Рабочая программа дисциплины
Возрастная анатомия, физиология
и гигиена
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профили подготовки
«Дошкольное образование»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения:
Заочная
Чебоксары 2018 г.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 1426 и ОПОП ВО 44.03.01 «Педагогическое образование».
Рабочая программа дисциплины (модуля) предназначена для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».
Составитель рабочей программы: профессор кафедры биологии и основ медицинских знаний Д.А.Димитриев.
Программа одобрена на заседании кафедры биологии и ОМЗ от от 13.06.2018 г., протокол №14.
:
Автор Д. А. Димитриев
Содержание
стр.
- Цели и задачи дисциплины (модуля)……………………………..……………..……4
- Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО ………………………....……4
- Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)…………………….….4
- Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы ……………………………..5
- Содержание дисциплины (модуля)…………………………………………….……..6
- Образовательные технологии …………………………………………………...…..20
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)….20
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………………20
- Лист согласования РПД……………………………………………………………….21
1 Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины формирование знаний об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков с позиций современной функциональной анатомии, с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого и физиолого-гигиенических требований, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса, сформировать у будущих педагогов современные представления о путях и методах профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Для достижения данной цели решается ряд задач:
- изучить анатомо-физиологические особенности развития организма детей на разных возрастных этапах;
- сформировать правильное понимание основных биологических закономерностей роста и развития организма детей и подростков;
- развить у будущих педагогов умение использовать знания морфо-функциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии высшей нервной деятельности при организации учебно-воспитательной работы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части (Б.1). Для успешного обучения данной дисциплине студент должен иметь следующие входные знания:
- общие представления о биологии человека, об организме человека, его строении и функции;
- общие представления об окружающей среде и факторах физической, химической и биологической природы;
Компетенции:
- для работы с учебной и научной литературой;
- для поиска информации в электронных базах данных.
Умения: анализировать информацию, полученную в ходе аудиторных занятий и при самостоятельной подготовке.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных в средней общеобразовательной школе
Изучение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик ОПОП ВО по данным направлениям подготовки
Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста (ОК-9; ОПК-6).
3 Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций:
Общепрофессиональных: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).
В результате изучения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
- значение возрастной анатомии и физиологии человека для педагога (ОПК-6);
- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка (ОПК-6);
- возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма (ОПК-6);
· влияние наследственности и среды на развивающийся организм, календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза (ОПК-6);
§ общие понятия о здоровье и его составляющих (ОПК-6);
· о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка (ОПК-6);
§ меры профилактики инфекционных заболеваний (ОПК-6);
· диагностику и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях (ОПК-6);
Уметь:
· использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности (ОПК-6);
· строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий (ОПК-6)
Владеть:
· методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению (ОПК-6);
· методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения (ОПК-6);
· методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности (ОПК-6)
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению (ОПК-6);
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения (ОПК-6);
· методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности (ОПК-6).
· 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
1 | ||
1 | 2 | 2 |
Аудиторные занятия (всего) | 6/0,17 | 6/0,17 |
В том числе: | ||
Лекции | 2/0,06 | 2/0,06 |
Практические занятия (ПЗ) | 4/0,11 | 4/0,11 |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | 62/1,73 | 62/1,73 |
В том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 62/1,7 | 62/1,7 |
Вид промежуточной аттестации (зачет (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э)) | З 4/0,1 | З 4/0,1 |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 72 | 72 |
2 | 2 |
·
· 5 Содержание дисциплины
·
· 5.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ | Наименование раздела | Всего, (час) | Аудиторная работа, (час) | Самостоятельная работа, час. | ||
раздела | Л | ПЗ | ЛР | час. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Закономерности роста и развития детского организма. | 8 | 2 | 6 | ||
2 | Возрастная периодизация. Сенситивные периоды развития ребенка. | 8 | 8 | |||
3 | Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. | 8 | 8 | |||
4 | Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. | 8 | 2 | 6 | ||
5 | Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). | 8 | 8 | |||
6 | Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. | 6 | 6 | |||
7 | Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. | 6 | 6 | |||
8 | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. | 8 | 8 | |||
9 | Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. | 8 | 2 | 6 | ||
Итого | 68 | 2 | 4 | 62 |
·
· 5.2 Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела дисциплины | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Закономерности роста и развития детского организма. | Предмет и задачи, значение возрастной анатомии. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Закономерности онтогенетического развития. | Тестирование |
2. | Возрастная периодизация. Сенситивные периоды развития ребенка. | Возрастная периодизация. Сенситивные и критические периоды развития ребенка Понятие о возрастной норме. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма. Акселерация и ретардация. | Тестирование |
3 | Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. | Календарный и биологический возраст. Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. | Тестирование |
4 | Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. | . Наследственная программа. Генетический материал - хромосомы, их характеристика. Понятие о генотипе и фенотипе. Наследственные болезни. | Тестирование, коллоквиум |
5 | Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). | Значение нервной и эндокринной системы в жизнедеятельности человека. Понятия о гипофункции и гиперфункции. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы. Гормоны, значение. | Тестирование |
6 | Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. | Анатомия, физиология и гигиена сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Слуховой анализатор. Гигиена слуха, значение речи учителя для слухового восприятия. Анатомия, физиология и гигиена сердечно–сосудистой системы и органов дыхания. Строение и функции сердечно-сосудистой системы, функциональные показатели, возрастные особенности Строение и функции дыхательной системы, функциональные показатели, возрастные особенности. Типы дыхания. Гигиена дыхания, воздушный и тепловой режим в учебных помещениях. Вредное влияние табакокурения на дыхательную систему. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности Кровь и ее значение. Иммунитет, значение, возрастные особенности. Анатомия, физиология и гигиена кожи. Значение и строение кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание организм. | Тестирование |
7 | Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. | Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, их роль в питании. Нормы питания детей в различных возрастных группах. Терморегуляция. | Тестирование |
8 | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат. Рост и развитие костей в онтогенезе Мышцы и связки. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Нарушение опорно–двигательного аппарата у детей и подростков. | Тестирование |
9 | Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. | Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Значение условных и безусловных рефлексов в учебно-воспитательном процессе. Работоспособность, утомление, усталость и переутомление дошкольников. Гигиенические требования к режиму дня дошкольника. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Нейрофизиологические основы поведения человека. Физиологические механизмы внимания, памяти, восприятия, эмоций и их возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Свойства нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности, классификации. Особенности типов высшей нервной деятельности у детей. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. | Тестирование, коллоквиум |
·
· 5.3.1 Тематика практических работ
·
№п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических работ | Трудоемкость (час) |
часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | Наследственная и средовая составляющие индивидуальных физиологичнских особенностей ребенка. | 2 |
6 | 9 | Становление и развитие речи | 2 |
Итого | 4 |
·
· 5.3.2 Лабораторный практикум
· Лабораторный практикум не предусмотрен
·
· 5.4 Самостоятельная работа обучающихся
·
№ п/п | Содержание раздела | Виды СРС | Объем час | Формы контроля* | |
обязательные | дополнительные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Предмет и задачи, значение возрастной анатомии. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Закономерности онтогенетического развития. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 6 | Тестирование |
2 | Возрастная периодизация. Сенситивные и критические периоды развития ребенка Понятие о возрастной норме. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма. Акселерация и ретардация. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 8 | Тестирование |
3 | Календарный и биологический возраст. Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 8 | Тестирование |
4 | . Наследственная программа. Генетический материал - хромосомы, их характеристика. Понятие о генотипе и фенотипе. Наследственные болезни. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 6 | Тестирование, коллоквиум |
5 | Значение нервной и эндокринной системы в жизнедеятельности человека. Понятия о гипофункции и гиперфункции. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы. Гормоны, значение. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 8 | Тестирование |
6 | Анатомия, физиология и гигиена сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Слуховой анализатор. Гигиена слуха, значение речи учителя для слухового восприятия. Анатомия, физиология и гигиена сердечно–сосудистой системы и органов дыхания. Строение и функции сердечно-сосудистой системы, функциональные показатели, возрастные особенности Строение и функции дыхательной системы, функциональные показатели, возрастные особенности. Типы дыхания. Гигиена дыхания, воздушный и тепловой режим в учебных помещениях. Вредное влияние табакокурения на дыхательную систему. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности Кровь и ее значение. Иммунитет, значение, возрастные особенности. Анатомия, физиология и гигиена кожи. Значение и строение кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание организм. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 6 | Тестирование |
7 | Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, их роль в питании. Нормы питания детей в различных возрастных группах. Терморегуляция. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 6 | Тестирование |
8 | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат. Рост и развитие костей в онтогенезе Мышцы и связки. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Нарушение опорно–двигательного аппарата у детей и подростков. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 8 | Тестирование |
9 | Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Значение условных и безусловных рефлексов в учебно-воспитательном процессе. Работоспособность, утомление, усталость и переутомление школьников. Гигиенические требования к режиму дня учащихся. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Нейрофизиологические основы поведения человека. Физиологические механизмы внимания, памяти, восприятия, эмоций и их возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Свойства нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности, классификации. Особенности типов высшей нервной деятельности у детей. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. | Подготовка к занятию | Анализ дополнительных материалов | 6 | Тестирование, коллоквиум |
Итого | 62 |