Методы организации и осуществления коррекционно-развивающей работы

Методы Используемые приемы
Словесные Инструктаж, беседа, рассказ, дидактическая игра, игровое упражнение, декларирование, загадывание загадок, показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, прослушивание, чтение.
Наглядные Иллюстрация, показ образца задания или способа действия, рассматривание, просмотр, прослушивание, наблюдение, демонстрация и др.
Практические Рисование, моделирование, выкладывание различных схем, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, письмо, чтение, раскладывание картинок, придумывание и подбор слов, прослушивание, упражнение, тест-упражнение, игры, компьютерная игра или программа и др.
Проблемно­- поисковые Создание проблемной ситуации, ситуации успеха, выполнение творческих заданий, поощрение.

 

 

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие коррекционно­-

развивающие технологии, коррекционно-адаптивные, информационно-компьютерные.

 

Методические рекомендации:

Для формирования планирующей и регулирующей функций речи используется алгоритм последовательности логопедического занятия, который в виде плана-схемы располагается перед ребёнком и используется для оречевления содержания этапов занятия (как форма целеполагания).

Биоэнергопластика (содружественные движения пальцев и кистей рук с артикуляционными упражнениями по методике А.В.Ястребовой) проводится с использованием зеркала и артикуляционно-пальчикового игротренинга «Сказка про язычок».

Дыхательная гимнастика проводится в следующей последовательности: дифференциация ротового и носового дыхания; выработка сильной воздушной струи; выработка правильно направленной воздушной струи.

Логоритмические упражнения проводятся с использованием стихотворений. Отхлопывание ритмического рисунка проводится по кругу с усложнением.

Для формирования регулирующей функции речи и развития связного высказывания желательна на начальных этапах работы комментирующая речь логопеда, в дальнейшем эту функцию можно предложить учащихся.

На занятия приветствуется присутствие родителей, которые наблюдают за правильностью выполнения ребенком заданий, требованиями к выполнению заданий.

Особенности проведения занятий:

·  Формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках и словах, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Однако знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

·  Применение различной символики (схемы, слоговые «домики») повышает эффективность звукослоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний.

·  Предлагаемая последовательность знакомства с буквами (вслед за учителем) обеспечивает формирование навыка слитного послогового чтения: сочетание гласных букв, обратные слоги, прямые слоги с длительно произносимыми согласными звуками, односложные слова и т.п.

·  Называние согласных букв коротко, без добавления гласных (не эм, тэ, ша, а так, как в конце слов комаР, малыШ).

·  Лексический материал для звукового анализа и синтеза подобран с учетом соответствия написания и произношения.

·  Система обучения с речевыми недостатками содержит ряд этапов, содержание которых отличаются по сложности постепенному ее нарастанию.

Во время каждого занятия обязательно проводится динамическая пауза. Занятия проходят либо в игровой форме, либо с использованием игровых упражнений.

В приложении №1 приведены рабочие программы коррекционного курса «Развитие устной речи» для обучающихся 1и 2 классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: