Теоретические основы организации педагогического консультирования и общая характеристика цифровой образовательной среды

Введение

Актуальность исследования. Тенденции развития современного образования отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [74] и государственной программе РФ «Развитие образования» [26] на 2013–2020 годы. Процессы, происходящие в социально-экономическом, политическом, культурном пространстве, использование информационных технологий, неизбежно трансформируют современные представления об особенностях организации учебного процесса в информационной образовательной среде. В современных условиях основные направления информатизации образовательной среды происходят в контексте междисциплинарной интеграции, использования различных, в том числе удаленного действия, информационно-коммуникационных средств обучения.

Одним из необходимых условий конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда обретает достижение высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности, умения работать в цифровой среде. Поэтому, в последнее время все большее внимание заостряется на проблемах повышения качества обучения посредством информатизации, использования в учебном процессе программно-телекоммуникационных средств обучения. В научной литературе под информатизацией образования понимается процесс внедрения в учебный процесс информационных технологий, в целях повышения качества обучения, эффективности управления образовательным процессом в соответствии с растущими запросами постиндустриального общественного развития. 

Возрастающие требования социума, работодателей к результатам профессионального обучения обуславливают переход организаций к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в цифровой образовательной среде. Образовательная среда, выстроенная на основе цифровых технологий, позволяет персонифицировать непрерывность образовательного процесса, обеспечить целенаправленное формирование самостоятельности обучающихся, развитие их творческих способностей, открывает виртуальный доступ к новым источникам учебной информации. Данное внедрение требует не только материальной составляющей, но осуществление консультационной помощи всем субъектам педагогического процесса. 

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Анализ научной литературы подчеркивает, что уже были созданы предпосылки для решения данной задачи. Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С., Епифанов Г.М в своих работах рассматривают государственные меры, направленные на развитие цифрового образования в РФ [96]. Вопросы интеграции цифровых технологий в образование, как обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг и высокой конкурентоспособности учебного заведения, отражены в работах Провкова Н.С. и Пятилетовой Л.В. [71], Козловой Н.Ш. [45; 46], Клочковой Т.В. [43]. Проблематике образовательного обеспечения стратегии цифровизации в образовании посвящены работы Буряка В.В. и Шостка В.И. [15], Ахметжановой Г.В. и Юрьева А.В. [9]. В работах Кудлаева М.С. [52; 53], Корабельской И.В. [39], Стрекаловой Н.Б. [92], Сидорова Г. [90; 91] отражены теория и практика внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Стоюшко Н.Ю. и Тарасов А.М. [93] исследовали приоритеты и перспективы развития цифровой трансформации в образовании.  Современные подходы к оказанию педагогического консультирования всех субъектов педагогического процесса отражены в работах Саханского Н.Б. [87]. Оказание педагогической консультационной помощи в условиях цифровизации образования нашли отражение в работах Лаврентьева С.Ю. и Крылова Д.А. [54; 55].

Несмотря на то, что предпосылки изучения проблемы организации педагогического консультирования в условиях цифровой трансформации в образовании были, но в профессиональной педагогике данная тема изучена не на высоком уровне.

Особую актуальность приобретает проблема организации педагогического консультирования в образовательной организации в условиях цифровизации образования, которое позволит повысить результативность обучения и конкурентоспособность учреждения.

С учетом практической значимости, но недостаточной теоретической разработанности проблемы была определена тема исследования: «Организация педагогического консультирования участников образовательного процесса в информационной образовательной среде колледжа».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методические рекомендации по организации педагогического консультирования в условиях развития цифровой образовательной среды колледжа.

Объектом исследования является процесс оказания профессиональной педагогической консультационной помощи условиях развития цифровой образовательной среды колледжа.

Предметом исследования является организационно-педагогическое консультирование процесса оказания профессиональной педагогической консультационной помощи в условиях цифровой трансформации колледжа.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что правильная организация педагогического консультирования в условиях развития цифровой образовательной среды колледжа обеспечивает результативность процесса обучения и конкурентоспособность учреждения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, содержание, современные методы организации педагогического консультирования.

2. Определить роль цифровизации образования в условиях информационной образовательной среды колледжа.

3. Изучить роль и значение цифровое образовательной среды в повышении конкурентоспособности образовательной организации.

4. Спроектировать элемент цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий.

5. Разработать методические рекомендации по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде с использованием электронных дистанционных образовательных технологий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования:

1. Теоретические – анализ нормативно-программной документации, научно-методической, технической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта консультационной деятельности в условиях цифровизации образования; сравнение; классификация; синтез и обобщение.

2. Эмпирические – диагностические методы (наблюдение, опрос, беседа, моделирование, метод анализа документации), анализ статистических методов обработки результатов, обобщение эффективного опыта и массовой практики оказания педагогического консультирования по данной теме исследования, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы, описательная статистика.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1. Теория консультирования (Певзнер М.Н., Зайченко О.М, Ширин А.Г., Gilliland B.E., James R.K., Browman J.T., Х.М.Баркс, К.Дж.Гелсо, А.Зандер, Д.Картрайд, Р.Кочунас, В.Ю.Меновщиков, К.Роджерс, К.Рудестам, Б.С.Фрец и др.)

2. Теория стратегического управления образовательными учреждениями (А.Л.Гавриков, В.А.Исаев, Т.А.Каплунович, М.Н.Певзнер, Д.В.Пузанков, В.Ф.Рябов, Р.М.Шерайзина, А.Г.Ширин и др.)

3. Теория и методика использования информационных технологий в образовании (Е.К. Марченко, О.А. Козлова, Г.А. Кручинина, Е.И. Машбиц, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Н. Романова и др.)

4. Принципы создания мультимедийных курсов и перспективы использования технических средств обучения (Азимов Э.Г., Щукин А.Н., Звягинцев В.А, Фадеев СВ., Руденко-Моргун О.И., Тихонов А.Н., Крюкова О.П., Горелов И.Н. и др.)

Организация и база научного исследования. Основной экспериментальной базой исследования являлись ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум», МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы». Всего в исследовании на всех этапах приняло участие 285 человек.

Научная новизна исследования определяется основными результатами, полученными в ходе работы:

1. Выявлены возможности электронного дистанционного обучения в условиях цифровизации колледжа, проявляющиеся в: обеспечении непрерывности процесса подготовки за счет снятия пространственных и временных ограничений; продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

2. Уточнено понятие цифровой образовательной среды колледжа.  

3. Определено значение цифровой образовательной среды колледжа в рамках повышения конкурентоспособности учреждения. 

4. Спроектирован элемент цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий.

5.  Разработаны методические рекомендации по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа. 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Выявлена проблема реализации педагогического консультирования в условиях внедрения цифровизации в образовательную среду колледжа.

2. Уточнено понятие цифровой образовательной среды колледжа.

3. Обоснована значимость педагогического консультирования в процессе подготовки обучающихся в условиях электронного дистанционного обучения.

4. Разработаны и описаны методические рекомендации по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методические рекомендации по организации педагогического консультирования в процессе реализации услуг с помощью дистанционных образовательных технологий в цифровой образовательной среде колледжа на примере образовательного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения. 

Научная новизна заключается:

1. В уточнении и содержательном раскрытии понятия цифровой образовательной среды.

2. В выявлении и обосновании необходимости оказания педагогического консультирования в условиях цифровизации образовательной среды колледжа.

3. В составлении методических рекомендаций по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разнообразием привлеченных источников; использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов познания; планомерностью и этапностью работы, широкой базой апробации и их экспериментальной проверкой.  

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе обучения в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», во время прохождения опытно-экспериментальной практики в ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум» и МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы».

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях:

1. Сергеева Е.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов среднего профессионального образования в виртуальном пространстве / Е.Н. Сергеева, С.Ю. Лаврентьев // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 7 июня 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 81-82. – ISBN 978-5-6042956-5-6.

2. Савельева Е. Н. Дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей как способ реализации индивидуальной образовательной траектории // Студенческая наука и XXI век. — 2020. — Т. 17. — № 1(19). — Ч. 2. — С. 410–412.

3. Савельева Е. Н. Опыт осуществления основных направлений профориентационного консультирования обучающихся, имеющих физико-математические способности // Актуальные научные исследования в современном мире ISCIENCE.IN.UA. — 2020. — Выпуск 4— № 60. — Ч. 7. — С. 147–150.

4. Лаврентьев С.Ю. Цифровая трансформация информационной образовательной среды / Лаврентьев С.Ю., Савельева Е. Н. // XIV Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования высшего образования» Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — 2020.

5. Лаврентьев С.Ю. Информационный консалтинг как условие реализации цифровых инноваций образовательной среды в постиндустриальной экономике/ Лаврентьев С.Ю., Савельева Е. Н. // Всероссийская национальная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики современной России» на базе института экономики, управления и финансов, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». — 2020.

6. Савельева Е. Н. Реализация цифровых инноваций образовательной среды техникума средствами информационного консалтинга // Научная конференция студентов ФГБОУ «МарГУ» по итогам научно-исследовательской работы в 2019 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация возможностей педагогического консультирования в условиях становления цифровой образовательной среды колледжа с использованием электронных дистанционных образовательных технологий способствует: обеспечению психологического комфорта в области непрерывного процесса подготовки обучающихся за счет снятия пространственных и временных ограничений; продуктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса;

2. Методические рекомендации по организации педагогического консультирования в процессе реализации услуг с помощью дистанционных образовательных технологий в цифровой образовательной среде колледжа на примере образовательного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения.

3. Реализация процесса педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа с использованием электронных дистанционных образовательных технологий способствует повышению качества образования и конкурентоспособности образовательной организации.  

Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и решения поставленных задач, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.   В первой главе изложены теоретические основы организации педагогического консультирования и общая характеристика цифровой образовательной среды. Вторая глава посвящена практике использования педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа, в данной главе представлено: полное маркетинговое исследование по внедрению образовательной услуги в цифровую образовательную среду на примере ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»; разработанный проект элемента цифровой образовательной среды; анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по теме работы; апробированные методические рекомендации по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа. Общий объем работы представлен на 143 странице, включающей 7 таблиц, 29 рисунков и 7 приложений. Список литературы содержит 101 наименований.


 


Теоретические основы организации педагогического консультирования и общая характеристика цифровой образовательной среды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: