Методы | Используемые приемы |
Словесные | Инструктаж, беседа, рассказ, дидактическая игра, игровое упражнение, декларирование, загадывание загадок, показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, прослушивание, чтение. |
Наглядные | Иллюстрация, показ образца задания или способа действия, рассматривание, просмотр, прослушивание, наблюдение, демонстрация и др. |
Практические | Рисование, моделирование, выкладывание различных схем, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, письмо, чтение, раскладывание картинок, придумывание и подбор слов, прослушивание, упражнение, тест-упражнение, игры, компьютерная игра или программа и др. |
Проблемно- поисковые | Создание проблемной ситуации, ситуации успеха, выполнение творческих заданий, поощрение. |
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие коррекционно-
развивающие технологии, коррекционно-адаптивные, информационно-компьютерные.
Методические рекомендации:
Для формирования планирующей и регулирующей функций речи используется алгоритм последовательности логопедического занятия, который в виде плана-схемы располагается перед ребёнком и используется для оречевления содержания этапов занятия (как форма целеполагания).
Биоэнергопластика (содружественные движения пальцев и кистей рук с артикуляционными упражнениями по методике А.В.Ястребовой) проводится с использованием зеркала и артикуляционно-пальчикового игротренинга «Сказка про язычок».
Дыхательная гимнастика проводится в следующей последовательности: дифференциация ротового и носового дыхания; выработка сильной воздушной струи; выработка правильно направленной воздушной струи.
Логоритмические упражнения проводятся с использованием стихотворений. Отхлопывание ритмического рисунка проводится по кругу с усложнением.
Для формирования регулирующей функции речи и развития связного высказывания желательна на начальных этапах работы комментирующая речь логопеда, в дальнейшем эту функцию можно предложить учащихся.
На занятия приветствуется присутствие родителей, которые наблюдают за правильностью выполнения ребенком заданий, требованиями к выполнению заданий.
Особенности проведения занятий:
· Формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках и словах, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Однако знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.
· Применение различной символики (схемы, слоговые «домики») повышает эффективность звукослоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний.
· Предлагаемая последовательность знакомства с буквами (вслед за учителем) обеспечивает формирование навыка слитного послогового чтения: сочетание гласных букв, обратные слоги, прямые слоги с длительно произносимыми согласными звуками, односложные слова и т.п.
· Называние согласных букв коротко, без добавления гласных (не эм, тэ, ша, а так, как в конце слов комаР, малыШ).
· Лексический материал для звукового анализа и синтеза подобран с учетом соответствия написания и произношения.
· Система обучения с речевыми недостатками содержит ряд этапов, содержание которых отличаются по сложности постепенному ее нарастанию.
Во время каждого занятия обязательно проводится динамическая пауза. Занятия проходят либо в игровой форме, либо с использованием игровых упражнений.
В приложении №1 приведены рабочие программы коррекционного курса «Развитие устной речи» для обучающихся 1и 2 классов.