Коррекционная программа по исправлению недостатков в развитии устной и формировании письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющей общее недоразвитие речи является коррекционно-развивающей программой и соотнесена с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (Приказ от 19 декабря 2014 г.№1598), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»), программой «Школа России», и Инструктивным письмом МО РФ: «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2).
Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью оказания логопедической помощи учащимся, имеющим общее недоразвитие речи и испытывающей трудности в обучении грамоте, русскому языку, чтению для успешного освоения школьной программы в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с РАС вариант 8.1.
|
|
Значимость данной программы заключается в том, что она позволяет устранить пробелы в развитии устной речи обучающейся с РАС, так как особенности её речевого развития ограничивают возможности школьницы и негативно влияют на весь учебный процесс.
Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р. Лурия); учение П.К. Анохина о функциональных системах как широком функциональном объединении различных структур мозга на основе получения конечного эффекта (позволяет с позиций методологии рассматривать развитие речи в условиях нормы и патологии); исследования развития высших психических функций Л.С. Выготского, работы Т.Н. Ушаковой о функциональных структурах второй сигнальной системы и др.
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечение равных возможностей учащихся, имеющей общее недоразвитие речи.
Цели программы:
• Преодоление недостатков в развитии устной речи.
• Предупреждение нарушений в формировании письменной речи.
Эти цели обучения учащихся рассматриваются в логике приоритетных целей начального образования - направленность процесса обучения на формирование ключевых компетенций и важнейшего новообразования этого возрастного периода - учебной деятельности.
Задачи:
|
|
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами в учебном процессе.
• Развитие фонематических процессов, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
• Совершенствование культуры устной речи (дикции, речевого дыхания, голоса, интонирования).
• Формирование речемыслительной деятельности в целом (развитие и совершенствование связного учебного высказывания, связной речи, формирование грамматических категорий, развитие творческого мышления).
• Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
• Развитие неречевых процессов: зрительного анализа и синтеза; пространственновременных ориентировок; слухо-зрительно-моторных координаций.
• Автоматизация в речи поставленных звуков речи.
• Закрепление орфографических правил.
• Укрепление связи звука с буквой, формирование буквенного гнозиса.
• Повышение коммуникативных возможностей ребёнка.
Реализация этих задач зависит от тяжести психоречевого недоразвития, его структуры.
Основой построения коррекционно-развивающего процесса является компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся, следующих ключевых компетенций: коммуникативной, готовности к социальному взаимодействию, личностной, умению учиться, организационной.
В основу программы положены следующие общедидактические принципы работы.
• учет индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка младшего школьного возраста;
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход в обследовании, обучении и коррекции недостатков в развитии
речи;
• систематичность и последовательность в подборе, изложении, усвоении дидактического материала;
• воспитывающий характер обучения;
• наглядность в подаче учебного материала и его доступность;
• практическая направленность;
• компетентностный подход;
• индивидуальный подход.
Данная программа базируется на личностно-ориентированной, коррекционноразвивающей и здоровьесберегающей технологиях, что позволяет вести учет успехов и затруднений ребёнка младшего школьного возраста, использовать специальный комплекс организационных, дидактических и методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для исправления недостатков развития речи в соответствии с его актуальными возможностями.
Организационные формы: индивидуальная.
Анализ психологических особенностей развития ребёнка младшего школьного возраста, её деятельности позволяет определить содержание коррекционно-развивающей работы, которое направлено на исправление недостатков в психоречевом развитии, учитывая индивидуальные возможности ребенка, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
В основу отбора содержания программы легли следующие специальные принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• дифференцированный и комплексный подход;
• формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения;
• деятельностный подход;
• системности и учета структуры речевого нарушения.
Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, учителя начальных классов, родители.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность индивидуального логопедического занятия составляет до 25-35мин.