Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательной организацией с учетом психофизических особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

Личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

•   самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

•   смыслообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

•   морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:

•  сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении

обучающегося к образовательному учреждению;

•  ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

•  сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

•  сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

•  сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

•  знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

В урочной и внеурочной деятельности может оцениваться прилежание и ответственность за результаты обучения, а также ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы начального общего образования.

Данные о достижении этих результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Формы оценивания личностных результатов:

•  Индивидуальное обследование

•  Индивидуальная беседа

•  Подгрупповое обследование

•  Фронтальный письменный опрос

•  Фронтальное анкетирование

•  Педагогическая диагностика

•  Анкетирование

•  Наблюдение

Для выявления динамики личностных достижений выступают:       стартовая,

промежуточная, итоговая диагностика, не носящая оценочный характер.

Для оценки личностных результатов необходимо проанализировать информацию, отражающую внутреннее ощущение обучающегося, его активность в школьной деятельности и самовыражение во внешкольной деятельности. Такую информацию могут предоставить: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители), эти участники педагогического процесса являются экспертами в оценивании уровня личностного развития обучающегося.

Экспертная оценка личностных результатов осуществляется по трём направлениям:

1.  Анализ результатов психолого-педагогической диагностики.

2.  Анализ портфолио достижений обучающегося.

3.  Анализ устной характеристики, предоставленной родителями. Данный способ системы оценивания личностных результатов позволяет осуществить комплексный анализ достижений обучающихся.

Заполняется оценочный лист на каждого обучающегося, в котором отражаются индивидуальные результаты уровня развития личностных УУД. Данный оценочный лист является составной частью индивидуальной карты сопровождения обучающегося и к нему прилагаются рекомендации по повышению уровня развития личностных УУД на следующем этапе обучения. Кроме того, копия оценочного листа помещается в портфолио обучающегося для подробного ознакомления с ним ребёнка и родителей (законных представителей).

Родители предоставляют устную характеристику уровня развития личностных УУД, описывая активность своего ребёнка во внешкольной деятельности.

Так же результаты оценки личностных результатов учащихся фиксируются в «Портфолио» (Портфель достижений), в него вносятся:

•  некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка);

•  результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.;

•  отражаются успехи учащихся;

•  полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: