Раздел 2. Содержание практики

К основным направлениям деятельности, которые осваивают студенты в период практики, относятся:

1) организационная работа;

2) научно-исследовательская работа.

Ниже предлагается примерное содержание научно-исследовательской практики.

1) Организационная работа. Участие в установочной конференции по научно-исследовательской практике. Распределение студентов по базам практики. Встреча с индивидуальными руководителями. Прохождение необходимого инструктажа. Знакомство с программой, целями и задачами практики, порядком планирования, организации и проведения научно-психологического исследования, методами обработки его результатов, правилами оформления текста выпускной квалификационной (дипломной) работы, порядком подведения итогов практики, критериями выставления зачета.

Посещение базы практики.

Составление под руководством индивидуального руководителя практики плана работы[1], в котором определяются объем, содержание и сроки проведения эмпирического (экспериментального) исследования. Студент организует свою деятельность на базе практики таким образом, чтобы иметь возможность регулярно посещать консультации руководителя в университете.

2) Научно-исследовательская работа. На основе теоретико-методологического обоснования изучаемой проблемы уточнение и окончательное формулирование гипотезы исследования, ее конкретизация, операционализация основных понятий.

Разработка программы и планирование эмпирического (экспериментального) исследования. Подбор базы для его проведения и репрезентативной выборки, определение методического инструментария, формирование батареи психодиагностических и / или экспериментальных методик, уточнение процедурных моментов исследования (его этапов, последовательности в применении конкретных методик). Организация и проведение эмпирического (экспериментального) исследования на базе практики с использованием валидных и надежных методов, методик и процедур, соответствующих целям и задачам исследования.

Математико-статистическая обработка результатов проведенного исследования, предполагающая применение современных математических методов, в том числе методов многомерного анализа данных (корреляционного, дисперсионного, факторного, кластерного и др.) и использование адекватных поставленным целям статистических критериев.

Анализ эмпирических данных, предусматривающий глубокое и адекватное количественное и качественное оценивание. Наглядное оформление полученных результатов (в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.п.). Предварительное формулирование выводов.

Подготовка реферата[2] по итогам выполненной работы. Реферат представляет собой сжатое изложение текста выпускной квалификационной работы (проект так называемой «защитной речи» студента, но по объему он может быть несколько больше). В нем должны быть представлены все основные разделы работы: введение, теоретическая часть (в частности, понятийный аппарат, основные теоретические положения и выводы), эмпирическая часть (программа эмпирического исследования, основные результаты, полученные студентом), заключение (в том числе выводы по итогам целостного исследования, рекомендации, перспективы исследования проблемы). Наличие такого реферата помогает студенту лучше и полнее представить свою работу на предварительной защите. В комиссию студентом обязательно представляются как реферат, так и полный текст выпускной квалификационной работы.

Содержание исследовательской работы студентов на научно-исследовательской и квалификационной практике конкретизирует ее примерный понедельный план.

В течение первой недели студенты знакомятся с программой, целями и задачами практики; составляют совместно с индивидуальными руководителями план работы на весь период практики; посещают базы практики; разрабатывают программу проведения эмпирического (экспериментального) исследования; знакомятся с правилами оформления текста выпускной квалификационной работы, порядком подведения итогов практики, критериями выставления зачета.

На протяжении второй и третьей недели студенты  оформляют методические руководства используемых в исследовании методик в соответствии с требованиями психодиагностики – на бумажном и электронном носителях (отдельно для каждой методики), сдают их на проверку индивидуальному руководителю, осуществляют эмпирическое (экспериментальное) исследование на базе практики и еженедельно посещают консультации руководителя в университете.

В течение четвертой недели студенты проводят математико-статистическую обработку эмпирических данных с применением современных математических методов, в том числе методов многомерного анализа данных (корреляционного, дисперсионного, факторного, кластерного и др.), и использованием адекватных поставленным целям статистических критериев; посещают консультации руководителя в университете.

Пятая неделя практики отводится для анализа данных проведенного исследования, предусматривающего глубокое и адекватное количественное и качественное оценивание полученных результатов; результаты анализа обсуждаются с руководителем.

На шестой неделе студенты готовят реферат по итогам выполненной работы, обсуждают его со своими руководителями (в случае необходимости дорабатывают); проходят предварительную защиту выпускной квалификационной работы; готовят отчет о практике, который до ее окончания представляют индивидуальному руководителю; участвуют в заключительной конференции по практике. После проверки отчета студента о прохождении практики индивидуальный руководитель ставит на нем свою визу и передает его декану.

 




double arrow
Сейчас читают про: