Часть 1. Зарождение афинской демократии

Введение

Часть 1. Зарождение афинской демократии

Часть 2. Расцвет демократии в Афинах. Характеристика её основных органов

Часть 3. Уроки афинской демократии

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.



Часть 1. Зарождение афинской демократии

Реформы Тезея. Афинское государство образовалосьв результате разложения родового общественного устройства и вытеснения его государственной организацией. Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII-VI вв. до н.э.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синойкизмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена - на эвпатридов, или благородных,геоморов, или землевладельцев, и демиургов, или ремесленников. При этом благородным предоставлено было исключительное право на замещение должностей. В родовом обществе открыто было признано привилегированное положение знати[3, 114].

Появление должности архонта. Дальнейший шаг к образованию государства состоял в уничтожении власти базилевсав ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями базилевса и появившегося позднее военачальника - полемарха, устанавливается новая должность -архонта. Базилевса сменяет выборный архонт.

Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н.э., должность эту стали ограничивать 10-летним сроком и. наконец, с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми распределялась власть прежних пожизненных правителей. Один из них - первый архонт (позднее архонт-эпоним) - стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Его именем обозначался год, в течение которого правила данная коллегия архонтов.

Базилевс стал вторым архонтом. За ним сохранились лишь жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Таким образом, базилевс перестал быть вождем родовой демократии и за ним сохранилась по преимуществу жреческая власть.

К третьему архонту -полемарху - отошла военная власть.

Остальные 6 членов коллегии, носившие наименованиефесмофетов, выполняли главным образом судебные функции.

Ареопаг. Наукрарии. Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом -ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. Совет этот собирался на Ареевом холме, откуда произошло и его наименование. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Таким образом, власть целиком сохранилась в руках эвпатридов, представителей старой родовой аристократии.

Несколько позднее, с образованием флота для защиты морской торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа -наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоялпритан наукрарии.

Таким образом, появилось деление населения по территориальному признаку, вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и племени, а также возник новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Законы Драконта. В 621 г. до н.э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это - законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были изданы - было ли их издание результатом требования, выдвинутого против эвпатридов, для которых отсутствие писаного права открывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием эвпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.

Реформы Солона

Борьба в Афинах накануне реформ Солона. Развитие ремесла и торговли, неуклонно расшатывая и разлагая родовой общественный строй, действует на него точно разъедающая кислота. Первоначально каждое племя и каждый род жили на своей, им принадлежащей территории. Теперь, с развитием ремесла и торговли, на территории рода и племени появляются чужеплеменники, которые нередко приобретают большие богатства и добиваются значительного веса в обществе. Однако все эти чужеплеменники совершенно бесправны, так как они стоят вне родоплеменной организации. Родовое общественное устройство, таким образом, перестает отвечать новому положению вещей. Количество рабов заметно возросло, между тем родовой строй не знает средств, направленных к тому, чтобы держать в повиновении, в узде большие массы несвободного населения. В обществе происходит расслоение на имущих и неимущих, рост богатства у одних приводит к разорению и обнищанию других. Родовые организации, рассчитанные на имущественное равенство всех членов общества, бессильны перед лицом тех противоречий, которые обнаруживаются теперь среди населения. Все это делает неизбежным гибель родового строя и образование государства.

Задолженность мелких земледельцев была всеобщим явлением: земледельцы не в силах были платить причитавшиеся с них долги. Земля пестрела столбами, обозначавшими залог земли. Огромное число свободного крестьянства попало в положение шестидольников - людей, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Будучи не в силах расплатиться со своими кредиторами, бедняки вынуждены были продавать своих детей в кабалу или закабалялись сами.

Обострение противоречий в разлагающемся родовом строе, разорение задолжавшего крестьянства и всеобщая задолженность бедноты приводят в VII в. до н.э. к революционному взрыву, к открытому выступлению против родовой аристократии. В городе окрепли торговые и промышленные круги рабовладельческого класса: владельцы мастерских, кораблей, ростовщики, предприниматели разного рода. Они стремятся оттеснить на задний план старую родовую знать, захватить власть в свои руки. Широко используя недовольство крестьянских масс и городской бедноты, они возглавляют движение, направленное против господства аристократии, цеплявшейся за остатки родового строя.

Плутарх сообщает об этой революции VII-VI вв. до н.э.: "Резкое неравенство между богатыми и бедными дошло до высшей степени, государство было совершенно расшатано кризисом, весь народ был в долгу у богатых". "Самые энергичные элементы среди недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимое положение. С этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот''.

Эта борьба, приведшая к победе городских торговых кругов рабовладельческого класса, выдвинула на политическую арену Солона, который 594 г. до н.э., будучи избран архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями и провел ряд реформ, обеспечивших господство за денежными торговыми людьми, но вместе с тем смягчивших разлагающее действие ростовщичества в Афинах.

Солон происходил из знатного рода, но занимался торговлей и по своему состоянию принадлежал к "средним" кругам афинского общества. Его реформы, будучи продиктованы в первую очередь интересами городских кругов рабовладельческого класса, носят на себе, однако, черты половинчатости, склонности к компромиссам: они оставляют еще слишком много влияния старой земельной аристократии.

Сисахфия. Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: передела земли он не произвел. Но он провел реформу долгового права, так называемуюсисахфию. Все долги были объявлены аннулированными, и на будущее время запрещены были такие долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы самая личность должника. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих неисправных должников. Земля была освобождена от тех столбов, которые ее сплошь покрывали и которые служили, по- видимому, знаками залогового запрета.

Деление населения по имущественному цензу. Вместе с тем Солон разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от размеров их имущества, установив, таким образом, так называемое тимократическое (цензовое) устройство государства. В первый разряд зачислялись те, которые получали доход не менее 500 медимнов зерна или соответственное количество других продуктов в год (пентакосиомедимны), во второй - получавшие не менее 300 медимнов (всадники) и в третий - те, которые получали не менее 200 медимнов дохода в год (зевгиты). Все остальные граждане зачислялись в четвертый разряд (феты). Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь граждане первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ в народное собрание, где избирались должностные лица, но сами граждане четвертого разряда (феты) ни на какие должности избираться не могли. Малоимущие и неимущие граждане, таким образом, не были полностью оттеснены от участия в осуществлении политической власти. В народном собрании “выбирались все должностные липа, здесь они должны были давать отчет в своей деятельности, здесь вырабатывались все законы и здесь четвертый класс составлял большинство[2]”.

Эта реформа была, говоря словами Энгельса, "новым поражением родового строя''[8, 5]; права и обязанности граждан отныне стали соизмеряться с их имущественным цензом

Совет и гелиэя. Солон создал также новый орган государственного управления - совет четырехсот, ежегодно избиравшийся из граждан 4 древнейших фил по 100 человек от каждого племени. Это была уступка родовой знати, одно из проявлений половинчатости реформ Солона. Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг - оплот родовой аристократии. Ареопагу оставлен был лежавший на нем надзор за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон даже расширил судебные функции ареопага. Эти два совета - совет четырехсот и ареопаг - должны были, по собственным словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от последствий бурь.

Родоплеменные сходки превратились ко времени Солона в регулярные органы законодательства и государственного управления, вэктсаесию. Здесь решались важнейшие государственные дела и избирались должностные лица. Совет четырехсот, по-видимому, лишь подготовлял решения народных собраний и вместе с ареопагом направлял и контролировал его деятельность в качестве консервативного и сдерживающего элемента в государственном строе.

Солон создал также суд присяжных -гелиэю, который помимо обширной судебной власти приобрел позднее большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц (см. ниже). В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущим классом означали дальнейшее укрепление Афинского государства, дальнейшую ликвидацию остатков родового строя. Однако Солон сохранил идущее от родового устройства деление афинского общества на 4 племени - филы, и таким образом он не уничтожил до конца остатков родоплеменной организации.

В течение 30 лет установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем, под влиянием временного успеха реакции, число архонтов было увеличено до 10, причем обусловлено было, что 5 из них будут выбираться от эвпатридов, 3 - от геоморов и 2 - от демиургов[3, 140].

Тирания Пизистрата и пизистратидов. Позднее (560-527 гг. до н.э.) наступает правление тирана Пизистрата и его сыновей - пизистратидов, которые в основном продолжали политику Солона. Все прежде существовавшие учреждения сохранились: по-прежнему выбирались ежегодно архонты, собирались ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на государственных должностях находились их приверженцы.

Захват власти Пизистрат произвел, опираясь на недовольное крестьянство, и хотя по своему социальному положению и по своим стремлениям Пизистрат был проводником той же политики, какой служил Солон, он предпринял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Крестьянам был предоставлен дешевый кредит. Облегчены были некоторые налоги, введены разъездные судьи, которые должны были освободить крестьян от необходимости ездить по своим делам в город.

Пизистрат вел внешнюю политику большого размаха, отвечавшую интересам торговых кругов рабовладельческого класса (создание военного флота, овладение островом Наксос). Он стремился захватить Дарданеллы (Геллеспонт). В Афинах он воздвиг ряд построек, которые украсили город и вместе с тем дали занятие безработной городской бедноте.

Сыновья Пизистрата в основном продолжали политику отца, но вели ее менее удачно. Им пришлось для изыскания средств усилить налоговое бремя. Влиятельные рабовладельцы стали тяготиться режимом тирании, при котором вся власть фактически сосредоточивалась в руках одного лица. Произошло открытое возмущение знати против тиранов. В движении приняли участие также самые широкие круги афинского общества, возглавляемые Клисфеном, происходившим из знатной семьи Алкмеонидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гиппия и положить конец тирании. Последующая попытка аристократии при помощи спартанских войск удержать власть в своих руках окончилась неудачей. Против знати поднялось восстание народа. Спартанцы были изгнаны из Афин, и власть была передана Клисфену.

Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. Клисфен. овладев государственной властью, проводит реформы государственного строя, приводящие к окончательной ликвидации тех остатков родового строя, которые еще сохранялись в Афинах наряду с государственной организацией. Его целью было сломить окончательно влияние реакционной землевладельческой знати, а для этого он, ликвидируя остатки родовой организации, стремился вместе с тем повысить роль в политической жизни городского населения за счет крестьянства. Реформа Клисфена была продолжением и завершением реформ Солона.

Клисфен ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре филы. Все население он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан. Каждую филу Клисфен разделил на три триттии и установил территориальный состав фил так, что каждая фила не представляла собой сплошной территории, а была непременно соединением трех отдельных территориальных единиц: в каждую филу входила одна триттия от территории города Афин и его окрестностей, одна триттия от приморской территории (паралия) и одна триттия от внутренней, срединной части страны. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением или за населением, тяготевшим к городу, и только 1/3 - за населением сельским. Триттии делились надемы. В каждом деме был выборный староста -демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний[3, 145].

Совет четырехсот был упразднен, и вместо него создан совет пятисот, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 членов от каждой филы.

Реформа Клисфена совершенно устранила, таким образом, всякое значение родоплеменного деления для государственной организации.

Коллегия архонтов осталась без изменения. Не был затронут реформой также и ареопаг, оплот консервативных элементов. Однако коллегия архонтов утратила вскоре свое значение вследствие образования коллегии десяти стратегов, сначала избиравшихся по одному от каждой филы, а позднее от всех фил безотносительно к представительству последних. Стратеги первоначально были руководителями военных сил государства, но очень скоро компетенция этих должностных лиц вышла далеко за пределы специально военных вопросов и стратеги превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства.

Так как установленный Солоном имущественный ценз для занятия высших должностей полностью сохранился, то фактически управление государством осталось в руках верхушки рабовладельческого класса, несмотря на то, что реформа Клисфена представляла собой некоторый шаг вперед по сравнению с реформой Солона в образовании афинской демократии.

Клисфен ввел также так называемыйостракизм, или суд черепков. Посредством него народное собрание получило возможность изгонять из государства на 10 лет граждан, которые, по мнению народа, приобрели чрезмерное влияние в государстве и стали опасными для демократии. При предварительном голосовании имени не называли, ставили только вопрос, нет ли кого-либо в Афинах, кого следовало бы для обеспечения общего мира изгнать на некоторое время из государства. Вслед за тем производилось закрытое голосование черепками, которое определяло имя лица, подлежащего изгнанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: