Изучение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик ОПОП ВО по данным направлениям подготовки

Рабочая программа дисциплины

 

Возрастная анатомия, физиология

и гигиена

Направление подготовки

Педагогическое образование

 

Профили подготовки

«Дошкольное образование»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения:

Заочная

Чебоксары 2018 г.

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 1426 и ОПОП ВО 44.03.01 «Педагогическое образование».

Рабочая программа дисциплины (модуля) предназначена для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».

  

 

 

Составитель рабочей программы: профессор кафедры биологии и основ медицинских знаний Д.А.Димитриев.

 

Программа одобрена на заседании кафедры биологии и ОМЗ от от 13.06.2018 г., протокол №14.

 

 

:

 

Автор                                                                                              Д. А. Димитриев

 


 

Содержание

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)……………………………..……………..……4
  2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО ………………………....……4
  3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)…………………….….4
  4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы ……………………………..5
  5. Содержание дисциплины (модуля)…………………………………………….……..6
  6.  Образовательные технологии …………………………………………………...…..20
  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)….20
  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………………20
  9. Лист согласования РПД……………………………………………………………….21

 

1 Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины формирование знаний об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков с позиций современной функциональной анатомии, с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого и физиолого-гигиенических требований, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса, сформировать у будущих педагогов современные представления о путях и методах профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Для достижения данной цели решается ряд задач:

- изучить анатомо-физиологические особенности развития организма детей на разных возрастных этапах;

- сформировать правильное понимание основных биологических закономерностей роста и развития организма детей и подростков;

- развить у будущих педагогов умение использовать знания морфо-функциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии высшей нервной деятельности при организации учебно-воспитательной работы.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части (Б.1). Для успешного обучения данной дисциплине студент должен иметь следующие входные знания:

- общие представления о биологии человека, об организме человека, его строении и функции;

- общие представления об окружающей среде и факторах физической, химической и биологической природы;

Компетенции:

- для работы с учебной и научной литературой;

- для поиска информации в электронных базах данных.

Умения: анализировать информацию, полученную в ходе аудиторных занятий и при самостоятельной подготовке.



Дисциплина базируется на знаниях, полученных в средней общеобразовательной школе

Изучение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик ОПОП ВО по данным направлениям подготовки

Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста (ОК-9; ОПК-6).

3 Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций:

Общепрофессиональных: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

В результате изучения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

  • значение возрастной анатомии и физиологии человека для педагога (ОПК-6);
  • общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка (ОПК-6);
  • возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма (ОПК-6);

· влияние наследственности и среды на развивающийся организм, календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза (ОПК-6);

§ общие понятия о здоровье и его составляющих (ОПК-6);

· о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка (ОПК-6);

§ меры профилактики инфекционных заболеваний (ОПК-6);

· диагностику и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях (ОПК-6);

Уметь:

· использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности (ОПК-6);

· строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий (ОПК-6)

Владеть:

· методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению (ОПК-6);

· методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения (ОПК-6);

· методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности (ОПК-6)

  • методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению (ОПК-6);
  • методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения (ОПК-6);

· методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности (ОПК-6).

· 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

 

Всего часов /

зачетных единиц

Семестры
1
1 2 2
Аудиторные занятия (всего) 6/0,17 6/0,17
В том числе:    
Лекции 2/0,06 2/0,06
Практические занятия (ПЗ) 4/0,11 4/0,11
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего) 62/1,73 62/1,73
В том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) 62/1,7 62/1,7
Вид промежуточной аттестации (зачет (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э)) З 4/0,1 З 4/0,1

Общая трудоемкость         часы

зачетные единицы

72 72
2 2

·

· 5 Содержание дисциплины

·

· 5.1 Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование раздела

Всего, (час)

Аудиторная работа, (час)

Самостоятельная работа, час.
раздела Л ПЗ ЛР час.
1 2 3 4 5 6 7
1 Закономерности роста и развития детского организма. 8 2     6
2 Возрастная периодизация. Сенситивные периоды развития ребенка. 8       8
3 Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. 8       8
4 Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. 8   2   6
5 Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). 8       8
6 Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. 6       6
7 Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. 6       6
8 Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. 8       8
9 Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. 8   2   6
  Итого 68 2 4   62

·

· 5.2 Содержание разделов дисциплины

 

 

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела дисциплины Форма текущего контроля
1 2 3 4
1 Закономерности роста и развития детского организма. Предмет и задачи, значение возрастной анатомии. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Закономерности онтогенетического развития. Тестирование
2. Возрастная периодизация. Сенситивные периоды развития ребенка. Возрастная периодизация. Сенситивные и критические периоды развития ребенка Понятие о возрастной норме. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма. Акселерация и ретардация. Тестирование
3 Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Календарный и биологический возраст. Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. Тестирование
4 Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. . Наследственная программа. Генетический материал - хромосомы, их характеристика. Понятие о генотипе и фенотипе. Наследственные болезни. Тестирование, коллоквиум
5 Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Значение нервной и эндокринной системы в жизнедеятельности человека. Понятия о гипофункции и гиперфункции. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы. Гормоны, значение. Тестирование
6 Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Анатомия, физиология и гигиена сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Слуховой анализатор. Гигиена слуха, значение речи учителя для слухового восприятия. Анатомия, физиология и гигиена сердечно–сосудистой системы и органов дыхания. Строение и функции сердечно-сосудистой системы, функциональные показатели, возрастные особенности Строение и функции дыхательной системы, функциональные показатели, возрастные особенности. Типы дыхания. Гигиена дыхания, воздушный и тепловой режим в учебных помещениях. Вредное влияние табакокурения на дыхательную систему. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности Кровь и ее значение. Иммунитет, значение, возрастные особенности. Анатомия, физиология и гигиена кожи. Значение и строение кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание организм. Тестирование
7 Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, их роль в питании. Нормы питания детей в различных возрастных группах. Терморегуляция. Тестирование
8 Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат. Рост и развитие костей в онтогенезе Мышцы и связки. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Нарушение опорно–двигательного аппарата у детей и подростков. Тестирование
9 Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Значение условных и безусловных рефлексов в учебно-воспитательном процессе. Работоспособность, утомление, усталость и переутомление дошкольников. Гигиенические требования к режиму дня дошкольника. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Нейрофизиологические основы поведения человека. Физиологические механизмы внимания, памяти, восприятия, эмоций и их возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Свойства нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности, классификации. Особенности типов высшей нервной деятельности у детей. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Тестирование, коллоквиум

·

· 5.3.1 Тематика практических работ

·

№п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических работ

Трудоемкость (час)
часы
1 2 3 4
1 4 Наследственная и средовая составляющие индивидуальных физиологичнских особенностей ребенка. 2
6 9 Становление и развитие речи 2
  Итого   4

·

· 5.3.2 Лабораторный практикум

· Лабораторный практикум не предусмотрен

·

· 5.4 Самостоятельная работа обучающихся

·

п/п

Содержание раздела

Виды СРС

Объем

час

Формы контроля*

обязательные дополнительные
1 2 3 4 5 6
1 Предмет и задачи, значение возрастной анатомии. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Закономерности онтогенетического развития. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 6 Тестирование
2 Возрастная периодизация. Сенситивные и критические периоды развития ребенка Понятие о возрастной норме. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма. Акселерация и ретардация. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 8 Тестирование
3 Календарный и биологический возраст. Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 8 Тестирование
4 . Наследственная программа. Генетический материал - хромосомы, их характеристика. Понятие о генотипе и фенотипе. Наследственные болезни. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 6 Тестирование, коллоквиум
5 Значение нервной и эндокринной системы в жизнедеятельности человека. Понятия о гипофункции и гиперфункции. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы. Гормоны, значение. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 8 Тестирование
6 Анатомия, физиология и гигиена сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Слуховой анализатор. Гигиена слуха, значение речи учителя для слухового восприятия. Анатомия, физиология и гигиена сердечно–сосудистой системы и органов дыхания. Строение и функции сердечно-сосудистой системы, функциональные показатели, возрастные особенности Строение и функции дыхательной системы, функциональные показатели, возрастные особенности. Типы дыхания. Гигиена дыхания, воздушный и тепловой режим в учебных помещениях. Вредное влияние табакокурения на дыхательную систему. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности Кровь и ее значение. Иммунитет, значение, возрастные особенности. Анатомия, физиология и гигиена кожи. Значение и строение кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание организм. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 6 Тестирование
7 Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, их роль в питании. Нормы питания детей в различных возрастных группах. Терморегуляция. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 6 Тестирование
8 Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат. Рост и развитие костей в онтогенезе Мышцы и связки. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Нарушение опорно–двигательного аппарата у детей и подростков. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 8 Тестирование
9 Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Значение условных и безусловных рефлексов в учебно-воспитательном процессе. Работоспособность, утомление, усталость и переутомление школьников. Гигиенические требования к режиму дня учащихся. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Нейрофизиологические основы поведения человека. Физиологические механизмы внимания, памяти, восприятия, эмоций и их возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Свойства нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности, классификации. Особенности типов высшей нервной деятельности у детей. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Подготовка к занятию Анализ дополнительных материалов 6 Тестирование, коллоквиум
  Итого     62  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: