Результаты проекта
Этап 1.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
Л.В. Мардахаев в «Словаре по социальной педагогике» дает такое определение: «Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат»
Мы выделили факторы успешной социализации младших школьников:
1. Всесторонняя педагогическая диагностика,
2. Изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи
3. Гуманность и открытость образовательной организации
4. Наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов
|
|
5. Состояние психического здоровья детей;
6. Наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
7. Создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
8. Обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
9. Организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
10. Построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Ученые выделяют следующие показатели социализированности младшего школьника:
§ когнитивно-рефлексивный: потребность, готовность, способность к познавательной деятельности; знание и понимание роди природы в жизни человека; знания о явлениях природы, представляющих угрозу для человека; способность к самонаблюдению и самоанализу; способность к адекватной реакции к изменению ситуации; любознательность; умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; способность к самопознанию;
§ коммуникативный: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; умение общаться со старшими детьми и взрослыми(умение взаимодействовать в составе разновозрастной группы);умение сотрудничать; способность к эмпатии, толерантность;
§ практический: способность к репродуктивным действиям; способность к творческим действиям; самостоятельность в деятельности;
§ ценностно-смысловой: представления об основных человеческих ценностях (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир); наличие сформированности нравственных качеств (любовь к родному краю, дружелюбие, трудолюбие, доброта, готовность помочь товарищу, отзывчивость, честность, справедливость, вежливость, исполнительность, чувство стыда); способность к нравственной самооценке; сформированность социально одобряемого поведения
|
|
Этап 2.
Исследование проходило на базе ГБОУ Школы №1143. Данная образовательная организация располагается по адресу: г. Москва, район Люблино, Краснодарская улица, д.9, к.2.
В качестве группы был выбран 4 «Б» класс. В классе обучается 26 человек, из них 15 девочек и 11 мальчиков.
Отбор целевой группы и анализ теоретического и эмпирического материала по теме исследования позволил сформулировать гипотезу о взаимодействии уровня социальной активности с участием в программах внеурочной деятельности.
Этап 3.
Нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики социализации ребенка, разработанная М.И. Рожковым, для определения уровня развития свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и их проявления в реальной социальной активности детей. (Приложение 1)
2. Методика «Сюжетные картинки». Диагностика эмоционального компонента нравственного развития, автором которой является Р.Р. Калинина. (Приложение 2)
3. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС»). Методика разработана В.В. Синявским и В.А. Фидорошиным. Данное тестирование направлено на изучение коммуникативных и организаторских склонностей. (Приложение 3).
Этап 4.
Методика регистрации социализированности ребенка.
Методика для изучения социализированности личности обучающегося М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся. Основополагающим методом исследования является тестирование.
В ходе исследования в 4 «Б» классе были получены следующие результаты:
42,3 % обучающихся имеют высокую степень активности ребенка;
34,6 % обучающихся имеют среднюю степень развития социальной активности.
23 % обучающихся имеют низкий уровень социальной активности.
Рисунок 1. Уровень социализированности обучающихся 4 «Б» класса. (первичная диагностика).