Главная цель |
|
| Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества | ||||||||||||
обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| Признаки |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| – Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права | ||||||||||||||
| – Существует реальное разделение властей | ||||||||||||||
| – Взаимная ответственность личности и государства | ||||||||||||||
| – Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью | ||||||||||||||
| – Равенство всех перед законом | ||||||||||||||
| – Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов | ||||||||||||||
| – Стабильность законности и правопорядка в обществе | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| Пути формирования |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого |
| Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения |
| Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка |
| Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Социальное государство.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности | ||||||
|
| |||||
|
| |||||
Основывается на: | Обеспечивает | |||||
|
| |||||
– достаточно высоком уровне экономического развития | – движение к утверждению в обществе социальной справедливости | |||||
|
| |||||
– демократизме политической системы | – ослабление социального неравенства | |||||
|
| |||||
– компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества | – предоставление каждому человеку работы или иного источника существования | |||||
|
| |||||
– развитии системы социального партнерства | – сохранение мира и согласия в обществе | |||||
|
| |||||
– повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов | – формирование благоприятной для человека жизненной среды | |||||
|
| |||||
|
| |||||
| Принципы |
| ||||
|
| |||||
|
| |||||
Социальная | Социальный мир | Гражданское | ||||
|
| |||||
Гражданское общество.
| Предпосылки гражданского |
| ||||||
| ||||||||
Экономические | Социальные | Политико- правовые | Культурные | |||||
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция | Большой удельный вес в обществе среднего класса | Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм | Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести | |||||
|
| |||||||
Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти | ||||||||
Структура | ||||||||
Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах | ||||||||
Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные) | ||||||||
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества | ||||||||
Научные и культурные организации, спортивные общества | ||||||||
Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы | ||||||||
Независимые средства массовой информации | ||||||||
Церковь | ||||||||
Семья |
Политическая культура.
Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения | ||||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
Знания и представления о политике | Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) | Способы практических политических действий | ||||||||
Политическое | Политическое | |||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
| Функции |
| ||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
– идентификация, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; – ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; – адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни; – социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; – интеграция (дезинтеграция ), обеспечивающая различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом; – коммуникация, связанная с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения | ||||||||||
Типы политической культуры.
Патриархальный тип | Подданнический тип | Активистский тип |
– Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы. – Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). – Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии | – Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. – Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе | – Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п. – Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.). – Активно, сознательно участвует в политических процесса общества |
Структура государственной власти в Российской Федерации.
Государственный аппарат | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| Президент РФ | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Органы | Органы исполнительной | Органы | Прокуратура | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Федеральное | Правительство | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Совет | Государственная Дума | Председатель | Конституционный суд России | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| Зам. председателя | Верховный суд | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| Министры | Высший Арбитражный суд России | |||||||||||||||||
Раздел 6. Право.
Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной | ||||||||
|
| |||||||
признаки | функции | |||||||
|
| |||||||
– относится к государственным властным явлениям; – имеет общий обязательный характер; – регулирует общественные отношения; – отражает уровень и потребности развития общественных отношений; – принимается строго определенными государственными органами; – обеспечивается системой охранительных мер | являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя | |||||||
| ||||||||
устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносит определенный порядок в общество и государство | ||||||||
| ||||||||
| обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений |
| ||||||
| ||||||||
| ||||||||
| играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности | |||||||
|
| |||||||
| критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка | |||||||
|
| |||||||
Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты | ||||
Отрасль права | Институт права | Подотрасль права | ||
совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования | совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений | совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права | ||
конституционное право; уголовное право; финансовое право и др. | в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т.д. | в гражданском праве подотрасль "обязательственное право" объединяет ряд правовых институтов – таких, как институт поставки, мены, подряда и др. | ||