Материал программы систематизирован с учетом речевых возможностей учащихся, структурой речевого дефекта, речевых возрастных норм, содержанием программы школы. В предлагаемой системе занятий центральное место отводится обогащению речевого опыта ребёнка.
Содержание программы:
• развитие артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, слухозрительно-моторных координаций, пространственно-временных ориентировок и представлений;
• развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму;
• формирование зрительного образа печатных и прописных букв, умения сливать звуки и буквы в обратные и прямые слоги;
• составление предложений из 3-4 слов, деление предложений на слова, называя их по порядку, понимание и использование в речи терминов «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный»;
• развитие внимания к звуковой стороне речи;
• формирование фонематических представлений, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие;
• умение производить звуко-слоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
• развитие лексико-грамматического строя речи через:
- уточнение значений слов, расширение и активизация словаря по лексическим темам,
- обогащение словарного состава за счет развития умений активно пользоваться различными способами словообразования,
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
• развитие связной речи через формирование связного учебного высказывания при составлении словосочетаний, предложений, ответов на вопросы;
• формирование речемыслительной деятельности через обобщение, классификацию, выделение и сравнение предметов и явлений на речевом уровне;
• развитие произвольности поведения и деятельности в целом;
• упражнение в правильном звукопроизношении;
• формирование планирующей и регулирующей функций речи;
• развитие и совершенствование культуры устной речи: дикции, дыхания, голоса, интонирования.
Планируемые результаты
Предполагается, что проведенная с учащимися коррекционно-развивающая работа
будет способствовать:
• преодолению недостатков в развитии устной речи;
• обеспечению достаточного освоение учащихся АООП для детей с РАС вариант 8.1;
• предупреждению нарушения в формировании письменной речи;
• созданию условий для обеспечения преемственности в работе со всеми участниками коррекционно-развивающей работы;
• повышению коммуникативных возможностей учащихся;
• развитию и нормализации общих познавательных способностей, восприятия, воображения, внимания;
• развитию общей и мелкой моторики;
• формированию планирующей и регулирующей функций речи, речемыслительной деятельности в целом.
• создание предпосылок к формированию ключевых компетенций: коммуникативной, готовности к социальному взаимодействию, личностной, умению учиться, организационной.
У учащихся будут сформированы:
1. Ориентироваться на теле, на листе, в пространстве, во времени.
2. Писать буквы, слоги, слова и предложения каллиграфически правильно прописными буквами под диктовку.
3. Читать, сливая в слоги слова и предложения.
4. Составлять предложения из 3-4 слов, делить предложение на слова, называть слова в предложении по порядку.
5. Различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие.
6. Производить звукослоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове, давать характеристику звука по схеме.
7. Пользоваться различными способами словообразования.
8. Составлять и использовать связное учебное высказывание.
9. Обобщать, классифицировать, выделять и сравнивать предметы и явления на речевом уровне.
10. Правильно произносить все звуки речи.
11. Регулировать и планировать свою деятельность.
12. Обобщать предметы и явления по основным лексическим темам.
Учащиеся научатся:
1. Понимать и использовать в речи термины «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный».
2. Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в прописном виде.
3. Временные сериации (части суток, дни недели, месяцы года), понимать и правильно использовать в речи предлоги.
4. Правила правописания слов с ЖИ ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
5. Оформление границ предложения.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия носят практический характер и основываются на организации активной речевой деятельности ребёнка, в ситуациях игрового и обучающего общения, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных игровых ситуациях.
В ходе занятий особое внимание уделяется технике речи, поэтому в содержание занятий включены артикуляционные и дыхательные упражнения, биоэнергопластика, упражнения на развитие слухомоторных координаций и зрительно-пространственновременных представлений, повторение ритмического рисунка и логоритмические упражнения, которые помогают в усвоении и закреплении произносительных умений.
Использование в логопедической работе с ребёнком биоэнергопластики, логических упражнений, оречевление действий и плана действий с последующим анализом результатов работы позволяют повысить эффективность логопедического воздействия на ребенка. Эти виды работы проводятся в начале занятия. Они организуют учащихся, активизируют мыслительную деятельность, направляют внимание, включают в работу.
Методическое обеспечение