с неграмотностью подготовка специалистов непрерывное образование
Продолжительность жизни 40-50 лет свыше 70 лет свыше 70 лет
Воздействие человека на природу локальное, неконтролируемое глобальное, неконтролируемое глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами несущественное тесная взаимосвязь открытость общества

   






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: