Особенности изучения отдельных предметов

В начальной школе формируется развернутая учебная деятельность, которая характеризуется полноценными читательскими, речевыми, вычислительными умениями и навыками, общими знаниями об окружающем мире, способностью к творчеству, самовыражению, развитием мышления и памяти, умением заботиться о своем здоровье.

Особенностью обучения русскому языку является формирование у учащихся коммуникативной компетентности, в основе которой – умение успешно пользоваться всеми видами речевой деятельности. Особенное внимание следует уделить развитию связной речи, учить ребенка правильно, грамотно высказываться как в устной, так и в письменной форме, а также формированию навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Обращаем внимание на развитие функциональной грамотности младших школьников. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание). На уровне начального общего образования рекомендуется система упражнений для формирования языковой, читательской, литературной функциональной грамотности.

Литературное чтение как один из основных предметов в системе подготовки младших школьников формирует навык чтения и умение работать с текстом, а также формирует фундаментальную грамотность, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение таких целей как:

- математическое развитие младшего школьника;

- освоение начальных математических знаний;

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Математика формирует устойчивый познавательный интерес и навыки логического мышления. Математические задания способствуют развитию у ребенка мышления, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и творческого воображения.

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности, включает следующие характеристики: 

- понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений;

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией, применять умственные операции, математические методы;

- владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе при изучении многообразного материала о природе и культуре родного края. В основе методики проведения урока – проблемно-поисковый подход.

Уроки окружающего мира должны способствовать развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Естественнонаучная функциональная грамотность на уровне начального общего образования имеет важные составляющие:

- готовность осваивать и использовать знания о природе;

- осознание ценности и значения научных знаний о природе;

- овладение методами познания природных явлений;

- способность к рефлексивным действиям (проявление гражданской позиции при оценке фактов негативного отношения человека к природе; осуществление экологически ценного поведения в природе, участие в деятельности по ее охране и защите и т.д.).

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р). Один из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» выбирают родители (законные представители) в 3-м классе (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»). Рекомендуем проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) на протяжении всего обучения в 3-м классе с целью полного их ознакомления с содержанием всего курса. Напоминаем о наличии информации о курсе ОРКСЭ на сайте школы и соблюдении регламента выбора одного из модулей курса с обязательным присутствием администрации школы на родительском собрании. Напоминаем, что данный предмет имеет право преподавать учитель, прошедший специальную курсовую подготовку, поскольку курс имеет культурологическую, историческую, духовную, нравственную и воспитательную направленности.

С целью реализации преемственности начального и основного общего образования, рекомендовано изучение краеведческого курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденного коллегией Минобразования Крыма (протокол №5/5 от 25.08.2017) и регионального курса «Основы православной культуры Крыма» (решение коллегии Минобразования Крыма, протокол №5/6 от 25.08.2017). Данные курсымогут изучаться за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, или во внеурочной деятельности.

Обращаем особое внимание на невозможность формального подхода к преподаванию этих курсов в школах. Преподавать «Крымоведение» и «Основы православной культуры Крыма» должны дополнительно обученные педагоги, имеющие высокий уровень теоретико-методической подготовки и осознанную мотивацию.  

Учитывая сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией, рекомендуется предусмотреть в рабочих программах часы на организацию повторения содержания образования, освоенного учащимися в 2019/2020 учебном году в условиях дистанционного обучения.

В первую неделю I четверти 2020-2021 учебного года необходимо провести входную диагностическую работу по математике, русскому языку, окружающему миру во 2-4 классах. Образовательная организация может подготовить подобную диагностическую работу самостоятельно, либо использовать проверочные работы, подготовленные к соответствующему УМК издательствами учебной литературы.

Входная работа не оценивается отдельной отметкой. Эта работа является диагностической, проводится для того, чтобы определить возможные проблемы обучающихся, связанные с изучением предмета в прошедшем учебном году, и скорректировать рабочие программы по предмету.

При организации деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашнего задания в 1 четверти 2020-2021 учебного года можно использовать электронные образовательные ресурсы, с которыми ученики работали в 4 четверти 2019-2020 учебного года или ранее: электронные приложения к учебникам, образовательную платформу Учи.ру, Дневник.ру, Яндекс.Учебник и т.д.

 

Приоритетные направления работы методических объединений учителей начальных классов в 2020/2021 учебном году:

- совершенствование содержания и форм методической работы, ориентированной на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности;

- профессиональное развитие и повышение квалификации учителей начальных классов.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru  

Сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som

Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru

Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru

Виртуальная энциклопедияhttp://www.encyclopedia.ru

Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

Сообщество взаимопомощи учителей  http://pedsovet.su

Сеть творческих учителей http://it-n.ru

Международное сообщество педагогов «Я – учитель»  http://ya-uchitel.ru

Современный учительский портал  http://easyen.ru

Сайт для учителей http:// KakProsto.ru

Я-Родитель: https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/lessons/.

 

Федеральные информационно-образовательные порталы:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru 

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru 

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru 

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru

Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru 

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru 

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru  

Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru 

Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru

«Открытый мир» http://www.openworld.ru

Учительский портал  http://uchportal.ru

 

Сайты издательств:

Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru

Издательство «Дрофа-Вентана» http://www. drofa-ventana.ru

Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательский дом «Федоров») http://www.zankov.ru

Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru

Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru

Реестр примерных основных общеобразовательных программ http://www.fgosreestr.ru.

Л.В. Наумова,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: