Программное содержание

Материал программы систематизирован с учетом речевых возможностей учащихся, структурой речевого дефекта, речевых возрастных норм, содержанием программы школы. В предлагаемой системе занятий центральное место отводится обогащению речевого опыта ребёнка.

Содержание программы:

•  развитие артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, слухо­зрительно-моторных координаций, пространственно-временных ориентировок и представлений;

•  развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму;

•  формирование зрительного образа печатных и прописных букв, умения сливать звуки и буквы в обратные и прямые слоги;

•  составление предложений из 3-4 слов, деление предложений на слова, называя их по порядку, понимание и использование в речи терминов «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный»;

•  развитие внимания к звуковой стороне речи;

•  формирование фонематических представлений, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие;

•  умение производить звуко-слоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

•  развитие лексико-грамматического строя речи через:

-  уточнение значений слов, расширение и активизация словаря по лексическим темам,

-  обогащение словарного состава за счет развития умений активно пользоваться различными способами словообразования,

-  уточнение значений используемых синтаксических конструкций,

-  развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

•  развитие связной речи через формирование связного учебного высказывания при составлении словосочетаний, предложений, ответов на вопросы;

•  формирование речемыслительной деятельности через обобщение, классификацию, выделение и сравнение предметов и явлений на речевом уровне;

•  развитие произвольности поведения и деятельности в целом;

•  упражнение в правильном звукопроизношении;

•  формирование планирующей и регулирующей функций речи;

•  развитие и совершенствование культуры устной речи: дикции, дыхания, голоса, интонирования.

Планируемые результаты

Предполагается, что проведенная с учащимися коррекционно-развивающая работа

будет способствовать:

•  преодолению недостатков в развитии устной речи;

•  обеспечению достаточного освоение учащихся АООП для детей с РАС вариант 8.1;

•  предупреждению нарушения в формировании письменной речи;

•  созданию условий для обеспечения преемственности в работе со всеми участниками коррекционно-развивающей работы;

•  повышению коммуникативных возможностей учащихся;

•  развитию и нормализации общих познавательных способностей, восприятия, воображения, внимания;

•  развитию общей и мелкой моторики;

•  формированию планирующей и регулирующей функций речи, речемыслительной деятельности в целом.

•  создание предпосылок к формированию ключевых компетенций: коммуникативной, готовности к социальному взаимодействию, личностной, умению учиться, организационной.

У учащихся будут сформированы:

1. Ориентироваться на теле, на листе, в пространстве, во времени.

2.  Писать буквы, слоги, слова и предложения каллиграфически правильно прописными буквами под диктовку.

3.  Читать, сливая в слоги слова и предложения.

4.  Составлять предложения из 3-4 слов, делить предложение на слова, называть слова в предложении по порядку.

5.  Различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие.

6.  Производить звукослоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове, давать характеристику звука по схеме.

7.  Пользоваться различными способами словообразования.

8.  Составлять и использовать связное учебное высказывание.

9.  Обобщать, классифицировать, выделять и сравнивать предметы и явления на речевом уровне.

10.  Правильно произносить все звуки речи.

11.  Регулировать и планировать свою деятельность.

12.  Обобщать предметы и явления по основным лексическим темам.

Учащиеся научатся:

1.  Понимать и использовать в речи термины «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный».

2.  Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в прописном виде.

3.  Временные сериации (части суток, дни недели, месяцы года), понимать и правильно использовать в речи предлоги.

4.  Правила правописания слов с ЖИ ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

5.  Оформление границ предложения.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия носят практический характер и основываются на организации активной речевой деятельности ребёнка, в ситуациях игрового и обучающего общения, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных игровых ситуациях.

В ходе занятий особое внимание уделяется технике речи, поэтому в содержание занятий включены артикуляционные и дыхательные упражнения, биоэнергопластика, упражнения на развитие слухомоторных координаций и зрительно-пространственно­временных представлений, повторение ритмического рисунка и логоритмические упражнения, которые помогают в усвоении и закреплении произносительных умений.

Использование в логопедической работе с ребёнком биоэнергопластики, логических упражнений, оречевление действий и плана действий с последующим анализом результатов работы позволяют повысить эффективность логопедического воздействия на ребенка. Эти виды работы проводятся в начале занятия. Они организуют учащихся, активизируют мыслительную деятельность, направляют внимание, включают в работу.

 

Методическое обеспечение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: