double arrow

Сущность, содержание организации педагогического консультирования

В настоящее время все чаще подчеркиваются противоречия в тенденции развития системы образования: разумеется, осуществление процессов, таких как гуманизация и демократизация, российского образования, направленность на развитие личности обучающегося являются приоритетными направлениями, но с другой стороны, определяется высокое стремление по стандартизации образования, которое позволит сохранить качество и единство образовательного пространства. В сфере образования устойчиво закрепляется рыночная либерализация, что приводит к появлению хозяйственно-экономической самостоятельности учебных заведений, результатом данных изменений является усложнение процессов по стратегическому планированию и управлению в сфере образования. Противоречия, которые возникают в системе образования, а также требования со стороны общества, предъявляют все больше критериев к профессионализму педагога, а главное, к качеству обучения и воспитания обучающихся. При повышении требований к педагогу выявляется резкое снижение социального статуса данной профессии, что ведет за собой напряженность в педагогическом коллективе из-за невысокой заработанной платы и отсутствия социальных гарантий. Все эти события, изложенные выше, накладывают ещё больший отпечаток на проблемы образования в условиях обостряющихся проблем обучающихся.

Все эти противоречия сформировали новую область в сфере образования, которая требует внешнего вмешательства и которую называют педагогическим консультированием.

Особым образом организованное сотрудничество между консультантом и клиентом называют консультированием. Оно направлено на разрешение проблемы и внесение позитивного изменения в деятельность образовательной организации или отдельного его представителя.

Изучив зарубежную и отечественную литературу, касающуюся вопросов оказания консультирования в сфере образования, таких как: психологическое консультирование, психотерапевтическая помощь, консалтинг в менеджменте, - они являются весьма разработанными областями, чего нельзя сказать о педагогическом консультировании.

Педагогическое консультирование можно рассматривать как область педагогического знания, границы которой ограничены, как представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Границы педагогического консультирования как области педагогического знания

Консультант – это субъект педагогического консультирования, который определяется различными факторами, представленными на рисунке 2. 

Рисунок 2 – Факторы субъекта консультирования

Используя данные факторы, в качестве субъектов консультирования для определенных групп могут выступать, следующие консультанты, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3 – Субъекты педагогического консультирования

Таким образом, педагогическое консультирование носит двоякий смысл, его можно выделить как отдельную функцию педагогической деятельности, также представлять в виде профессиональной деятельности квалифицированного специалиста. Кто бы ни был консультантом, для него выдвигаются критерии.

Алешникова В.И. в своих трудах сформулировала критерии, которые должны быть присуще профессиональному консультанту (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии профессионализма консультанта

Требования к личности

Требования к профессиональной компетенции

Должен знать Должен уметь
o творческое мышление; o развитые навыки делового общения; o психологическая зрелость; o хорошее физическое и духовное здоровье; o стабильность в поведении, уверенность в себе; o способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность; o самокритичность; o профессиональная этика. o проблемы теории и практики управления; o методы управления; o процедуры ведения отчетности; o системы обработки информации; o основы вычислите­льной техники; o организационные основы консультирования; o методические основы консультирования; o факторы, влияющие на результативность консультирования. o определять и решать проблемы; o принимать нестандартные управленческие решения; o обучать, передавать знания; o побуждать работников к творческой деятельности; o формировать и развивать эффективные рабочие группы; o применять раннее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем; o непрерывно пополнять и обновлять знания; o участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации.

На основании выше изложенного, можно определить, что в свою очередь, педагогическое консультирование включает в себя следующие содержательные блоки: консультация персонала; консультация обучающегося; консультация семьи.

Таким образом, в качестве субъекта консультирования выступает консультант, являющийся квалифицированным специалистом в данной области, а объектом консультирования – клиент, являющийся потребителем консультационной помощи.

Разумеется, во время процесса консультирования происходит активное взаимодействие субъекта и объекта (консультанта и клиента), поэтому граница между ними считается размытой. Консультант побуждает к самостоятельности в поиске решения проблемы, что ведет к плавному переходу объекта в субъект. Существуют принципы взаимодействия субъекта и объекта, которые представлены в таблице 2. 

Таблица 2 - Принципы взаимодействия субъекта и объекта консультирования

Название принципа Характеристика
Добровольности предполагает, что клиент сам решает вопрос о необходимости обращения к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Равноправия сторон предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса. Последний не должен брать на себя всю ответственность за результаты консультирования, так как основная задача, которую решает консультант, «состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию».
Вариативности   предполагает, что консультирование носит ситуативно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций.
Целостности консультационная услуга является лишь отдельным звеном в системе непрерывного сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
Профессиональной этики рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок.
Независимости консультанта исходит из того, что в процессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет (классного руководителя, воспитателя и т.д.).
Конфиденциальности провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом.
Кооперации предполагает, что консультант при столкновении со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором может быть представлены специалисты различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.).

Действия консультанта, которые направлены на решение интересующих вопросов клиента, и которые имеют определённую концептуальную и временную характеристики, составляют процесс консультирования, включающий ряд консультаций.

Как только данный процесс примет нормативно-правовую основу, то консультация станет уже консультационной услугой. В системе образования консультация осуществляется бесплатно, так как является функцией специалистов образовательной организации.

Виды педагогических консультационных услуг по его объектам представлены в таблице А.1.

Таким образом педагогические консультационные услуги можно классифицировать по характеру деятельности консультанта. Данная классификация представлена на рисунке 3.

Педагогическое консультирование можно интерпретировать в двух смыслах, представленных в таблице 3.

Таблица 3 - Узкий и широкий смысл педагогического консультирования

Педагогическое консультирование

В узком смысле

последовательное и систематическое проведение консультаций

оказание консультационных услуг

В широком смысле

модерирование групповой работы  

проведение индивидуальной и групповой супервизии

осуществление наставничества
Модерирование (модерация) – технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Субъектом модерирования является модератор.

Супервизия – это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ формирования продуктивных отношений для субъектов профессионального и межличностного взаимодействия, а также создания для них психологически комфортных условий. Субъектом супервизии является супервизор.

 

Наставничество является формой консультационной помощи молодому специалисту со стороны более опытного работника непосредственно на рабочем месте. Субъектом наставничества является наставник.    
       

Рисунок 3 – Классификация педагогических консультационных услуг по характеру деятельности консультанта

Структура процесса консультирования в различной литературе имеет множество подходов. Общую структуру процесса консультированию описал Gilland B.E. [1], она состоит из 6 стадий, и представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура процесса консультирования по Gilland B.E.

Меновщиков В.Ю. [66] в своих исследованиях приводит структуру процесса консультирования, состоящую из 5 шагов (рисунок 5).

Рисунок 5 – Структура процесса консультирования по
Меновщикову В.Ю.

Проанализировав две структуры, можно выделить следующие этапы педагогического консультирования (рисунок 6).

Рисунок 6 – Структура процесса педагогического консультирования

Существуют различные классификации консультирования: Абрамова Г.С. [3] в своих трудах в основу классификации ставит позицию самого консультанта (рисунок 7); Меновщиков В.Ю. [66], в свою очередь, пригретом выделяет содержание действий консультанта, их эмоциональный тон (рисунок 8).

Рисунок 7 – Классификация консультирования Г.С. Абрамовой

Рисунок 8 – Классификация консультирования
В.Ю. Меновщикова

Певзнер М.Н., Зайченко О.М, Ширин А.Г. [76] в своих трудах приводят классификацию педагогического консультирования, которая учитывает тип консультирования (экспертный, проектный и процессный). С учетом типов консультирования они приводят следующую классификацию педагогического консультирования, представленную на рисунке 9.

Рисунок 9 – Классификация педагогического консультирования

Певзнер М.Н., Зайченко О.М, Ширин А.Г. [76] в своей книге «Педагогическое консультирование» приводят классификацию моделей профессиональной деятельности (рисунок 10). Подробное описание моделей отображено в Приложении Б.

Рисунок 10 – Модели консультирования профессиональной деятельности

Таким образом, педагогическое консультирование многогранный процесс, который требует от консультанта теоретических знаний, представленных в данном пункте первой главы, результатом применения данных знаний в процессе педагогического консультирования будут являться разрешение проблемы или внесение позитивных изменений в проблему клиента. Современные методы педагогического консультирования, с помощью которых будет достигаться разрешение или позитивное изменение проблемы клиента, представлены в пункте 1.2.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: