double arrow

Цифровая трансформация информационной образовательной среды


Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, который постоянно претерпевает изменения. Во всех областях общественной жизни и экономической деятельности происходят постоянные преобразования, всё больше возрастает процесс внедрения инноваций. Разумеется, эти процессы отражаются положительно на жизнедеятельности людей, люди постоянно развиваются, совершенствуют свои знания, умения, овладевают новыми видами деятельности. Но с другой стороны происходит автоматизация и роботизация деятельности человека, то есть замена человеческого труда машинным. В таком виде от человека требуется только творческая составляющая, а также вычленять, оценивать и логически выстраивать необходимую информацию из большого потока данных [4].

Процесс внедрения инноваций затрагивает сферу образования, так введение федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выставляет особые требования к виду профессиональной деятельности, который в свою очередь является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общих и профессиональных компетенций специалиста, среди которых выделяют навык использования информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности [97].




Таким образом, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий являются обязательной составляющей информационной культуры современного выпускника среднего профессионального учреждения, которая позволяет комфортно существовать в развитом обществе.

Информационное общество окутывает и заполоняет всё пространство жизнедеятельности человека. К сфере образования также выдвигаются новые требования, они предполагают массовую компьютеризацию образовательного процесса и использование в работе всемирной паутины [71]. 

Процесс информатизации образования нацелен повысить качество образования согласно запросам современного общества. Чтобы достичь данную цель необходимо создать специфическую информационно-образовательную среду в учебном заведении [71]. 

В трудах Р.Ф. Абдеева, Л.А. Андреева, Ж.Н. Зайцевой, В.Л. Ясвина широко освещен понятийный аппарат информатизации образования. Данные исследователи наполняют все определения педагогическим смыслом, что позволяет с точностью выделить следующие особенности термина «информационно-образовательная среда».

Под информационно-образовательной средой следует понимать программно-телекоммуникационную среду, которая основана на использовании компьютерной техники, и которая реализуется едиными технологическими средствами и взаимосвязанными содержательными наполнениями качественного информационного обеспечения всех субъектов педагогического процесса [28].



Ю.Г. Коротенков считает основной целью информационно-образовательной средой переход образовательного процесса в новую форму, соответствующую информационному обществу [49].

На рисунке 18 представлена модель проектирования информационной образовательной среды колледжа, которая включает в себя условия, компоненты, средства и этапы организации.

Рисунок 18 – Модель проектирования информационной образовательной среды колледжа

Процесс информатизации во всех учебных заведениях уже завершен, а информационно образовательная среда колледжа постоянно претерпевает изменения в соответствии с развитием общества. Совсем недавно появилось новое веяние в образовании, в информационно-образовательную среду колледжа стали внедрятся цифровые технологии. Появился новый термин «цифровая образовательная среда».

Процессы, происходящие в социально-экономическом, политическом, культурном пространстве, использование информационных технологий, неизбежно трансформируют современные представления об особенностях организации учебного процесса в цифровой образовательной среде. В современных условиях основные направления цифровизации образовательной среды происходят в контексте междисциплинарной интеграции, информатизации, использования различных, в том числе удаленного действия, информационно-коммуникационных средств обучения [10].



Одним из необходимых условий конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда обретает достижение высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности, умения работать в цифровой среде. Поэтому, в последнее время все большее внимание заостряется на проблемах повышения качества обучения посредством информатизации, использования в учебном процессе программно-телекоммуникационных средств обучения. В научной литературе под информатизацией образования понимается процесс внедрения в учебный процесс информационных технологий, в целях повышения качества обучения, эффективности управления образовательным процессом в соответствии с растущими запросами постиндустриального общественного развития [56].

Возрастающие требования социума, работодателей к результатам профессионального обучения обуславливают переход организаций к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в цифровой образовательной среде. Образовательная среда, выстроенная на основе цифровых технологий, позволяет персонифицировать непрерывность образовательного процесса, обеспечить целенаправленное формирование самостоятельности обучающихся, развитие их творческих способностей, открывает виртуальный доступ к новым источникам учебной информации [54].

Анализ современного состояния психолого-педагогических исследований, посвященных актуальным вопросам информатизационно-цифрового образования убедительно показывают многогранность понятия «среда», прежде всего по структуре входящих в нее компонентов, которая главным образом соотносится с понятием «пространство». В условиях управляемого педагогического воздействия профессионально - личностного развития обучающихся, образовательная среда рассматривается как составная часть образовательного пространства. Поэтому, в последнее время, проблемы использования цифровой среды в образовательном процессе, явилось предметом ряда научных изысканий, результатом которых стало обоснование применения различных видов сред. Выявление характерных особенностей различных сред дифференцируется структурным описанием и вариативностью иерархических связей ее составных элементов. В научной литературе встречаются следующие близкие по семантическому содержанию определения цифровой образовательной среды:

- совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией [61].

- совокупность информационных систем, предназначенных для выполнения различных задач образовательного процесса [7].

- среда, в которой формируются базовые знания, навыки, личностные качества обучающихся, включая достижения новых образовательных результатов, которые невозможно достичь без использования цифровой образовательной среды [40].

- открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями [10].

Цифровизация образования должна способствовать достижению заранее намеченных результатов с учетом непрерывного, индивидуально выстроенного на основе технологий продвинутого обучения (advanced learning technologies), образования в течение всей жизни (life learning process), обеспечивающего формирование ключевых компетенций и целенаправленного развития конкурентоспособных качеств будущих специалистов постиндустриального социума (рисунок 19).

Рисунок 19 - Характерные особенности цифровизации образования

Цифровизация нацелена на обеспечение широкой доступности к информационно-телекоммуникационным ресурсам и использованию технологий удаленного действия в педагогическом процессе среднего профессионального образования [55].

Достижение намеченной цели организациям среднего профессионального образования необходимо реализовать с помощью комплекса задач, представленных на рисунке 20.

Рисунок 20 – Задачи цифровизации среднего профессионального образования

Для развития цифровой образовательной среды среднего профессионального образования и решения поставленных задач необходимо взаимодействие групп участников, представленных на рисунке 21. В эпоху искусственного интеллекта эффективное взаимодействие всех четырех компонентов будут способствовать позитивным изменениям на рынке труда, благодаря появлению новых компетенций, повышению качества образовательных услуг, способности выпускников принимать самостоятельные, ответственные решения.

Рисунок 21 – Участники цифровой образовательной среды техникума

Для внедрения цифровизации в организациях среднего профессионального образования требуется предусмотреть реализацию ряда ключевых мероприятий, представленных на рисунке 22.

Рисунок 22 – Ключевые мероприятия по цифровизации среднего профессионального образования

Таким образом, на основании теоретического изучения современных исследований сущности рассматриваемого понятия и собственного опыта профессиональной деятельности, цифровую образовательную среду мы рассматриваем как совокупность системно выстроенного управляемого интерактивного взаимодействия участников педагогического процесса направленного на личностно-профессиональное мотивированное развитие учащихся, реализуемого с использованием информационно-консультационных методов, компьютерной техники и программно-телекоммуникационных средств обучения.







Сейчас читают про: