· в стандартах;
· в инструкциях и регламентах;
· в методических пособиях по делопроизводству;
· в программах автоматизации делопроизводства;
· в книгах и учебных пособиях.
Схема оформления большинства организационно-распорядительных документов достаточно типична, различаются только заголовочные части внутренних и внешних документов предприятия. Во внешних документах обязательно следует указывать справочные данные об организации, на внутренних документах они не указываются.
Формуляр-образец служит целям унификации и стандартизации документов.
По ГОСТ Р 6.30-2003 при подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:
1.— Государственный герб Российской Федерации; 2— герб субъекта Российской Федерации; 3— эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 4— код организации; 5— основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; 6— идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); 7— код формы документа; 8— наименование организации; 09 — справочные данные об организации; 10— наименование вида документа; 11 — дата документа; 12— регистрационный номер документа; 13 — ссылка на регистрационный номер и дату документа; 14 место составления или издания документа; 15 — адресат; 16— гриф утверждения документа; 17— резолюция; 18 — заголовок к тексту; 19 — отметка о контроле; 20— текст документа; 21— отметка о наличии приложения; 22— подпись; 23 — гриф согласования документа; 24— визы согласования документа;
25 — оттиск печати; 26— отметка о заверении копии; 27— отметка об исполнителе; 28.— отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
29 — отметка о поступлении документа в организацию; 30— идентификатор электронной копии документа.
Исковые заявления, жалобы. Особенности их оформления.
• Граждане России имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам.
Обращения бывают следующих видов:
· жалоба;
· заявление;
· предложение;
· петиция.
Жалоба — документ, в котором указываются нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан. Жалоба может содержать:
• просьбу о восстановлении нарушенных прав и интересов;
• критику в адрес должностных лиц или граждан, в результате необоснованных действий (или бездействия) которых произошло нарушение.
Обращения решаются:
• не требующие специального изучения и дополнительных проверок — в течение 15 дней; '
• требующие специального изучения и дополнительных проверок — в течение 1 месяца.
Делопроизводство по обращениям граждан в государственных организациях должно вестись отдельно от обработки других видов документов.
Все обращения регистрируются в день их поступления в учетных формах, предназначенных только для фиксации обращений и жалоб: в журналах регистрации; на компьютере; в картотеках.
На обращении ставится: дата поступления;
входящий номер, состоящий из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего документа.
Штамп с входящим номером проставляется на нижнем поле первой страницы обращения (справа).
Обращения граждан могут быть поставлены на контроль. В этих случаях в учетных формах и на самом обращении проставляется знак контроля — слово "КОНТРОЛЬ".
Работа по контролю за обращениями граждан возлагается должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по контролю.
Обращения граждан считаются разрешенными:
• если рассмотрены поставленные в них вопросы;
• по ним приняты необходимые меры;
• даны ответы, соответствующие действующему законодательству и другим нормативным актам.
В этом случае проставляется отметка об исполнении в учетных формах, содержащая:
• краткое указание вида исполнения;
• номер и дату ответного документа.
Руководители организаций должны сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям. Ответ может быть дан:
• в письменной форме;
• в устной форме.
Исковые заявления подаются в арбитражный суд с просьбой о взыскании с ответчиков в принудительном порядке претензионных сумм.
Подавая исковое заявление, истец обязан отправить ответчику копии исковых материалов и приложить к исковому заявлению документ, удостоверяющий отправку копий исковых материалов ответчику, а также документы, подтверждающие, что истцом были приняты меры к урегулированию спора.
Исковое заявление должно быть письменным и подписано истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
а) наименование арбитражного суда, в который оно подается;
б) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;
в) цена иска, если иск подлежит оценке, и сумма, которую истец хочет вернуть, с подробным расчетом;
г) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
д) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
е) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
ж) требования истца со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
и) перечень прилагаемых документов.
В конце искового заявления приводится перечень документов, прилагаемых к заявлению. Для отдельных категорий споров перечень документов, подлежащих представлению в арбитраж, указывается в инструктивных письмах Высшего Арбитражного Суда РФ.
Если документы прилагаются в копиях, подлинники предъявляются арбитру при слушании дела для обозрения. Помимо документов, к заявлению прилагаются квитанция об отправке искового заявления ответчику и соответчикам, а также платежное поручение об оплате государственной пошлины.






