В настоящее время все чаще подчеркиваются противоречия в тенденции развития системы образования: разумеется, осуществление процессов, таких как гуманизация и демократизация, российского образования, направленность на развитие личности обучающегося являются приоритетными направлениями, но с другой стороны, определяется высокое стремление по стандартизации образования, которое позволит сохранить качество и единство образовательного пространства. В сфере образования устойчиво закрепляется рыночная либерализация, что приводит к появлению хозяйственно-экономической самостоятельности учебных заведений, результатом данных изменений является усложнение процессов по стратегическому планированию и управлению в сфере образования. Противоречия, которые возникают в системе образования, а также требования со стороны общества, предъявляют все больше критериев к профессионализму педагога, а главное, к качеству обучения и воспитания обучающихся. При повышении требований к педагогу выявляется резкое снижение социального статуса данной профессии, что ведет за собой напряженность в педагогическом коллективе из-за невысокой заработанной платы и отсутствия социальных гарантий. Все эти события, изложенные выше, накладывают ещё больший отпечаток на проблемы образования в условиях обостряющихся проблем обучающихся.
Все эти противоречия сформировали новую область в сфере образования, которая требует внешнего вмешательства и которую называют педагогическим консультированием.
Особым образом организованное сотрудничество между консультантом и клиентом называют консультированием. Оно направлено на разрешение проблемы и внесение позитивного изменения в деятельность образовательной организации или отдельного его представителя.
Изучив зарубежную и отечественную литературу, касающуюся вопросов оказания консультирования в сфере образования, таких как: психологическое консультирование, психотерапевтическая помощь, консалтинг в менеджменте, - они являются весьма разработанными областями, чего нельзя сказать о педагогическом консультировании.
Педагогическое консультирование можно рассматривать как область педагогического знания, границы которой ограничены, как представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Границы педагогического консультирования как области педагогического знания
Консультант – это субъект педагогического консультирования, который определяется различными факторами, представленными на рисунке 2.
Рисунок 2 – Факторы субъекта консультирования
Используя данные факторы, в качестве субъектов консультирования для определенных групп могут выступать, следующие консультанты, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 – Субъекты педагогического консультирования
Таким образом, педагогическое консультирование носит двоякий смысл, его можно выделить как отдельную функцию педагогической деятельности, также представлять в виде профессиональной деятельности квалифицированного специалиста. Кто бы ни был консультантом, для него выдвигаются критерии.
Алешникова В.И. в своих трудах сформулировала критерии, которые должны быть присуще профессиональному консультанту (таблица 1).
Таблица 1 - Критерии профессионализма консультанта
Требования к личности | Требования к профессиональной компетенции | |
Должен знать | Должен уметь | |
o творческое мышление; o развитые навыки делового общения; o психологическая зрелость; o хорошее физическое и духовное здоровье; o стабильность в поведении, уверенность в себе; o способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность; o самокритичность; o профессиональная этика. | o проблемы теории и практики управления; o методы управления; o процедуры ведения отчетности; o системы обработки информации; o основы вычислительной техники; o организационные основы консультирования; o методические основы консультирования; o факторы, влияющие на результативность консультирования. | o определять и решать проблемы; o принимать нестандартные управленческие решения; o обучать, передавать знания; o побуждать работников к творческой деятельности; o формировать и развивать эффективные рабочие группы; o применять раннее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем; o непрерывно пополнять и обновлять знания; o участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации. |
На основании выше изложенного, можно определить, что в свою очередь, педагогическое консультирование включает в себя следующие содержательные блоки: консультация персонала; консультация обучающегося; консультация семьи.
Таким образом, в качестве субъекта консультирования выступает консультант, являющийся квалифицированным специалистом в данной области, а объектом консультирования – клиент, являющийся потребителем консультационной помощи.
Разумеется, во время процесса консультирования происходит активное взаимодействие субъекта и объекта (консультанта и клиента), поэтому граница между ними считается размытой. Консультант побуждает к самостоятельности в поиске решения проблемы, что ведет к плавному переходу объекта в субъект. Существуют принципы взаимодействия субъекта и объекта, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы взаимодействия субъекта и объекта консультирования
Название принципа | Характеристика |
Добровольности | предполагает, что клиент сам решает вопрос о необходимости обращения к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности. |
Равноправия сторон | предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса. Последний не должен брать на себя всю ответственность за результаты консультирования, так как основная задача, которую решает консультант, «состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию». |
Вариативности | предполагает, что консультирование носит ситуативно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций. |
Целостности | консультационная услуга является лишь отдельным звеном в системе непрерывного сопровождения профессиональной деятельности педагогов. |
Профессиональной этики | рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок. |
Независимости консультанта | исходит из того, что в процессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет (классного руководителя, воспитателя и т.д.). |
Конфиденциальности | провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом. |
Кооперации | предполагает, что консультант при столкновении со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором может быть представлены специалисты различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.). |
Действия консультанта, которые направлены на решение интересующих вопросов клиента, и которые имеют определённую концептуальную и временную характеристики, составляют процесс консультирования, включающий ряд консультаций.
Как только данный процесс примет нормативно-правовую основу, то консультация станет уже консультационной услугой. В системе образования консультация осуществляется бесплатно, так как является функцией специалистов образовательной организации.
Виды педагогических консультационных услуг по его объектам представлены в таблице А.1.
Таким образом педагогические консультационные услуги можно классифицировать по характеру деятельности консультанта. Данная классификация представлена на рисунке 3.
Педагогическое консультирование можно интерпретировать в двух смыслах, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Узкий и широкий смысл педагогического консультирования
Педагогическое консультирование | |||
В узком смысле | |||
последовательное и систематическое проведение консультаций | оказание консультационных услуг | ||
В широком смысле | |||
модерирование групповой работы | проведение индивидуальной и групповой супервизии | осуществление наставничества | |
Модерирование (модерация) – технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Субъектом модерирования является модератор. | Супервизия – это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ формирования продуктивных отношений для субъектов профессионального и межличностного взаимодействия, а также создания для них психологически комфортных условий. Субъектом супервизии является супервизор.
| Наставничество является формой консультационной помощи молодому специалисту со стороны более опытного работника непосредственно на рабочем месте. Субъектом наставничества является наставник. | |
Рисунок 3 – Классификация педагогических консультационных услуг по характеру деятельности консультанта
Структура процесса консультирования в различной литературе имеет множество подходов. Общую структуру процесса консультированию описал Gilland B.E. [1], она состоит из 6 стадий, и представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура процесса консультирования по Gilland B.E.
Меновщиков В.Ю. [66] в своих исследованиях приводит структуру процесса консультирования, состоящую из 5 шагов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура процесса консультирования по
Меновщикову В.Ю.
Проанализировав две структуры, можно выделить следующие этапы педагогического консультирования (рисунок 6).
Рисунок 6 – Структура процесса педагогического консультирования
Существуют различные классификации консультирования: Абрамова Г.С. [3] в своих трудах в основу классификации ставит позицию самого консультанта (рисунок 7); Меновщиков В.Ю. [66], в свою очередь, пригретом выделяет содержание действий консультанта, их эмоциональный тон (рисунок 8).
Рисунок 7 – Классификация консультирования Г.С. Абрамовой
Рисунок 8 – Классификация консультирования
В.Ю. Меновщикова
Певзнер М.Н., Зайченко О.М, Ширин А.Г. [76] в своих трудах приводят классификацию педагогического консультирования, которая учитывает тип консультирования (экспертный, проектный и процессный). С учетом типов консультирования они приводят следующую классификацию педагогического консультирования, представленную на рисунке 9.
Рисунок 9 – Классификация педагогического консультирования
Певзнер М.Н., Зайченко О.М, Ширин А.Г. [76] в своей книге «Педагогическое консультирование» приводят классификацию моделей профессиональной деятельности (рисунок 10). Подробное описание моделей отображено в Приложении Б.
Рисунок 10 – Модели консультирования профессиональной деятельности
Таким образом, педагогическое консультирование многогранный процесс, который требует от консультанта теоретических знаний, представленных в данном пункте первой главы, результатом применения данных знаний в процессе педагогического консультирования будут являться разрешение проблемы или внесение позитивных изменений в проблему клиента. Современные методы педагогического консультирования, с помощью которых будет достигаться разрешение или позитивное изменение проблемы клиента, представлены в пункте 1.2.