Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения школьников с РАС. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи учащимся с РАС вариант 8.1. различной степени тяжести.
Большая роль в отклонениях психического развития учащихся с РАС вариант 8.1. принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
Двигательные нарушения:
• Ограничение в предметно-практической деятельности;
• Недостаточное развитие предметного восприятия;
• Затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь.
Цель программы: создание условий для оптимизации психического и физического развития учащихся с РАС вариант 8.1.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей учащихся с РАС вариант 8.1.
2. Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи учащимся с РАС вариант 8.1.
3. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
4. Оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию учащихся с РАС вариант 8.1.
5. Отслеживание динамики развития учащихся с РАС вариант 8.1.
Работа с родителями:
В программе предусмотрены не только совместные детско-родительские консультации, но и в течение всего периода проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
1. Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам.
2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком.
3. Активизации коммуникаций в семье.
Работа с педагогами:
1. Повышение компетентности при работе с учащимися с РАС вариант 8.1.
2. Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков.
3. Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.
Работа с учащимися с РАС вариант 8.1:
1. Развитие интеллектуальных способностей через специально организованные занятия.
2. Оптимизация учебной деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения.
3. Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.
Формирование УУД:
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Личностные - понимает значение и смысл обучения в образовательном учреждении; обладает знанием моральных норм, умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделяет нравственный аспект поведения; ориентирован в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с педагогом или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные - осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные - формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослыми.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.
Материалы и оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки.
Объем программы рассчитан на первый год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 25-35 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей учащихся и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение учащихся с РАС вариант 8.1., их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Форма оценивания знаний учащихся с РАС вариант 8.1. - безотметочная.
Формы контроля - психологическая диагностика. Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Планируемые результаты программы:
• развитие познавательной активности учащихся;
• развитие общеинтеллектуальных умений, приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
• нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
• развитие словарного запаса, устной монологической речи учащихся в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающем мире;
• психокоррекция поведения ребенка;
• социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения учащихся с РАС вариант 8.1.