Современные методы организации педагогического консультирования

В учебной литературе существует множество методов консультирования; для быстрого поиска, выбора и эффективного использования методов, которые наиболее присущи характеристике проблемы клиента, разработаны различные классификации методов консультирования. Существует подход к классификации, учитывающий этапы консультационного процесса, но данный поход очень скуп. Во время процесса консультирования консультанту необходимо не только учитывать этапы консультационного процесса, но и методы организационного процесса. С учётом этого, в данной работе представлена следующая классификация методов консультирования (рисунок 11).

Все эти методы присущи и используются во время педагогического консультирования. Кроме того, для педагогического консультирования характерны свои тактики и методы оказания консультационных услуг. При выборе тактики и метода педагогического консультирования нужно учитывать вид педагогической консультационной услуги (таблица А.1).

Педагогическое консультирование обучающегося подразумевает под собой оказание помощи, вследствие которой он сможет преодолеть самостоятельно встающие перед ним препятствия. При осуществлении предметной и метапредметной консультации обучающегося продуктивно использовать тактику эмоционального вызова, сформировать позитивные установки или применить тактику организации коллективной учебной деятельности. Для консультанта приоритетным направлением в таком случае является выявление причин низкого уровня усвоения обучающимся изучаемого материала. Данные консультации могут носить индивидуальный или групповой характер.

Рисунок 11 – Классификация методов консультирования

С учетом развития непрерывности образования профессиональная и предпрофильная консультация становится популярным направлением консалтинга, так как выбор образовательной и профессиональной перспективы в современном обществе процесс весьма сложный. Поэтому для успешного проведения консультации используют следующие тактики, представленные на рисунке 12.

Рисунок 12 – Тактики профессиональной и предпрофильной консультации обучающихся

При проведении воспитательной консультации с обучающимся используются следующие тактики, представленные на рисунке 13.

Рисунок 13 – Тактики воспитательной консультации обучающихся

В системе консультационных услуг особое место занимает социально-педагогическая консультация. Здесь пристальное внимание консультантов направлено на новое явление в сфере образования под название буллинг (травля). С учетом этого, продуктивно будет использовать следующие тактики консультирования: психодрама; индивидуальное и групповое вмешательство на основе эмпирической модели буллинга; модификация поведения; символическое моделирование.

При консультировании семьи необходимо учитывать особенности семейного воспитания, материальное благополучие, микроклимат в семье. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. [76] предлагают при консультации законных представителей придерживаться двух тактик:

1. Тактика усиления когнитивного аспекта, которая позволяет раскрыть воспитательную и психологическую стороны развития обучающихся, супружеское взаимоотношение и др.

2. Тактика работы эмоциональной и чувственной сторонами взаимоотношений, а также выявление оснований плохого взаимоотношения между сторонами.

В современной образовательной практике исключительное внимание уделяется консультированию педагогических работников. При таком взаимодействии с педагогическим персоналом перед консультантом встает вопрос о разрешении ситуаций, связанных с профессиональными затруднениями, они в свою очередь весьма многоаспектны и многообразны. От консультанта требуется очень качественная диагностика проблемы, изучение всех её характеристик. От качественного изучения проблемы будет зависеть правильность и обоснованность выбора стратегии и тактики индивидуального и группового консультирования. При консультировании педагогического персонала консультанту важно понимать понятие «ситуация профессионального затруднения». Это понятие представляет собой вид взаимодействия специалиста – субъекта деятельности с профессиональной средой, в процессе которого возникает объективная проблема в профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, сопровождается субъективным переживанием и напряжением. Под профессиональной средой следует понимать пространство, которое можно представить следующим образом (рисунок 14). Кроме этого консультанту необходимо учитывать многообразие ситуаций профессионального затруднения, которые представлены в таблице А.2.  

Рисунок 14 – Профессиональная среда педагога

С учетом выше сказанного при консультировании педагогического коллектива необходимо использовать инновационные формы и технологии научно-методического сопровождения, такие как: профессиональный тренинг, модерирование, консультирование, супервизия. Основные формы и технологии представлены в таблице А.3 [76].

Подробная методика использования групповой и индивидуальной супервизии представлена на рисунке 15.

Рисунок 15 – Особенности индивидуальной и групповой супервизии

Кроме данных форм и технологий научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в современном мире все чаще применяются следующие нестандартные формы: коучинг, тьюторство, образовательный консалтинг (таблица А.4).  

 

С развитием Интернет-технологий научное-методическое сопровождение можно осуществлять дистанционно с помощью следующих форм организации профессиональной деятельности, представленных на рисунке 16 [42; 76; 88].

Рисунок 16 – Особенности индивидуальной и групповой супервизии

При консультировании управленческого персонала образовательной организации консультанту придерживаться следующей схемы, представленной на рисунке 17.

Рисунок 17 – Схема организации педагогического консультирования управленческого персонала образовательной организации

С учетом вышесказанного, данные инновационные тактики и методики педагогического консультирования можно представить в виде общей таблицы с учетом видов консультационных услуг (таблица А.5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: