Программа коррекционной работы педагога-психолога

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения школьников с РАС. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи учащимся с РАС вариант 8.1. различной степени тяжести.

Большая роль в отклонениях психического развития учащихся с РАС вариант 8.1. принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

•  Ограничение в предметно-практической деятельности;

•  Недостаточное развитие предметного восприятия;

•  Затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь.

Цель программы: создание условий для оптимизации психического и физического развития учащихся с РАС вариант 8.1.

Задачи:

1.  Выявление особых образовательных потребностей учащихся с РАС вариант 8.1.

2.  Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи учащимся с РАС вариант 8.1.

3.  Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

4.  Оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию учащихся с РАС вариант 8.1.

5.  Отслеживание динамики развития учащихся с РАС вариант 8.1.

Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско-родительские консультации, но и в течение всего периода проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

1.  Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам.

2.  Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком.

3.  Активизации коммуникаций в семье.

Работа с педагогами:

1.  Повышение компетентности при работе с учащимися с РАС вариант 8.1.

2.  Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков.

3.  Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.

Работа с учащимися с РАС вариант 8.1:

1.  Развитие интеллектуальных способностей через специально организованные занятия.

2.  Оптимизация учебной деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения.

3.  Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.

Формирование УУД:

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные - понимает значение и смысл обучения в образовательном учреждении; обладает знанием моральных норм, умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделяет нравственный аспект поведения; ориентирован в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с педагогом или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные - осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно­познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные - формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослыми.

Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки.

Объем программы рассчитан на первый год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 25-35 минут.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей учащихся и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение учащихся с РАС вариант 8.1., их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Форма оценивания знаний учащихся с РАС вариант 8.1. - безотметочная.

Формы контроля - психологическая диагностика. Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно­-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.

Планируемые результаты программы:

•  развитие познавательной активности учащихся;

•  развитие общеинтеллектуальных умений, приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

•  нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

•  развитие словарного запаса, устной монологической речи учащихся в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающем мире;

•  психокоррекция поведения ребенка;

•  социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения учащихся с РАС вариант 8.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: