прогресс регресс

Основные формы прогресса
Эволюция Революция Реформа
Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным путем.
Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества
Реформа – комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение переустройство различных сторон общественной жизни.
Цивилизация и общество.
Подходы к изучению общества.
формационный Формация – исторически определённый тип общества, рассмотренный во взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определённого способа производства. Типы формаций:
| цивилизационный Цивилизация –уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за дикостью и варварством. Типы цивилизаций:
|
| Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
| 1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
| 2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
| 3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс" | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
Западная и восточная цивилизации.
| Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
| 1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское" | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
| 2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
| 3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
| 4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
| 5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
| 6. Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
Глобализация человеческого общества.
| Причины |
| |||||||||
|
|
|
| ||||||||
| Всемирная общность людей, целостность современного мира
противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми |
| Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
| Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации |
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
| интерсоциальные проблемы | проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы | проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
| предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран | обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды | преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др. | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
| Общие черты |
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
| затрагивают жизнедеятельность всего человечества | проявляются как объективный фактор развития общества | настоятельно требуют решения | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
| предполагают международное сотрудничество различных стран | от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации | |||||||||
| Главные (приоритетные) | ||||||
|
|
| |||||
| проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | преодоление отсталости развивающихся стран | |||||
|
|
| |||||
| экологическая | демографическая | |||||
|
|
| |||||
| энергетическая | сырьевая | |||||
|
|
| |||||
| продовольственная | использования Мирового океана | |||||
|
|
| |||||
|
| мирового освоения космоса |
| ||||
| Основные направления разрешения | ||||
|
|
| |||
| Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах | Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень | |||
|
|
| |||
| Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем | Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений | |||
|
|
| |||
| Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций | Четкая международная система прогнозирования | |||






