Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский педагогический колледж»
М.А. Парилов
Рецензент:
Кунжаров Е.М. кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ГОУ ВПО «Братский государственный университет»
|
|
Учебное пособие
«Обществознание в схемах и таблицах»
Братск 2016
Содержание:
Введение.
1. Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.
2. Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
3. Раздел 3. Экономика.
4. Раздел 4. Социальные отношения.
5. Раздел 5. Политика как общественное явление.
6. Раздел 6. Право.
Использованная литература.
Введение.
Учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах» составлено в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Обществознание», разработанной на основе ФГОС по специальностям среднего профессионального образования.
Основу учебного пособия составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
|
|
Особенностью данного учебного пособия является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание учебного пособия направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия обучающихся, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.
К тому же у обучающихся юношеского возраста отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности. В настоящем пособии представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования среднего (полного) общего образования базового уровня.
Материал пособия изложен в соответствии с разделами рабочей программыучебной дисциплины «Обществознание». Таблицы и схемы раскрывают самые значимые вопросы дисциплины обществознания, которые представляют сложность в освоении обучающимися.
Пособие позволит преподавателю отобрать на занятие те виды условной наглядности, которые по его усмотрению сделают учебный процесс более результативными, а обучающимся – более эффективно подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Учебное пособие создаёт условия для существенного углубления обществоведческих знаний; развития мышления и формирования умений обучающихся получать и осмысливать социальную информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; помогает сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Учебное пособие является дополнением к учебнику «Обществознание», обеспечивает практическую направленность обучения.
Раздел 1. Начала философских знаний о человеке и обществе.
Социальные науки.
Науки, изучающие общество.
экономика социология
политология этика
право эстетика
культурология
МХК религоведение
Эк.с. Соц.с.
Общество
Пол.с. Дух.с.
|
|
Науки, изучающие человека.
НАУКА | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ |
1) анатомия | наука о строении организма |
2) педагогика | наука о воспитании и обучении |
3) философия | наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания |
4) социология | наука об обществе, отношениях людей и групп в нём |
5) физиология | наука о функциях, отправлениях организма |
6) антропология | наука о биологической природе человека |
7) психология | наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности |
8) биохимия | наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества |
Взгляды на происхождение человека
Религиозная | Теория | Естественнонаучные | |
Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории | Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
История воззрений на общество.
· Мифологическое мировоззрение;
· Философское мировоззрение:
|
|
· Аристотель;
· Фома Аквинский;
· Эпикур;
· Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Оуэн
· Социология с 19 в. О.Конт;
· Философия Гегеля;
· Материалистическая теория - К.Маркс, Ф.Энгельс;
· ХХ в. - Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу; Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффле
Основные сферы общества.
Сферы общества | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая сфера | Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, рынки, школы, больницы и др. |
Социальная сфера | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий | Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др. |
Политическая сфера | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
Духовная сфера | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления | Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д. |
Типы обществ.
Тип общества | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Основной фактор производства | земля | капитал | знания |
Основной продукт производства | пища | промышленные изделия | услуги |
Характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов, технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | индивидуальный труд | преимущественно стандартная деятельность | резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | сельское хозяйство – около 75% | сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% | сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66% |
Основной вид экспорта | сырье | продукты производства | услуги |
Политика в области образования | борьба с неграмотностью | подготовка специалистов | непрерывное образование |
Продолжительность жизни | 40-50 лет | свыше 70 лет | свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | локальное, неконтролируемое | глобальное, неконтролируемое | глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | несущественное | тесная взаимосвязь | открытость общества |