Первый уровень результатов (1-2 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат теоретической части выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

В практической части – творческая работа (коллективная или индивидуальная) с последующим обсуждение, корректировкой и исправлением недочётов.

Программа предусматривает основные формы подведения итогов:

выступление,

выставка,

презентация,

защита исследовательских работ,участие в конкурсах исследовательских работ.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

1 класс

- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

- вести рассказ от начала до конца;

- творчески применять знания, проводить опытную работу;

- работать с несколькими книгами, выбирая нужный материал

2 класс

- наблюдать и фиксировать главное в явлениях и процессах;

- пересказывать подробно и выборочно;

- выделять главную мысль на основе анализа текста;

- делать выводы из фактов, совокупности фактов;

- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс

- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

- систематизировать учебный план;

- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

- высказывать содержательно свою мысль, идею;

- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

I. Подготовка е исследованию. Тренинг

Общий объем тренинговых занятий 11 часов (из расчета один час в неделю). Домашняя самостоятельная работа во втором классе не предусмотрена.

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2. Как задавать вопросы? Банк идей

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 3. Тема, предмет, объект исследования

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 4. Цели и задачи исследования

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 5. Учимся выдвигать гипотезы

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 6. Как правильно классифицировать. Как давать определения понятиям

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тема 7. Умозаключения и выводы

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания.

Тема 8. Как делать схемы

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Тема 9. Что такое парадоксы

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

Тема 10. Планирование исследований и проекты

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тема 11. Сообщение о результатах исследования

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?

Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

II. Методика исследовательской работы - 17 часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: