Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

                                        

                        Духовная культура личности и общества.

 

 

Культура (от лат. возделывание, обрабатывание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в широком смысле
слова

 

в узком смысле
слова

 

 

 

 

 

 

 

 
 

исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

 

процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материальная
культура

 

духовная
культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека

 

совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 познавательная –

целостное представление о народе, стране, эпохе

 

 оценочная –

отбор ценностей, обогащение традиций

 

 регулятивная –
(нормативная)

система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

 

 информативная –

передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

 

 коммуникативная

способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение

 

социализации –

усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

 

 

 

 

 

 

 
                                   



Формы и разновидности культуры.

русская;
украинская;
французская
и др.

 

 

 

национальная – мировая;
светская – религиозная;
западная – восточная

Культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элитарная

 

народная

 

массовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами

 

 

создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

 

 

концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры

 

 

 

 

 

 

субкультура

 

контркультура

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 
 

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная)

 

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

 

 

 

 

 

 

                 

 

                           Наука и образование в современном мире.

 

 

Наука

   
           
           

как особая система знаний

 

как особый вид деятельности

 

как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ)

 

 

система научных исследований
 
опытно-конструкторские изыскания и др.
           
           
           

Виды

 

Общекультурные
характеристики

 

– естественные

– гуманитарные;

– фундаментальные – прикладные и т.д.

 

– рациональность;
– критичность;
– индивидуальность;
– коммуникабельность

 
           
    Функции      
           
           
культурно-мировоззренческая   познавательно-объяснительная   прогностическая  
           
Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры   Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований   Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.  

 

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации

   

 

   
   

 

   

Система образования

 

Основные тенденции в развитии образования

– дошкольные образовательные учреждения;

– общеобразовательные школы (гимназии);

– профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);

– духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты);

– университеты, колледжи, технические школы;

– подготовка научных и научно-педагогических кадров;

– повышение квалификации и переподготовка кадров;

– самостоятельное образование граждан

 

демократизация образования во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования – работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ;

гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям;

гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе;

интернационализация образования – интеграция образовательных систем;

компьютеризация образования – использование новых современных технологий обучения

   

 

   
   

Функции

   
   

 

   
   

 

   
экономическая  

социальная

  культурная
   

 

   
формирование социально-профессиональной структуры общества  

социализация личности

  использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида
             

 

 

                         Мораль  как  элемент духовной культуры.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

 

 

 

 

 

 

Моральные требования и представления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормы
поведения

моральные
качества

нравственные  принципы

морально-психологические механизмы

высшие моральные ценности  

("не лги";

"не укради"; "не убий"
и т.д.)

(справедливость; мудрость и т.д.)

(эгоизм – альтруизм и т.д.)

(долг, совесть и т. д.)

(смысл жизни; свобода; счастье)  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции

   

        Наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивная - регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей

Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.

Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности -высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная - обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах.

Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке


 

 

      Этика

 

                   

 

                       

                    Религия как элемент духовной культуры.

 

 


Религии современного мира

 

Ранние религии

   

родоплеменные примитивные верования,  сохранившиеся по сей день

– национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

 

магия (колдовство);

тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы

   

 

 

мировые религии

 

 

 

христианство

(I в. н.э. в Палестине)

буддизм

 (VI-V вв. до н.э. в Индии)

ислам

(VIII в. н.э. в Аравии)

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (слово "религия" производно от латинского religio "благочестие, набожность, святыня")

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Основные функции

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   
 

мировоззренче­ская

регулятивная

терапевтическая

культуротрансли­рующая

 

Любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мира

 

Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность

 

Религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования

 

Религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

коммуникативная

интегрирующая

 

легитимизирующая

   

 

"Богообщение" – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом

 

религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания

 

религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с т.з. высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним

 
                                           

                              

                   Искусство как элемент духовной культуры.

 

 

 

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

   
                   
 

предмет искусства

 

наука

   

 

человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях

 

Эстетика

 

 

                   
     

виды искусства

       
                   
 

архитектура
(зодчество
)

     

театр

   
                   
 

живопись

     

цирк

   
                   
 

скульптура

     

балет

   
                   
 

декоративно-прикладное искусство

     

кино

   
                   
 

литература

     

фотоискусство

   
                   
 

музыка

     

эстрада

   
                   
     

специфика искусства как формы художественного познания

       
                   
                   

образное и наглядное

 

специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.)

 

большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

 

 

                          Раздел 3. Экономика.

                                       Экономика как наука.

 

Экономика – (от греч. управление хозяйством)

 

         

 

 

         

 

это наука, изучающая национальные хозяйства в цело, условия и элементы производства

 

это сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь

 

         

 

 

         

 

 

 

Экономика

как система общественного   производства

 

 

 

         

 

 

         

 

Материальное производство

 

Нематериальное производство

изготавливает вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.

 

создает духовные и нравственные ценности

 

         

 

 

         

 

Производство материальных благ

  Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)   Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.)  

Производство нематериальных благ

 

         

 

 

         

 

 

 

Сфера услуг

 

 

 

         

 

                 

 

 

             

Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта

             
             
   

Основные типы экономических
систем

   
             

 

 

Линии сравнения Традиционная Централизованная Рыночная
Что надо производить? Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – "плановиками" Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено
Как производить?   Производят так и тем, как и что производили предки Определяется планом Определяют сами производители
Кто получает товары и услуги? Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям "Плановики", направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получат столько, сколько хотят, производители – прибыль
Определение   Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц

 
























Производство.

 

 

ПРОИЗВОДСТВО
Производственные отношения
Производительные силы
предмет труда
средства труда

 

Пути повышения эффективности
производства

 
                     
                     
                     

Снижение издержек

     

Рост доходов

                     
                     
снизить цену   снизить сопутствующие расходы (доставка, установка)   снизить риск изготовления некачественного продукта   улучшить качество и повысить за счет этого цену   наладить выпуск новой продукции   увеличить количество продаваемых товаров
                     

 

 

 

Факторы производства

ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействие

 

 

Человеческий фактор

 

Вещественный
или материальный фактор

 

 

технология

 

 

 

 

 

 

 

рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства

 

средства производства совокупность предметов труда (т.е. того, из чего производятся материальные блага) и средств труда (т.е. того, чем или с помощью чего они производятся)

 

 

 

 

 

 

 

природные ресурсы

 

произведенные ресурсы

 

 

пахотные земли, леса, полезные ископаемые и т.д.

 

капитал; оборудование; здания и сооружения; разного рода полуфабрикаты и т.д.

 

 

 

 

 

Производство – это процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека

 

 

 

 

 

 

Важные факторы современного производства:

 

 

 

 

 

 

 

наука (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства);

 
 

экологический фактор (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства);

 
 

энергетический фактор;

 
 

 

 
 

инфраструктура – совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства

 

 

 

 

 

 

 

производственная
инфраструктура

 

социальная
инфраструктура

 

 

(транспорт; связь; материально-техническое снабжение и др.)

 

(жилищное и бытовое хозяйство; торговля; служба быта; здравоохранение, образование и др.)

 

 

 

 

 

 

 

предпринимательская способность или предприимчивость

 

                       


 

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке

     
  Признаки товара  
он должен быть предназначен для обмена он должен удовлетворять потребность человека он должен обладать способностью обмениваться на другой товар
     
     

Товарное производство – способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду

     
     
  Виды  
     

 

Линии сравнения Простое товарное Товарное производство централизованной экономики Товарное производство рыночной экономики
Цель Удовлетворение человеческих потребностей

Получение прибыли

Кому принадлежат средства производства? Основному производителю Государству Владельцу средств производства
Кто трудится? Владелец средств производства

Наемный труженик

Кому принадлежат результаты труда? Владельцу средств производства, основному производителю Государству Владельцу средств производства, совладельцам, труженикам данного производства
Что общего у различных видов товарного производства?

Производство товаров

 

 

                                   

                                Законы товарного производства.

 

 

Законы товарного производства Сущность закона
Закон стоимости Основной закон товарного производства. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами
Закон спроса Определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой
Закон предложения Характеризует количественную взаимосвязь предложения и рыночной цены. Выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены на них

 






Рыночная экономика.

Модели рынка

 

                   

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

 

Условия возникновения рынка

         
         
общественное разделение труда   экономическая обособленность производителей   самостоятельность производителя
         
         

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки рынка

нерегулируемое
предложение

нерегулируемый
спрос

нерегулируемая цена

производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения
         
         
виды       функции
         
с т.з. действующего законодательства   – легальный (законный); – нелегальный (теневой)   информационная
         
        посредническая
по товарам и услугам   – потребительских товаров и услуг;    
    – средств производства;   регулирующая
    – рабочей силы;    
    – инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;   санирующая
    – иностранных валют    
    – ценных бумаг;   ценообразующая
    – научно-технических разработок и инноваций;    
    – информации    
         
по пространственному признаку   – мировой; – региональный; – национальный; – местный    
         

                                                                        

                                                                     

                                                                 Деньги.

 

делимость

 

узнаваемость

 
 

способность
делиться
на части

 

легко узнаваемы,
тяжелы
в подделке

 
   

 

 

 

   
   

 

 

 

   
стабильность  

портативность

 

износостойкость

  однородность
более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра  

малы, легки, удобны

 

имеют продолжительность жизни

  равные количества денег имеют равную стоимость
   

 

 

 

   
   

 

 

 

   
   

Качества денег

   
   

 

 

 

   
   

 

 

 

   
 

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

 
   

 

 

 

   
   

Функции денег

   
   

 

 

 

   
   

 

 

 

   

средства обращения

     

мера стоимость

в денежной экономике каждый может продать то, что у него есть любому, а затем использовать вырученные деньги для покупки необходимого

     

деньги дают возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые каждому понятны

   

 

 

 

   
   

 

 

 

   
   

средство платежа

   
   

деньги позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня для покупки чего-либо в будущем

   
   

 

 

 

   
                 

 

                                                      Инфляция.

 

 

Причины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инфляционный спрос

 

рост издержек

В наличии много денег, но малое количество товаров ® спрос растет быстрее предложения ® рост цен

 

Цены в силу повышения затрат на производство растут. Рост заработной платы, опережающий рост производительности труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

виды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умеренная
(ползучая инфляция)

 

галопирующая

 

гиперинфляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (на 10% в год)

 

быстрый рост цен (примерно 100-150% в год)

 

сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

 

 

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow